г. Краснодар |
|
05 сентября 2022 г. |
Дело N А32-34862/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Альтернативные коммунальные системы" (ИНН 2301070069, ОГРН 1092301000087), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экотехпром" (ИНН 5026014960, ОГРН 1105027011110), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтернативные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А32-34862/2021, установил следующее.
ООО "Альтернативные коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Экотехпром" (далее - компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N АР-54-01411-21 в части графика вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), стоимости услуг, порядка определения объема отходов по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, порядка оплаты.
Решением от 15.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2022, в иске отказано.
Общество обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что спорный договор не соответствует типовому договору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации. В обжалуемом решении содержатся противоречивые выводы, разногласия сторон не рассмотрены в полном объеме. Периодичность вывоза ТКО устанавливается санитарными нормами и правилами.
В отзыве компания отклонила доводы жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Анапа ул. 40 лет Победы, 16, пер. Алексеевский, 3, ул. Горького, 62, 72, ул. Гребенская, 58а, 78, бул-р Евскина, 5, 14а, ул. Ивана Голубца, 107, ул. Красноармейская, 45, ул. Краснозеленых, 29а, ул. Крымская, 250, ул. Ленина, 143, 153, секция 6, 179б, ул. Лермонтова, 116, ул. Омелькова, 21, ул. Островского, 32, 55, ул. Промышленная, 2, 7а, ул. Самбурова, 158, 236, ул. Терская, 96, ул. Толстого, 130, ул. Трудящихся, 2/2, ул. Тургенева, 293а, 271/2, 271, ул. Шевченко, 73б, 12 микрорайон, 40; в селе Супсех: ул. Советская, 6б, 6в, ул. Желанная, 1, общество является управляющей организацией.
С 01.03.2021 на территории г-к Анапа компания приступила к работе в качестве регионального оператора по вывозу твердых бытовых отходов.
Типовой договор на оказание услуг с ТКО в порядке публичной оферты на официальном сайте компании в сети Интернет размещен 01.03.2021, публикация в газете "Кубанские новости" также имела место 01.03.2021.
26 марта 2021 года общество направило компании заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональным оператором заявителю направлен для подписания договор N АР-54-01411-21 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обществом договор подписан с протоколом разногласий от 04.06.2021.
Неурегулирование разногласий в досудебном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 210, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований общества.
Суды установили, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, в том числе и в отношении спорных пунктов. В связи с отсутствием у управляющей организации собственной контейнерной площадки, отвечающей установленным требованиям, региональным оператором производится коммерческий учет ТКО в соответствии с утвержденным нормативом (постановление главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае"). Контейнерные площадки являются общими, ввиду чего не может быть реализован метод расчета ТКО по фактическому объему при накоплении ТКО на общей площадке различными потребителями, так как у регионального оператора отсутствует возможность определить объем ТКО каждого из потребителей, в том числе по нежилым помещениям. Проект договора соответствует требованиям законодательства, в том числе Правилам N 354.
Доводы заявителя жалобы о неурегулировании судом преддоговорного спора и несоответствии проекта договора типовому получили оценку апелляционного суда и правомерно отклонены.
Процедура заключения договора детально урегулирована пунктами 8 (4) - 8 (15) Правил N 1156.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 8 (6) и 8 (7) названных Правил регламентированы требования к содержанию заявки и прилагаемым к ней документам.
В силу пункта 8 (10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) данных Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (пункт 8 (11)).
Согласно пункту 8 (12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8 (13) названных Правил подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
В случае если при заключении договора у сторон возникли разногласия и такие разногласия не урегулированы в порядке, предусмотренном пунктами 8 (13) - 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) данных Правил (пункт 8 (15)).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, из пункта 8 (18) данных Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что договор между сторонами настоящего спора в любом случае считается заключенным в редакции типового. На данное обстоятельство не влияет отсутствие подписанного сторонами двухстороннего договора, ни наличие разногласий и неурегулирование таковых. В любом случае, как в отсутствие заявки, так и при подаче таковой с недоведением процедуры подписания договора до конца, ответчик считается стороной заключенного с истцом договора. Более того, даже при заключении письменного договора оплата услуги осуществляется с единой для всех нормативно установленной даты, а не с даты подписания договора (пункт 8 (18) Правил N 1156).
Суды установили, что направленные обществом компании разногласия приняты региональным оператором только частично, в связи с неурегулированием разногласий договор заключен в редакции типового.
Поэтому доводы жалобы о том, что проект договора противоречит условиям типового договора, основаны на ошибочном понимании заявителем норм материального права. Стороны связаны договором именно в той редакции, которая приведена в постановлении N 1156, а не в направленном заявителю проекте за исключением условий о цене.
Вместе с тем суды правомерно обратили внимание истца на то, что оспариваемые им условия в действительности не противоречат ни типовой форме договора, ни Правилам N 354, ни положениям Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, применимым к правоотношениям сторон. Императивные требования соответствующих норм в любом случае будут распространяться на правоотношения сторон, вне зависимости от того, воспроизведены ли они в утвержденной форме типового договора.
Наличие заключенного сторонами договора на условиях утвержденной типовой формы само по себе не препятствует обращению истца с требованиями об изменении такого договора и урегулировании возникших после подачи заявки разногласий.
Однако учитывая установленное судами отсутствие у общества собственных контейнерных площадок, соответствующих установленным нормативным требованиям и внесенных в реестр, в настоящее время отсутствуют основания для изменения договора в части порядка определения способа расчета ТКО, графика его вывоза, обслуживания контейнерных площадок, в связи с чем соответствующие доводы заявителя правомерно отклонены судами.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, что не лишает заявителя возможности инициирования процедуры изменения договора в части порядка определения объема ТКО после надлежащей организации собственных контейнерных площадок.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А32-34862/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что направленные обществом компании разногласия приняты региональным оператором только частично, в связи с неурегулированием разногласий договор заключен в редакции типового.
Поэтому доводы жалобы о том, что проект договора противоречит условиям типового договора, основаны на ошибочном понимании заявителем норм материального права. Стороны связаны договором именно в той редакции, которая приведена в постановлении N 1156, а не в направленном заявителю проекте за исключением условий о цене.
Вместе с тем суды правомерно обратили внимание истца на то, что оспариваемые им условия в действительности не противоречат ни типовой форме договора, ни Правилам N 354, ни положениям Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, применимым к правоотношениям сторон. Императивные требования соответствующих норм в любом случае будут распространяться на правоотношения сторон, вне зависимости от того, воспроизведены ли они в утвержденной форме типового договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2022 г. N Ф08-8049/22 по делу N А32-34862/2021