г. Краснодар |
|
06 сентября 2022 г. |
Дело N А32-56773/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Гришкина Д.О. (доверенность от 20.02.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-56773/2021, установил следующее.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган) обратилось с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 30.09.2021.
Решением от 14.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие у управления оснований для прекращения производства по административному делу.
В судебном заседании представитель налогового органа повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 16.07.2021 налоговый орган направил управлению обращение, в котором привел доводы о нарушении финансовым управляющим Скоробогатова Е.С. - Винярским И.И. требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и просил рассмотреть вопрос о привлечении управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Постановлением от 30.09.2021 управлением прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях управляющего состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании постановления управления от 30.09.2021 недействительным.
Суды пришил к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления налогового органа, исходя из следующих обстоятельств.
Административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), установлена частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса.
В силу части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в данной норме, в частности, отсутствие события административного правонарушения (пункт 1), отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2). При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 данного Кодекса (статья 28.9 Кодекса).
После проведения административного расследование управление не установило оснований для привлечения управляющего к административной ответственности.
Налоговый орган в заявлении в качестве основания для привлечения управляющего к административной ответственности приводил довод о том, что финансовый управляющий не принял меры по закрытию счетов должника.
В пункте 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность гражданина не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника. В силу пункта 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина финансовый управляющий распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, а также открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях. Из вышеприведенных норм следует, что у финансового управляющего в процедурах, применяемых в деле о банкротстве граждан, отсутствует закрепленная Законом о банкротстве обязанность по закрытию счетов гражданина в банках или иных кредитных организациях. В отсутствие установленной Законом о банкротстве обязанности по закрытию финансовым управляющий всех счетов гражданина вменяемое управляющему бездействие не может расцениваться как неисполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве, влекущее привлечение к административной ответственности на основании частей 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса.
Управление, оценив доводы налогового органа о нарушении управляющим срока проведения инвентаризации имущества гражданина и включения сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ, не установило нарушений управляющим требований Закона о банкротстве, принимая во внимание, что в процедурах банкротства граждан не предусмотрено проведение инвентаризации имущества гражданин и, соответственно, не установлены сроки ее проведения и внесения сведений о результатах в ЕФРСБ. Согласно пункту 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Статья 213.7 Закона о банкротстве содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Названные положения являются специальными нормами, регулирующими процедуру банкротства граждан, основания для применения в этом случае положений Закона о банкротстве, регулирующих процедуры несостоятельности юридических лиц отсутствуют.
В отсутствие установленных Законом о банкротстве обязанности по проведению инвентаризации имущества гражданина, сроков проведения инвентаризации и обязанности по опубликованию ее результатов в ЕФРБ вменяемое управляющему бездействие не может расцениваться как неисполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве, влекущее привлечение к административной ответственности на основании частей 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса.
При исследовании доводов налогового органа о непринятии мер по погашению текущих требований по обязательным платежам и неотражении в отчете финансового управляющего сведений о текущей задолженности управление установило, что управляющий неоднократно направлял запросы в адрес налогового органа о предоставлении сведений о задолженности по текущим обязательствам должника по уплате налогов и сборов. Из ответа налогового органа от 26.05.2021 следует, что в предоставлении запрашиваемой информации отказано в связи с отсутствием полномочий на предоставление третьим лицам сведений в отношении гражданина-должника. Управление также установило, что управляющий обратился в суд с заявлением об истребовании у налогового органа сведений о текущих обязательствах должника. При таких обстоятельствах вина управляющего по названому эпизоду не установлена.
Обстоятельства, свидетельствующие о совершении управляющим действий (бездействия), которые привели (могли привести) к затягиванию процедуры банкротства, управлением не установлены.
При таких обстоятельствах административный орган, установив отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2 статьи 24.5 Кодекса) после проведения административного расследования, вынес мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления управления о прекращения производства по административному делу.
Основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-56773/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление, оценив доводы налогового органа о нарушении управляющим срока проведения инвентаризации имущества гражданина и включения сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ, не установило нарушений управляющим требований Закона о банкротстве, принимая во внимание, что в процедурах банкротства граждан не предусмотрено проведение инвентаризации имущества гражданин и, соответственно, не установлены сроки ее проведения и внесения сведений о результатах в ЕФРСБ. Согласно пункту 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Статья 213.7 Закона о банкротстве содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Названные положения являются специальными нормами, регулирующими процедуру банкротства граждан, основания для применения в этом случае положений Закона о банкротстве, регулирующих процедуры несостоятельности юридических лиц отсутствуют.
В отсутствие установленных Законом о банкротстве обязанности по проведению инвентаризации имущества гражданина, сроков проведения инвентаризации и обязанности по опубликованию ее результатов в ЕФРБ вменяемое управляющему бездействие не может расцениваться как неисполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве, влекущее привлечение к административной ответственности на основании частей 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса.
...
Обстоятельства, свидетельствующие о совершении управляющим действий (бездействия), которые привели (могли привести) к затягиванию процедуры банкротства, управлением не установлены.
При таких обстоятельствах административный орган, установив отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2 статьи 24.5 Кодекса) после проведения административного расследования, вынес мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф08-8179/22 по делу N А32-56773/2021