г. Краснодар |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А53-39642/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Меликяна Армена Арамовича (ИНН 612203557530, ОГРНИП 304612215900028) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 по делу N А53-39642/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Меликян Армен Арамович (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2021 N 10313000-3652/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 20 тыс. рублей штрафа и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 03.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа. В остальной части производство по делу прекратил. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением таможней порядка и срока привлечения предпринимателя к административной ответственности.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Таможенный орган полагает, что им соблюден срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, который следует исчислять с даты, когда подана статистическая форма перемещения товаров.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель несвоевременно зарегистрировал на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистическую форму учета перемещения товаров N ED20210721114610407 (регистрационный N 10313000/210721/С987183) в которой указан отчетный период - август 2020 года.
Данная статистическая форма была заполнена на сайте 21.07.2021.
Из представленных документов, а именно статистической формы учета перемещения товаров N 10313000/210721/С987183 следует, что предпринимателем в августе 2020 года осуществлен вывоз товара из Российской Федерации в Республику Беларусь "сапоги мужские, женские" стоимостью 160 402 рублей. Покупателем товара является ООО "АЛЬФАСАД" по контракту от 20.07.2020 N 4, счет-фактура от 24.08.2020 N 272.
В нарушение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", вступившего в законную силу с 24.07.2020 (далее - Правила N 891) предприниматель не представил статистическую форму в установленный срок.
По данному факту таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2021 N 10313000-3652/2021 и вынесено постановление от 21.10.2021 N 10313000-3652/2021, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 44 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений суда первой инстанции и постановлений апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 19.7.13 Кодекса непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Суды, установив, что предприниматель нарушил законодательство в сфере порядка управления, выразившееся в представлении таможне статистической формы учета перемещения товаров (системный номер ED20210721114610407, регистрационный номер 10313000/210721/С987183) за август 2020 года с нарушением установленного срока (21.07.2021), руководствуясь положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза", Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами N 891, пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса и законности оспариваемого предпринимателем постановления административного органа.
Судебные инстанции на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе, контракта от 20.07.2020 N 4, счет-фактуры от 24.08.2020 N 272, статистической формы учета перемещения товаров (системный номер ED20210721114610407 регистрационный номер N 10313000/210721/С987183), пришли к выводу о несвоевременном представлении предпринимателем в таможню статистической формы учета перемещения товаров (системный номер ED20210721114610407, регистрационный номер 10313000/210721/С987183) за август 2020 года, заполненной и зарегистрированной на сайте ФТС России 21.07.2021.
Таким образом, статистическая форма учета перемещения товара за август 2020 года при сроке представления до 14.09.2020, представлена предпринимателем таможенному органу 21.07.2021, т. е. с нарушением установленного срока.
Суды указали, что вина предпринимателя заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые предприниматель не мог предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 Кодекса, что не оспаривается предпринимателем.
Вместе с тем, суды не учли следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 Кодекса правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в данном деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в административный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 14.09.2020, вследствие чего с 15.09.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 15.09.2020 начал исчисляться годичный срок давности для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса. Следовательно, на дату вынесения постановления таможней (21.10.2021) срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел, истек.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, ввиду истечения срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного предпринимателем требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, в связи с чем судебные акты в этой части не могут считаться законными и подлежат отмене.
Поскольку судебные инстанции исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, установили фактические обстоятельства по делу, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа и, не передавая дело на новое рассмотрение, в указанной части принять новое решение о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни от 21.10.2021 N 10313000-3652/2021.
Рассмотрение заявления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, поэтому применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в этой части требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции. В указанной части судебные акты являются законными.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 по делу N А53-39642/2021 отменить в части отказа в удовлетворении требования предпринимателя Меликяна Армена Арамовича о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2021 N 10313000-3652/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Признать незаконным и отменить постановление Ростовской таможни от 21.10.2021 N 10313000-3652/2021.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в данном деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в административный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 14.09.2020, вследствие чего с 15.09.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 15.09.2020 начал исчисляться годичный срок давности для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса. Следовательно, на дату вынесения постановления таможней (21.10.2021) срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел, истек.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф08-5297/22 по делу N А53-39642/2021