г. Краснодар |
|
05 сентября 2022 г. |
Дело N А32-4071/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" - Витковского Е.В. (доверенность от 21.05.2021), от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Топчиевой С.К. (доверенность от 08.09.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 по делу N А32-4071/2022, установил следующее.
ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.01.2022 N 04-23-890-П-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 заявление общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление управления от 18.01.2022 N 04-23-890-П-2.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2022 решение суда от 14.03.2022 отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Оспариваемое постановление управления содержит неправильную квалификацию совершенного обществом правонарушения, вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, является ошибочным.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель административного органа отклонил их по мотивам, содержащимся в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.06.2018 N 01-06.02.00.014-Р-РСБХ-С-2018-00140/00 осуществляет сброс сточных вод на реке Кубань на 187,35 км от устья, соответственно, является водопользователем.
В рамках межведомственного взаимодействия Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (письмо от 18.11.2021 N 046-4760, от 24.09.2021 вх. N 25082) представило протоколы испытаний (измерений) воды общества (аттестат аккредитации N RA.RU.21НЛ01) за IV квартал 2020 года, I квартал 2021 года, а также формы 3.2, 3.3 согласно приказу Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" сроком действия по 01.01.2021, приказу Минприроды России от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" сроком действия с 01.01.2021, за I, IV кварталы 2020 года, I квартал 2021 года.
В соответствии с пунктом 13 раздела 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.06.2018 N 01-06.02.00.014-Р-РСБХ-С-2018-00140/00 вода в реке Кубань в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: фосфаты - 0,05 г/куб. м, хлориды - 0,3 г/куб. м, железо общее - 0,1 г/куб. м, БПКполн - 3 г/куб. м.
Согласно общедоступной информации 1 г/куб. м = 1 мг/куб. дм.
Управление установило, что общество при эксплуатации объекта НВОС N 03-0123-000003-П осуществило сброс сточных вод в реку Кубань на 187,35 км от устья с превышением концентраций загрязняющих веществ "фосфаты", "хлориды", "железо", "БПКполн", утвержденных решением о предоставлении водного объекта в пользование, в связи с чем управление усмотрело в действиях общества событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела постановлением от 18.01.2022 N 04-23-890-П-2 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 50 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 7.6 КоАП РФ, статьями 1, 8, 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс).
Суд первой инстанции исходил из того, что объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении активных действий, направленных на фактическое завладение водным объектом целиком или в части в целях использования в последующем для удовлетворения личных, хозяйственных или иных нужд, а также для извлечения прибыли, без оформления в установленном законом порядке необходимых документов либо с нарушением условий, установленных разрешительными документами. Вместе с тем из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется осуществление сброса сточных вод в реку Кубань с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. С учетом изложенного суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление управления.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами для целей сброса сточных вод возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - решение).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Водного кодекса решение содержит в числе прочего условия использования водного объекта, выполнение которых является обязанностью водопользователя.
Решение действует в течение срока, указанного в нем (части 1, 4 и 5 статьи 22 Водного кодекса).
Разрешение о предоставлении водного объекта в пользование от 25.06.2018 N 01-06.02.00.014-Р-РСБХ-С-2018-00140/00 соответствует типовой форме решения, утвержденной приказом Минприроды России от 14.03.2007 N 56 (ред. от 01.02.2018) "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование". Данная норма предусматривает указание в решении максимального содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах.
В рамках проведения Росприроднадзором и его территориальными органами надзорных мероприятий проверялось соблюдение водопользователем условий действующего разрешения.
В рассматриваемом случае решение о предоставлении водного объекта в пользование датировано 25.06.2018, предусматривало указание максимального содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах, а проверкой установлено нарушение названных показателей, поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание следующее.
В оспариваемом постановлении отражено, что общество при эксплуатации объекта НВОС N 03-0123-000003-П осуществляло сброс сточных вод в реку Кубань на 187,35 км от устья с превышением концентраций загрязняющих веществ "фосфаты", "хлориды", "железо", "БПКполн", утвержденных решением о предоставлении водного объекта в пользование в I и IV кварталах 2020 года, в I квартале 2021 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Несмотря на то, что проверка проводилась на предмет соблюдения природоохранного законодательства, общество не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и сбросе сточных вод в водные объекты), срок давности привлечения за которое составляет один год.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что обществу инкриминирован сброс сточных вод в реку Кубань на 187,35 км от устья с превышением концентраций загрязняющих веществ при пользовании объектом НВОС N 03-0123-000003-П. Административное правонарушение совершено в I и IV кварталах 2020 года, в I квартале 2021 года, а не 15.12.2021 в 14 часов 00 минут (дата составления акта выездной поверки), 18.01.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ. Следовательно, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ, истек к моменту вынесения административным органом оспариваемого постановления от 18.01.2022, что являлось основанием для прекращения производства по делу об административным правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении заявления общества об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд апелляционной инстанции не устранил допущенное административным органом нарушение положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 29, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 308-АД15-4338.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа подлежит отмене.
Поскольку суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление управления от 18.01.2022 N 04-23-890-П-2, решение суда от 14.03.2022 подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 по делу N А32-4071/2022 отменить, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении заявления общества об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд апелляционной инстанции не устранил допущенное административным органом нарушение положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 29, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2022 г. N Ф08-8026/22 по делу N А32-4071/2022