В целях реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" на территории Пензенской области, руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2024-2026 годы.
1.2. План мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2024-2026 годы.
1.3. Состав проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области.
2. Определить Министерство образования Пензенской области, Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерство здравоохранения Пензенской области, Министерство физической культуры и спорта Пензенской области, Министерство культуры и туризма Пензенской области уполномоченными исполнительными органами Пензенской области на организационное и методологическое сопровождение реализации Концепции (далее - исполнительные органы Пензенской области).
3. Признать утратившими силу:
3.1. распоряжение Правительства Пензенской области от 09.12.2021 N 714-рП "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы, Плана мероприятий по ее реализации и состава проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области";
3.2. распоряжение Правительства Пензенской области от 06.06.2022 N 357-рП "О внесении изменений в состав Проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области", утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 09.12.2021 N 714-рП";
3.3. распоряжение Правительства Пензенской области от 12.07.2023 N 574-рП "О внесении изменений в состав Проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области", утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 09.12.2021 N 714-рП" (с последующими изменениями).
4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы общего и профессионального образования.
Председатель Правительства Пензенской области |
Н.П. Симонов |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
29.12.2023 N 1265-рП
Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2024-2026 годы (далее - Концепция, РАС, ДМН)
1. Общие положения
1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2024-2026 годы направлена на создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для повышения уровня социализации лиц данной категории, проживающих в Пензенской области.
1.2. Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р положений Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 N 3711-р, предусматривающих обеспечение условий для оказания услуг ранней помощи, развития комплексной реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, а также учитывает решения органов исполнительной власти Пензенской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, здравоохранения, труда, социальной защиты и демографии, физической культуры и спорта, культуры и туризма.
1.3. Содержание мер по комплексному сопровождению лиц с РАС и их эффективность должны определяться по положительной динамике состояния здоровья, активности участия в общественной жизни и социализации лиц с РАС на основе принципов и методологии Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ).
1.4. Несмотря на системные положительные изменения в области образования детей с РАС, имеются значительные проблемы, связанные с социо-образовательной, социо-культурной# сферой, с профессиональной реабилитацией, что и определяет постоянную актуальность специфического комплексного сопровождения целевой группы Концепции, основанного на межведомственном и консолидированном подходе с применением доказательных методов и инструментов.
1.5. Концепция определяет особое значение выявлению и сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра с раннего возраста с акцентом на устранение проблем, связанных с речевым и эмоциональным развитием, выстраиванием коммуникаций с окружающим миром, усвоение социальных норм. Реализация мер ранней помощи должно стать дополнительным инструментом помощи родителям (законным представителям).
1.6. По данным Министерства здравоохранения Пензенской области в 2023 году численность детей, состоящих на учете в медицинской организации с признаками РАС и с РАС, составляет 496 человек, из них:
от 1 до 7 полных лет, зарегистрированных в реестре людей с РАС, - 166;
от 8 до 17 полных лет, зарегистрированных в реестре людей с РАС, - 330.
1.7. В 2023 году количество детей от 1 до 3 полных лет, у которых врач-психиатр подтвердил диагноз РАС, составило 17 человек. В большинстве случаев диагноз РАС устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о позднем начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим усилия специалистов медицинской отрасли будут направлены на обеспечение максимально раннего выявления детей, имеющих признаки РАС, дифференциальной диагностики и своевременного начала абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС, проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до 3 лет.
1.8. Система оказания помощи лицам с РАС и их семьям в Пензенской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, физической культуры, спорта, культуры, занятости, общественные некоммерческие и коммерческие организации.
1.9. В Пензенской области организация скрининга детей на выявление рисков РАС, амбулаторная и консультативная помощь обеспечивается врачами-педиатрами межрайонных и районных больниц, городских, межрайонных и районных детских поликлиник Пензенской области, а также врачами-психиатрами городской детской поликлиники и ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова". Первичная медико-санитарная помощь детям с РАС оказывается психиатрами, психотерапевтами в государственных учреждениях здравоохранения.
1.10. Стационарная помощь детям с РАС и другими ментальными нарушениями оказывается ГБУЗ "Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова", ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова". Консультативно-информационная помощь семье с детьми с РАС и ДМН по проблемам медицинского аспекта оказывается ГБУЗ ПО "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики".
1.11. В системе образования Пензенской области дети с РАС получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях.
1.11.1. По данным Министерства образования Пензенской области 166 детей с РАС от 1 года до 7 полных лет являются воспитанниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), 307 детей с РАС от 7 до 17 полных лет обучаются в общеобразовательных учреждениях начального и основного общего образования, из них 253 обучающихся - в общеобразовательных организациях в инклюзивной форме.
1.11.2. В образовательных организациях Пензенской области с детьми с РАС работают педагогические работники (воспитатели, учителя, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), специалисты сопровождения (тьюторы, ассистенты). При этом отмечается нехватка требуемого количества персонала по штатному расписанию в размере 15%.
1.11.3. Психологическая и консультативная помощь семьям с детьми с РАС в системе образования оказывается в образовательных организациях всех уровней образования, а также в государственном бюджетном учреждении Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области", муниципальном учреждении "Психолого-социальный центр "Надежда", консультативных центрах, созданных на базе организаций дошкольного образования, восьми интернатных учреждениях Пензенской области.
1.11.4. С целью определения образовательного маршрута в Пензенской области организована работа психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК, комиссия):
1 центральная, 4 постоянных и 22 временных.
1.12. Система социального обслуживания лиц с РАС в Пензенской области включает:
ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов", ГБСУ СО "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", 3 психоневрологических интерната и другие учреждения социального обслуживания Пензенской области.
1.13. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Пензенской области отсутствуют адаптивные разработанные программы и секции для людей с РАС. Отмечается необходимость обучения специалистов определенным навыкам работы с людьми с РАС.
1.14. Услуги людям с РАС на территории Пензенской области также оказывают общественные организации.
1.15. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения людей с РАС.
1.16. Сопровождаемое проживание реализуется в трех формах: постоянное (на базе учреждений стационарного социального обслуживания), регулярное и периодическое, созданное на базе некоммерческих организаций (далее - НКО):
- ПОООО БФ "Российский детский фонд" (до 18 лет);
- АНО "Квартал Луи" (после 18 лет). Ежегодно услуги по сопровождаемому проживанию получает более 50 лиц с ментальными нарушениями, в том числе с РАС.
1.17. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Пензенской области работа по разработке и реализации адаптивных программ и секций для лиц с РАС на стадии становления. Отмечается необходимость обучения специалистов подходам к взаимодействию с лицами с РАС.
1.18. Услуги лицам с РАС на территории Пензенской области оказывают общественные некоммерческие организации, самые активные из которых: ПОООО БФ "Российский детский фонд", АНО "Квартал Луи", Фонд социальной поддержки населения "Святое дело"; Пензенская региональная общественная организация поддержки инвалидов "Пензенские лучики".
1.19. Основным результатом реализации мероприятий Плана Концепции до 2023 года стало планомерное увеличение:
охвата детей с РАС (до 80%) в возрасте до 3 лет, прошедших скрининг, от общей численности детей данного возраста;
доли детей с РАС (до 90%), получивших медицинскую помощь, медицинское сопровождение, от общего количества детей с установленным диагнозом;
количества ресурсных классов в общеобразовательных организациях (с 4 до 7);
доли детей с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет, получивших психолого-педагогическую, коррекционную помощь, от общего числа обратившихся их законных представителей;
численности специалистов, прошедших обучение, в том числе переподготовку, из числа включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН.
1.19.1. В рамках реализации мероприятий Плана Концепции сформированы нормативные, организационные и методические основы межведомственного взаимодействия (работал проектный комитет и межведомственная рабочая группа, заключены Соглашения, разработаны порядки и регламенты), усилены инфраструктурные и кадровые ресурсы (создан региональный ресурсный центр комплексного сопровождения детей с РАС), определены эффективные и возможные форматы включения целевой группы в культурно-досуговую, спортивную деятельность.
1.19.2. При общественно-государственном партнерстве организовано 100% предоставление консультативных услуг всеми учреждениями социальной сферы, определенными поставщиками услуг в рамках реализации Плана Концепции.
1.19.3. Для эффективной реабилитации детей с ментальными отклонениями, в том числе с РАС, с учетом их психологических особенностей в ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов" организовано реабилитационное пространство: оборудованы кабинеты специалистов, организована адаптивная среда, уменьшающая психотравмирующие факторы, используется специальное реабилитационное оборудование (мягкие модули, сенсорные дорожки, сухой бассейн, сухой душ, пуфы разных размеров и наполнения, тактильное панно, батут, трапеция с гранулами), метод визуальной поддержки.
1.19.4. Проведена работа по организации обучения специалистов социальной сферы Пензенской области в рамках общественного проекта ПФО "Ментальное здоровье" по программе "Приоритет 2030" на образовательных курсах подготовки, организованных ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (более 200 специалистов).
1.20. Вместе с тем в системе комплексного сопровождения сохраняется ряд проблем, требующих решения, в том числе следующие:
недостаток эффективности межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании региональной системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
отсутствие технических и инфраструктурных условий для оперативного информационного обмена, аккумулирования данных и фиксации этапов сопровождения семей, лиц с РАС на территории Пензенской области; наличие правовых, межведомственных барьеров для учета и фиксации лиц с РАС, которым предоставлена возможность прохождения профессионального обучения в отчетном периоде и трудоустроенных;
дефицит знаний и информационной грамотности родителей (законных представителей) детей с РАС.
2. Термины и определения, используемые в Концепции
В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:
2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
2.2. Автономный класс - форма обучения на базе общеобразовательных организаций, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в отдельный класс и обучаются по специальной адаптированной основной общеобразовательной программе, при этом они могут принимать участие в учебном процессе общеобразовательного класса в меру своих возможностей. Учащиеся автономного класса участвуют в разных видах инклюзии вне обучения в общеобразовательном классе (например, столовая, перемена, праздник).
2.3. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ОВЗ получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.
2.4. Группа компенсирующего вида - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2.5. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
2.6. Комплексное сопровождение - содействие при получении людьми с РАС и ДМН социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с родителями и иными законными представителями людей с РАС и ДМН, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.
2.7. Коррекционный класс - это класс, в котором обучаются до 18 детей с ОВЗ. В классе данной категории возможно обучение не более 2 детей с РАС и ДМН.
2.8. Ментальные нарушения - умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС и ДМН, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей или иных законных представителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.
2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - гетерогенная группа нарушений нейроразвития, включающих различные нозологические дефиниции (синдромы Каннера и Аспергера, высокофункциональный аутизм, инфантильный психоз, атипичный детский психоз, детское дезинтегративное расстройство, а также множество хромосомных и генетических синдромов), характеризующихся триадой нарушений (качественные нарушения социального взаимодействия, общения, стереотипное поведение и неспецифические проблемы (МКБ-10) и диадой нарушения социального взаимодействия, ограниченными и повторяющимися паттернами поведения и/или интересов (DSM-5).
2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.
2.12. Ресурсный класс - форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в регулярные (общеобразовательные) классы, одновременно с этим большую часть времени они обучаются в ресурсной зоне в малых группах и ряд учебных предметов посещают в регулярных классах.
2.13. Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с РАС и ДМН в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.
2.14. Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.
2.15. Тьютор - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.
2.16. Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.
3. Цель, задачи и приоритетные направления Концепции
3.1. Целью настоящей Концепции является создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для повышения уровня социализации лиц данной категории, проживающих в Пензенской области.
3.2. Задачи Концепции:
Совершенствование нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН.
Развитие системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН, начиная с раннего возраста, на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции.
Повышение квалификации и обучение специалистов организаций эффективным технологиям и методикам работы и помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН.
Обеспечение технических и инфраструктурных условий для оперативного информационного обмена, аккумулирования данных и фиксации этапов сопровождения семей, лиц с РАС на территории Пензенской области.
Устранение правовых, межведомственных барьеров по осуществлению учета и фиксации лиц с РАС, которым предоставлена возможность прохождения профессионального обучения в отчетном периоде и трудоустроенных
Создание доступной среды для людей с РАС и ДМН.
Формирование толерантного отношения в обществе к людям с РАС и ДМН.
4. Целевые группы
4.1. К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:
- дети раннего возраста (от полутора до трех лет), определенные к группе риска с признаками РАС и ДМН по результатам общего скрининга;
- дети дошкольного возраста (от трех до семи лет) с РАС и ДМН;
- дети школьного возраста (от семи до 18 лет) с РАС и ДМН;
- люди с РАС и ДМН старше 18 лет;
- родители (законные представители), ближайшее окружение людей с РАС и ДМН.
5. Участники системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области
5.1. В систему взаимодействия в рамках реализации Концепции включены исполнительные органы Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области, организации социального обслуживания, медицинские, образовательные и физкультурно-спортивные организации различной ведомственной принадлежности и форм собственности, учреждения культуры, социально ориентированные некоммерческие организации, родительские объединения.
5.1.1. Медицинский аспект включает:
Создание системы раннего выявления признаков РАС и ДМН.
Предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения людей с РАС и ДМН.
Формирование и ведение регистра людей с РАС и ДМН.
Механизм реализации медицинского аспекта:
Наличие координационного звена сопровождения детей с РАС на базе ГБУЗ "Областная психиатрическая больница имени К.Р. Евграфова".
Выявление врачами педиатрами детей с РАС с использованием масштабного охвата скринингом детей от 18 до 36 месяцев.
Организация работы по ранней помощи детям с РАС и ДМН на базе медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области.
Исполнение медицинских стандартов абилитации, реабилитации при оказании помощи людям с РАС и ДМН.
Обеспечение деятельности координационного звена реализации Концепции в системе медицинского сопровождения семей, детей с РАС и ДМН.
5.1.2. Образовательный аспект включает:
Развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с РАС и ДМН.
Сохранение сети общеобразовательных организаций для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам.
Создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС и ДМН.
Создание условий для дополнительного образования детей с РАС и ДМН, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС и ДМН.
Создание условий для повышения квалификации специалистов системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, спорта и культуры.
Организацию работы с родителями или иными законными представителями детей с РАС и ДМН в системе образования.
Работу ресурсного центра по сопровождению детей с РАС, включая услуги по раннему комплексному обследованию детей с РАС психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Механизм реализации образовательного аспекта:
Обеспечение для детей с РАС и ДМН права на получение образования с соблюдением требований нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.
Работа ресурсного центра координации реализации Концепции и методического сопровождения образования детей с РАС на базе ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области".
Совершенствование работы консультативных центров по развитию инклюзивных практик, созданных на базе школ-интернатов для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам Пензенской области.
Мониторинг условий получения людьми с РАС и ДМН разных уровней образования.
5.1.3. Социальный аспект включает:
Организация ранней, в том числе консультационной помощи семьям с детьми с РАС и ДМН на базе учреждений, подведомственных Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Оказание людям с РАС и ДМН специализированных услуг по абилитации и реабилитации.
Организация и развитие системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов с РАС и ДМН.
Развитие стационарозамещающих технологий и технологий сопровождающего проживания для людей с РАС и ДМН.
Создание условий для занятости людей с РАС и ДМН в соответствии с уровнем их функциональности.
Повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы.
Сопровождение людей с РАС и ДМН, обратившихся в службу занятости за предоставлением им государственных услуг по организации профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Взаимодействие с работодателями по вопросам создания рабочих мест для людей с РАС и ДМН с учетом степени их функциональности.
Механизм реализации социального аспекта:
Предоставление социальных услуг и социального сопровождения лицам с РАС и ДМН.
Наличие координационного звена и методического сопровождения оказания услуг по социальной реабилитации детям с РАС и ДМН, в том числе ранней помощи, на базе ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов".
5.1.4. Социо-культурный# аспект включает:
Вовлечение людей с РАС и ДМН (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы.
5.2. Методологическое сопровождение Концепции осуществляют федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (г. Москва), ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России, АНО "Наш солнечный мир", ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" и ГБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области", ГБУЗ ПО "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики", ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов". Системный характер и многообразие проблем, обусловленных РАС и ДМН, предполагает консолидацию межведомственных и междисциплинарных усилий для осуществления комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в следующих системообразующих аспектах.
6. Основные мероприятия по формированию и развитию системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области
Основные мероприятия по формированию системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН представлены в Плане мероприятий по реализации Концепции, утвержденном настоящим распоряжением.
7. Ожидаемые результаты
7.1. В результате реализации Концепции планируется:
развитие межведомственной и межсекторной системы взаимодействия учреждений и организаций по вопросам комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
совершенствование механизмов раннего выявления, диагностики и ранней помощи детям с РАС и ДМН;
обеспечение доступности дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования для людей с РАС и ДМН с учетом их запросов, возможностей и образовательных потребностей;
повышение мотивации родителей или иных законных представителей к включению детей с РАС и ДМН в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе;
обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к абилитационным и реабилитационным услугам;
развитие системы альтернативных форм проживания людей с РАС и ДМН старше 18 лет;
обеспечение трудоустройства людей с РАС и ДМН и учета данных фактов.
7.2. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется определять на основании сопоставления организуемой системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН с целевыми показателями (индикаторами), определенными Планом мероприятий в рамках общественного проекта Приволжского федерального округа "Ментальное здоровье" на 2022-2026 годы.
Приложение
к Концепции
Перечень целевых индикаторов реализации Концепции
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2024 |
2025 |
2026 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доля детей в возрасте до 3 лет, прошедших скрининг, от общей численности детей данного возраста |
% |
95 |
95 |
98 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
2. |
Доля детей с РАС, находящихся под наблюдением врача-психиатра, в возрасте до 3 лет от общего числа детей с установленным диагнозом |
% |
97 |
98 |
99 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
3. |
Доля детей с РАС и ДМН, получивших медицинскую помощь, медицинское сопровождение от общего количества детей с установленным диагнозом |
% |
100 |
100 |
100 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
4. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся в образовательных организациях, от общего количества выявленных обучающихся с РАС и ДМН, в том числе: |
% |
|
|
|
|
4.1.1. |
в дошкольных образовательных организациях (от числа обратившихся) |
% |
87 |
95 |
100 |
Министерство образования Пензенской области |
4.1.2. |
в общеобразовательных организациях |
% |
90 |
95 |
100 |
Министерство образования Пензенской области |
4.1.3. |
Количество ресурсных классов в общеобразовательных организациях |
единиц |
8 |
9 |
10 |
Министерство образования Пензенской области |
4.2. |
Доля детей с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет, получивших медицинскую, психолого-педагогическую, коррекционную, социальную помощь от общего числа обратившихся |
% |
100 |
100 |
100 |
Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство образования Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области; НКО |
4.3. |
Доля детей с РАС и ДМН, получивших психолого-педагогическую, коррекционную помощь от общего числа детей с РАС и ДНМ |
% |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
Министерство образования Пензенской области |
4.4. |
Доля обучающихся с РАС и ДМН, прошедших предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию, от общего количества обучающихся с РАС и ДМН |
% |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
Министерство образования Пензенской области |
4.5. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся по программам дополнительного образования, от общего количества детей с РАС и ДМН, в том числе: |
% |
|
|
|
|
4.5.1. |
в сфере образования |
% |
35 |
40 |
50 |
Министерство образования Пензенской области |
4.5.2. |
в сфере физкультуры и спорта |
% |
10 |
15 |
30 |
Министерство образования Пензенской области |
4.6. |
Доля детей с РАС и ДМН, продемонстрировавших положительную динамику развития, от общего количества обучающихся с РАС и ДМН, в том числе на уровнях: |
% |
|
|
|
|
4.6.1. |
дошкольного образования |
% |
не менее 80 |
не менее 80 |
не менее 80 |
Министерство образования Пензенской области |
4.6.2. |
начального общего, основного общего, среднего общего образования |
% |
не менее 80 |
не менее 80 |
не менее 80 |
Министерство образования Пензенской области |
4.7. |
Количество людей с РАС и ДМН, получающих (получивших) среднее профессиональное образование |
человек |
не менее 5 |
не менее 5 |
не менее 5 |
Министерство образования Пензенской области |
4.8. |
Количество людей с РАС и ДМН, получающих (получивших) высшее образование |
человек |
не менее 3 |
не менее 3 |
не менее 3 |
Министерство образования Пензенской области |
5. |
Численность специалистов, прошедших обучение, в том числе, переподготовку, из числа включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, в том числе: |
человек |
не менее 75 |
не менее 75 |
не менее 75 |
|
5.1. |
в учреждениях социального обслуживания |
человек |
10 |
10 |
10 |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
5.2. |
в образовательных организациях, в т.ч.: |
человек |
35 |
35 |
35 |
Министерство образования Пензенской области |
5.2.1. |
педагогические работники |
человек |
25 |
25 |
25 |
|
5.2.2. |
специалисты сопровождения |
человек |
10 |
10 |
10 |
|
5.3. |
в организациях здравоохранения |
человек |
20 |
20 |
20 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
5.4. |
в учреждениях культуры |
человек |
5 |
5 |
5 |
Министерство культуры и туризма Пензенской области |
5.5. |
в учреждениях спорта |
человек |
1 |
1 |
1 |
Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
6. |
Доля семей с детьми с РАС и ДМН, получивших социальные услуги от количества семей с детьми с РАС и ДМН, обратившихся в организации социального обслуживания и признанных нуждающимися в предоставлении социальных услуг. |
% |
100 |
100 |
100 |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
7. |
Количество общественных организаций, принимающих участие в системе комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН |
единиц |
2 |
4 |
4 |
АНО "Квартал Луи"; АНО "Под защитой любви"; Пензенская региональная общественная организация поддержки инвалидов "Пензенские лучики" |
Утвержден
распоряжением
Правительства Пензенской области
29.12.2023 N 1265-рП
План мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2024-2026 годы
N |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Объем средств областного бюджета (тыс. руб.) |
Всего (тыс. руб.) |
||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. Внедрение новых организационно-управленческих решений и нормативное правовое регулирование комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН | ||||||||
1.1. |
Проведение заседаний межведомственной рабочей группы координаторов реализации общественного проекта ПФО "Ментальное здоровье" и развитию системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее - люди с РАС и ДМН) |
Не реже 2 раз в год |
Министерство образования Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
Принятие решений, направленных на развитие системы межведомственного комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН |
- |
- |
- |
|
1.2. |
Проведение заседаний проектного комитета по реализации общественного проекта ПФО "Ментальное здоровье" |
По мере необходимости, не реже 2 раз в год |
Правительство Пензенской области |
Принятие решений, направленных на развитие системы межведомственного комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН |
- |
- |
- |
|
1.3. |
Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой и методической базы организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов |
По мере необходимости |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
Актуализация нормативно-правовой и методической базы организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов |
- |
- |
- |
|
1.4. |
Разработка Порядка предоставления и стандарта комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН |
2 квартал 2024 года |
Министерство образования Пензенской области Все ведомства социальной сферы в части своих компетенций |
Определение необходимого перечня гарантированных услуг социальной сферы, входящих в комплексное сопровождение людей с РАС и ДМН. Обеспечение единого подхода к его организации |
- |
- |
- |
- |
1.5. |
Формирование модуля "Ментальное здоровье" в региональной информационной системе "ИСКРА" (информационная система Комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов) |
2024-2026 |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство образования Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
Выстраивание межведомственного взаимодействия и формирование реабилитационного маршрута гражданина с РАС и ДМН, обеспечение учета проводимых реабилитационных мероприятий |
- |
- |
- |
- |
1.6. |
Мониторинг регионального реестра поставщиков услуг в рамках комплексного сопровождения лиц с РАС и ДМН |
Ежегодно до 1 февраля |
Министерство образования Пензенской области Все ведомства социальной сферы в части своих компетенций |
Формирование единой базы данных по организациям различных форм собственности, оказывающим услуги в сфере комплексного сопровождения лиц с РАС и ДМН |
- |
- |
- |
- |
1.7. |
Создание региональных кадровых реестров специалистов, предоставляющих услуги детям, с особенностями развития (логопеды, психологи, педагоги, инструкторы по адаптивной физической культуре, специалисты по реабилитации инвалидов и др.) |
2 квартал 2024 года |
Министерство образования Пензенской области ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" |
Сформированы региональные группы кадровых специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития |
- |
- |
- |
- |
1.8. |
Включение в структурно-организационную систему комплексного сопровождения детей с РАС общественного сектора, родительских формирований |
2024 г. (далее - постоянно) |
Министерство образования Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство здравоохранения Пензенской области |
Структурное и содержательное развитие системы комплексного сопровождения детей с РАС |
- |
- |
- |
|
|
Всего по задаче 1 |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Всего |
|
|
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0.00 |
2. Обеспечение медицинского аспекта комплексного сопровождения лиц с РАС и ДМН | ||||||||
2.1. |
Обеспечение специалистами педиатрической службы Пензенской области большего охвата детей от 16 месяцев скрининговым тестированием |
Постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Охват не менее 90% детей до 3 лет скринингом на выявление группы риска развития РАС. Число детей группы риска по вероятности наличия РАС |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
2.2. |
Обеспечение межведомственного обмена информации в рамках ведения регионального регистра детей с РАС и ДМН |
Постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Включение детей с РАС в программу комплексного сопровождения при наличии согласия законных представителей |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
2.3. |
Организация медицинского консультирования и информирования родителей (законных представителей) детей с риском РАС и с РАС на базе "Детского консультативно-диагностического центра" ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" |
1 квартал 2024 года, далее постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Медицинское консультирование 100% родителей (законных представителей), обратившихся за консультированием Маршрутизация родителей |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
2.4. |
Оказание комплексной медицинской помощи детям целевой группы специалистами "Детского консультативно-диагностического центра" ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" |
2024 год, далее постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Повышение качества медицинских услуг |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
2.5. |
Обеспечение "золотого стандарта" диагностики аутизма: приобретение - стандартизированных методов диагностики |
2024 год |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Повышение уровня диагностики и качества медицинских услуг |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
2.6. |
Проведение углубленной диагностики детей с выявленными факторами риска РАС |
2024-2026 постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области ГБУЗ "Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова |
Повышение уровня оказания диагностики и качества медицинских услуг |
- |
- |
- |
- |
2.7. |
Работа кабинета помощи детям с РАС на базе ГБУЗ "Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова", через организацию деятельности междисциплинарной команды (психиатр, медицинский психолог-диагност, медицинская сестра, социальный работник) |
2024 год |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Повышение уровня медицинской реабилитации в условиях диспансера |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 2 |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Всего |
|
|
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
00,00 |
Задача 3. Обеспечение социального аспекта комплексного сопровождения лиц с РАС и ДМН | ||||||||
3.1. |
Обеспечение координации оказания реабилитационных (абилитационных) услуг в системе комплексного сопровождения детей, лиц с РАС и ДМН |
Постоянно |
Министерство образования Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
Координация деятельности базовых (опорных) организаций системы здравоохранения, социальной защиты, образования через аналитическую деятельность специалистов |
ФОТ 1 специалиста с начислениями в системе здравоохранения ("Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова") |
1680,00 |
||
560,0 |
560,0 |
560,0 |
||||||
ФОТ 1 специалиста с начислениями в системе социальной защиты ("Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов") |
1680,00 |
|||||||
560,0 |
560,0 |
560,0 |
||||||
ФОТ 3 специалистов с начислениями в системе образования (ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области") |
5011,8 |
|||||||
1670,6 |
1670,6 |
1670,6 |
||||||
3.2. |
Оказание психолого-педагогических услуг в рамках работы Регионального ресурсного центра комплексного сопровождения детей с РАС на базе "Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" |
2024-2026 |
Министерство образования Пензенской области ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" |
Организация коррекционных занятий для детей с РАС Реализация дополнительных адаптированных общеразвивающих коррекционных программ для не менее чем для 25 детей с РАС |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
3.3. |
Реализация общественно-государственной инициативы "Солнечный дождь" совместно с региональным отделением "Российский детский фонд" |
2024-2026 |
Министерство образования Пензенской области ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" Пензенское отделение "Российский детский фонд" |
Создание условий для оказания психолого-педагогических, абилитационных услуг |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
3.4. |
Обеспечение доступности и качества социальных услуг в сфере социального обслуживания гражданам с РАС и ДМН, включая предоставление услуг: - комплексной реабилитации (абилитации); - ранней помощи; - самостоятельного сопровождаемого проживания |
2024-2026 годы |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
Повышение доступности и качества оказания услуг людям с РАС в системе социального обслуживания населения |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
3.5. |
Внедрение современных методик и технологий по реабилитации (абилитации) инвалидов с РАС и ДМН, включая детей-инвалидов с РАС и ДМН |
2024-2026 годы |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ГБУЗ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов" |
Развитие индивидуальных потенциальных возможностей граждан, имеющим РАС и ДМН, с целью их успешной социализации в обществе |
- |
- |
- |
- |
3.6. |
Развитие стационарозамещающей технологии самостоятельного сопровождаемого проживания инвалидов |
2024-2026 годы |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ГБУЗ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов" НКО |
Оказание помощи в развитии и поддержке максимально возможной самостоятельности людей с РАС в их повседневной жизни, в обеспечении условий, направленных на создание возможностей их участия в жизни общества |
|
|
|
|
|
Всего по задаче 3 |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Всего |
|
|
|
|
|
2230,6 |
2230,6 |
2230,6 |
6691,8 |
|
Задача 4. Обеспечение образовательного аспекта комплексного сопровождения лиц с РАС и ДМН |
|||||||
4.1. |
Обеспечение вариативности организации получения детьми с РАС дошкольного образования |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области |
Создание условий для дошкольного образования детей с РАС и ДМН на основе анализа результатов мониторинга образовательных потребностей семей |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
4.2. |
Организация предоставления консультативных услуг, оказываемых семьям с РАС в рамках ранней помощи в форматах, созданных при дошкольных образовательных организациях |
Постоянно |
Министерство образования Пензенской области |
Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка, включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, увеличение количества данных форматов |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
4.3 |
Обеспечение вариативности организации получения детьми с РАС общего образования |
Постоянно |
Министерство образования Пензенской области Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
Получение общего образования детьми с РАС в соответствии с образовательными потребностями |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
4.4. |
Разработка и реализация дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ туристско-краеведческой, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, технической, физкультурно-спортивной направленностей для детей с РАС |
2024-2026 годы |
Министерство образования Пензенской области Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования Учреждения дополнительного образования, подведомственные Министерству образования |
Внедрение разработанных дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ Увеличение охвата детей с Рас дополнительным образованием |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
В рамках текущего финансирования |
|
4.5. |
Расширение сети групп дополнительного образования для организации детей с РАС и ДМН на базе общеобразовательных образовательных организаций, реализующих адаптированные программы |
2024-2026 годы |
Министерство образования Пензенской области Школы-интернаты |
Увеличение охвата детей с РАС дополнительным образованием |
- |
- |
- |
- |
4.6. |
Организация на базе физкультурно-оздоровительных комплексов специализированных "отдельных" групп для детей с РАС в секциях по адаптивной физической культуре, а также по видам спорта: плавание, футбол, легкая атлетика |
2024-2026 годы |
Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
Создание условий для включения детей с РАС в спортивные развивающие мероприятия с учетом степени ограничений |
- |
- |
- |
- |
4.7. |
Организация на базе учреждений культуры, библиотечных комплексов различных форматов социально-культурной реабилитации |
2024-2026 годы |
Министерство культуры и туризма Пензенской области Подведомственные Министерству культуры и туризма учреждения |
Создание условий для включения детей с РАС в реабилитационные мероприятия |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 4 |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Всего |
|
|
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
00,00 |
|
Задача 5. Обеспечение профессионального аспекта комплексного сопровождения лиц с РАС и ДМН |
|||||||
5.1. |
Увеличение количества профориентационных мероприятий для подростков с РАС |
2024-2026 годы |
Министерство образования Пензенской области |
Создание условий для охвата большего количества детей с РАС профориентационной работой |
- |
- |
- |
- |
5.2. |
Проведение мониторинга будущих выпускников с РАС для получения профессионального образования |
2024-2026 годы |
Министерство образования Пензенской области |
Изучение запросов родителей на различные формы получения профессионального образования в разрезе специальностей и профессий |
- |
- |
- |
|
5.3. |
Обеспечение возможностей для прохождения профессиональной подготовки по расширенному спектру профессий |
2024-2026 годы |
Министерство образования Пензенской области |
Увеличение спектру профессий и количества ОО профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
5.4. |
Информирование людей с РАС об услугах службы занятости в рамках проведения персонифицированного учета инвалидов |
2024-2026 годы |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Учреждения системы занятости |
Повышение уровня информированности людей с РАС об услугах органов службы занятости |
- |
- |
- |
- |
5.5. |
Реализация мероприятий в сфере занятости населения, включая информирование о положении на рынке труда и предоставление государственных услуг: - содействие в поиске подходящей работы; - организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; - психологическая поддержка безработных граждан; - организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности; - социальная адаптация безработных граждан на рынке труда |
2024-2026 годы |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Учреждения системы занятости |
Обеспечение трудовой занятости людей с РАС |
|
|
|
|
5.6. |
Развитие деятельности интеграционных мастерских для людей с РАС |
2024-2026 годы |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Учреждения системы занятости |
|
|
|
|
|
|
Всего по задаче 5 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
00,00 |
6. Обучение и повышение квалификации специалистов учреждений и организаций эффективным технологиям и методикам помощи людям с РАС, семьям людей с РАС | ||||||||
6.1. |
Организация работы методической площадки по совершенствованию психолого-медико-педагогического сопровождения детей и лиц с РАС на базе медицинского института ПГУ |
2024 год |
Министерство здравоохранения Пензенской области Министерство образования Пензенской области |
Расширение взаимодействия специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля Повышение уровня методических знаний, практических компетенций специалистов в рамках сопровождения |
- |
- |
- |
- |
6.2. |
Обучение (в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка) специалистов медицинских, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания населения, занятости, культуры и спорта, специалистов муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС (по плану обучение в программе "Приоритет 2030) |
2024-2026 годы |
Министерство образования Пензенской области ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" |
Повышение компетенции специалистов организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, иных организаций по вопросам оказания помощи людям с РАС |
- |
- |
- |
- |
6.3. |
Реализация различных форматов обучающих мероприятий (семинаров, практикумов, конференций и т.д.) для специалистов медицинских, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, занятости, культуры и спорта, психолого-медико-педагогических комиссий, специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и методическое сопровождение их деятельности (по отдельному плану) |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" |
Повышение компетенции специалистов организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, иных организаций по вопросам оказания квалифицированной реабилитационной, коррекционной помощи лицам с РАС |
- |
- |
- |
|
|
Всего по задаче 6 |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
00,00 |
|
7. Информационное сопровождение реализации мероприятий Концепции |
|||||||
7.1. |
Размещение видеосюжетов на ТВ, репортажей в сетевых изданиях, информации на сайтах организаций |
2024-2026 годы |
Все ведомства социальной сферы в части своих компетенций |
Повышение информированности населения и заинтересованных организаций по вопросам оказания помощи людям с РАС |
- |
- |
- |
|
7.2. |
Распространение справочных информационно-методических материалов для семей людей с РАС |
2024-2026 годы |
Все ведомства социальной сферы в части своих компетенций |
Повышение информированности населения и заинтересованных организаций по вопросам оказания помощи людям с РАС |
- |
- |
- |
- |
7.3. |
Проведение информационно-просветительских мероприятий в целях повышения уровня методических компетенций родителей, специалистов, формирования позитивного, толерантного отношения общества к проблемам детей с ОВЗ |
в течение реализации Плана |
Министерство образования Пензенской области Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области Министерство культуры и туризма Пензенской области |
Проведение ежеквартальных информационно-просветительских мероприятий для родителей (законных представителей), специалистов, общественности |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 6 |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
00,00 |
|
Всего на реализацию плана (2024-2026 гг.): |
|
|
|
2024 год |
2025 год |
2025 год |
Всего |
|
|
|
|
|
2230,6 |
2230,6 |
2230,6 |
6691,8 |
Утвержден
распоряжением
Правительства Пензенской области
29.12.2023 N 1265-рП
Состав проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области
Ягов Олег Васильевич |
- |
первый заместитель Председателя Правительства (председатель Проектного комитета); |
Фомин Алексей Николаевич |
- |
первый заместитель Министра образования Пензенской области; |
Казаков Сергей Александрович |
- |
заместитель Министра труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; |
Воробьева Марина Александровна |
- |
заместитель Министра здравоохранения Пензенской области - начальник управления медицинской помощи детям и службы родовспоможения; |
Юрина Мария Андреевна |
- |
заместитель Министра физической культуры и спорта Пензенской области; |
Якупов Роман Александрович |
- |
заместитель Министра культуры и туризма Пензенской области; |
Столярова Елена Алексеевна |
- |
уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области; |
Кирсанов Алексей Сергеевич |
- |
начальник Управления образовательной политики в сфере общего и дополнительного образования Министерства образования Пензенской области; |
Круглова Ирина Викторовна |
- |
консультант Управления образовательной политики в сфере общего и дополнительного образования Министерства образования Пензенской области (секретарь Проектного комитета); |
Белорыбкин Геннадий Николаевич |
- |
ректор ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области"; |
Коломенцева Елена Викторовна |
- |
директор ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области"; |
Курамшина Галина Николаевна |
- |
директор ГБУ ДО "Спортивная школа по адаптивным видам спорта" (по согласованию); |
Синева Мария Владимировна |
- |
заведующая детским отделением областной психиатрической больницы им. К.Р. Ефграфова# (по согласованию); |
Чистякова Ольга Александровна |
- |
депутат Законодательного Собрания Пензенской области, председатель ПРО Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России", правления благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства "Караван добрых дел" (по согласованию); |
Кудашева Наталья Ивановна |
- |
председатель АНО "Под защитой любви" (по согласованию); |
Котякова Виктория Александровна |
- |
учредитель АНО "Ресурсный центр поддержки "Реактив" (по согласованию). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 декабря 2023 г. N 1265-рП "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2024-2026 годы, Плана мероприятий по ее реализации и состава проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области"
Вступает в силу с 14 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 3 января 2024 г.
газета "Пензенские губернские ведомости" N 10 от 5 января 2024 г.