I. Общие положения
1.1. Челябинский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области" (далее именуется - профсоюзы), Челябинская областная ассоциация работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (далее именуется - работодатели) и Правительство Челябинской области (далее именуется - Правительство), совместно именуемые Стороны, заключили настоящее Региональное соглашение на 2024 - 2026 годы (далее именуется - Соглашение).
1.2. Целью настоящего Соглашения является создание на территории Челябинской области условий, содействующих:
повышению уровня жизни населения, в том числе повышению уровня заработной платы и реальных доходов;
устойчивому экономическому росту, повышению инвестиционной привлекательности;
повышению привлекательности рабочих профессий;
легализации трудовых отношений и заработной платы;
сокращению уровня безработицы;
формированию благоприятного социального климата в обществе и предотвращению социально-трудовых конфликтов;
повышению эффективности управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
защите прав семьи, материнства, отцовства и детства;
защите социально-экономических прав и интересов молодежи;
развитию детского и молодежного спорта;
формированию здорового образа жизни населения, в том числе профилактике и лечению социально значимых заболеваний;
развитию профессионального и научного потенциала;
развитию социального партнерства;
реализации национальных проектов;
информированию населения о внедрении элементов цифровой экономики в социально-трудовой сфере.
1.3. Настоящее Соглашение признается Сторонами как основа для разработки и заключения соглашений, коллективных договоров. Нормы и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
1.4. Стороны признают социально ответственным работодателем организацию, осуществляющую деятельность на территории Челябинской области и реализующую принципы и формы социального партнерства.
1.5. Стороны взаимодействуют по вопросам выполнения требований действующего законодательства и Соглашения, в том числе в части обмена опытом.
II. Обязательства Сторон в области социально-экономической политики
2.1. Стороны Соглашения совместно:
2.1.1. Содействуют увеличению инвестиционной и инновационной активности, развитию внутриобластной кооперации и повышению производительности труда.
2.1.2. Совершенствуют систему обеспечения населения Челябинской области качественной сельскохозяйственной продукцией.
2.1.3. Участвуют в мероприятиях по озеленению и благоустройству территорий муниципальных образований Челябинской области.
2.2. Правительство:
2.2.1. В пределах своих полномочий формирует социально-экономическую политику Челябинской области, повышает эффективность расходования бюджетных средств.
2.2.2. Анализирует, прогнозирует социально-экономическую ситуацию в Челябинской области и доводит соответствующую информацию до Сторон. Информирует Челябинскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее именуется - Комиссия) об изменениях в Перечне показателей, влияющих на уровень и качество жизни населения Челябинской области, указанных в приложении 1 к Соглашению, в первом квартале года, следующего за отчетным годом.
2.2.3. Содействует реализации инвестиционных проектов в разных секторах экономики Челябинской области.
2.2.4. При оказании мер поддержки организациям, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области (далее именуются - организации), учитывает соблюдение этими организациями принципов и форм социального партнерства, а также мнение профсоюзов.
2.2.5. Предусматривает в областном бюджете средства на компенсацию расходов по социально значимым перевозкам в соответствии с действующим законодательством.
2.2.6. Реализует мероприятия, направленные на развитие железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
2.2.7. Принимает меры по развитию общественного транспорта, в том числе городского электрического транспорта, в муниципальных образованиях Челябинской области.
2.2.8. Проводит мониторинг тарифов на пригородный железнодорожный транспорт, коммунальные услуги.
2.2.9. Содействует организациям по внедрению современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.
2.2.10. Проводит мероприятия, направленные на развитие внешнеэкономического потенциала Челябинской области, в том числе мероприятия по продвижению продукции региональных производителей на внешний рынок и импортозамещению продукции (товаров) на внутреннем рынке, а также направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, предпринимательской инициативы и технологического суверенитета.
2.2.11. Содействует организации сельскохозяйственных ярмарок продажи продуктов питания местных производителей.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Обеспечивают по запросам исполнительных органов Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области предоставление информации, необходимой для совместной разработки прогнозов:
социально-экономического развития Челябинской области;
баланса трудовых ресурсов Челябинской области;
потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
2.3.2. Осуществляют с учетом финансовой возможности организации инвестиционные проекты, технологическую модернизацию производства с внедрением современных и наилучших доступных технологий, обеспечивающих улучшения условий труда и создание высокопроизводительных рабочих мест.
2.3.3. Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации сведения о формировании и расходовании фонда оплаты труда, системах оплаты труда, формы статистической отчетности и аналитические документы, обоснования проведения мероприятий, влекущих массовое увольнение работников, в порядке и объеме, установленном коллективным договором.
2.3.4. Предоставляют работникам - членам выборного органа первичной профсоюзной организации время для исполнения общественных обязанностей в согласованные с выборным органом первичной профсоюзной организации сроки с сохранением среднего заработка. Перечень мероприятий, относящихся к общественным обязанностям членов выборного органа первичной профсоюзной организации, порядок и условия предоставления времени и оплаты таких обязанностей определяются коллективным договором.
2.3.5. В случае начала процедуры банкротства организации уведомляют об этом выборный орган первичной профсоюзной организации в срок не более пяти рабочих дней.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Содействуют работодателям в повышении производительности труда, качества продукции, дисциплины и ответственности работников за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
III. Обязательства Сторон в сфере развития рынка труда и занятости населения
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Создают условия по подготовке квалифицированных работников, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда и развитию системы независимой оценки квалификации.
3.1.2. Информируют население Челябинской области о положении на рынке труда, привлечении иностранной рабочей силы, возможности трудоустройства, профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами, о проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих местах.
3.1.3. Осуществляют меры по приоритетному использованию работодателями трудовых ресурсов Челябинской области.
3.1.4. Проводят с учетом перспективных потребностей рынка труда взаимные консультации по перспективной потребности в кадрах для формирования заказа на их подготовку в системе профессионального образования.
3.1.5. Признают в качестве критериев массового увольнения показатели численности увольняемых работников:
при ликвидации организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 15 и более человек;
при сокращении численности или штата работников в количестве: 25 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
при увольнении работников по соглашению сторон, если общая численность увольняемых по соглашению сторон составляет более 10 процентов от общей численности работников в организации с численностью более 250 работников в течение 30 календарных дней.
3.1.6. Организуют областные конкурсы профессионального мастерства.
3.1.7. Разрабатывают и реализуют меры социальной поддержки, в том числе упреждающие мероприятия по профессиональному обучению новым профессиям, повышению территориальной мобильности и другие, для участников специальной военной операции, а также работников, увольняемых по сокращению численности или штата работников или в связи с ликвидацией организации, или находящихся под угрозой увольнения.
Разрабатывают и реализуют программы (планы) обеспечения занятости работников, увольняемых по сокращению численности или штата работников или в связи с ликвидацией организации, в случае, если численность увольняемых работников превышает 10 процентов списочной численности работников.
3.1.8. Совершенствуют меры по защите прав работников и работодателей в условиях использования нестандартных (незащищенных) форм занятости.
3.2. Правительство:
3.2.1. Привлекает Стороны к оценке социальной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Челябинской области.
3.2.2. Содействует расширению возможности профессионального обучения и трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.2.3. Реализует мероприятия, направленные на экономическое стимулирование работодателей, создающих новые рабочие места и/или модернизирующих действующие рабочие места.
3.2.4. Создает условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивает профессиональное обучение профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3.2.5. Разрабатывает:
прогноз баланса трудовых ресурсов Челябинской области;
прогноз потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу и доводит соответствующую информацию до Сторон.
3.2.6. Обеспечивает работоспособность информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области и назначает оператора информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области.
3.2.7. Реализует в Челябинской области предоставление грантов в форме субсидий из областного бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций для средних и малых городов Челябинской области на конкурсной основе.
3.2.8. Создает "единое окно" по развитию производственного наставничества в Челябинской области.
3.2.9. Создает единую цифровую платформу для размещения актуальной информации о местах практики и трудоустройства у работодателей. Обеспечивает возможность доступа всех работодателей к участию на такой платформе.
3.2.10. Организует функционирование врачебных комиссий по проведению обязательных предварительных медицинских осмотров в государственных медицинских организациях Челябинской области.
3.2.11. Доводит количество губернаторских инженерных классов до 200 на основе конкурсного отбора общеобразовательных организаций в соответствии с Концепцией формирования развития инженерной культуры обучающихся Челябинской области.
3.2.12. Создает официальный единый центр промышленного туризма Челябинской области (в форме цифровой платформы) для продвижения промышленного туризма в Челябинской области на региональном и федеральном уровнях, популяризации рабочих профессий, информирования о мероприятиях и проектах, связанных с промышленным туризмом в Челябинской области, а также обучения и размещения методических материалов по направлению промышленный туризм.
3.2.13. Реализует в официальном едином центре промышленного туризма Челябинской области (в форме цифровой платформы) функционал онлайн-записи на производственно-технические экскурсии в организации Челябинской области. Обеспечивает доступность использования такого функционала для организаций, имеющих технологическую карту производственной экскурсии и форму письменного инструктажа безопасности, оформленную надлежащим образом.
3.2.14. Разрабатывает требования, порядок надлежащего оформления локальных нормативных актов и иные методические материалы по направлению промышленный туризм, в том числе технологическую карту производственной экскурсии и форму письменного инструктажа безопасности.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Организуют трудовые соревнования.
3.3.2. Проводят анализ, прогнозирование численности работников. Ежегодно вносят информацию о потребности в работниках в информационную систему прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области.
3.3.3. Уведомляют территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений об угрозе (намерениях) массового увольнения работников за один месяц до начала уведомительных процедур для проведения совместных консультаций с территориальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе о возможности приостановки решения о массовом увольнении работников.
3.3.4. Предоставляют работникам, увольняемым по сокращению численности или штата работников или в связи с ликвидацией организации, возможность профессионального обучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора и время для поиска работы в порядке и на условиях, определенных коллективным договором.
3.3.5. При наличии производственной необходимости организуют рабочие места для проведения общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, учащихся в каникулярный период и в свободное от учебы время.
3.3.6. Исходя из собственных и/или целевых бюджетных потребностей за счет собственных и/или целевых бюджетных средств:
развивают внутрипроизводственное обучение работников;
организуют повышение квалификации работников;
поддерживают и развивают шефские связи с организациями профессионального образования;
направляют работников в организации высшего профессионального образования для получения профильного образования; развивают институт наставничества.
3.3.7. Создают специальные рабочие места для инвалидов и трудоустраивают инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов согласно требованиям действующего законодательства.
3.3.8. Размещают информацию о местах практики и трудоустройства на единой цифровой платформе.
3.3.9. Разрабатывают и утверждают локальные нормативные акты для организации производственных экскурсий для промышленных туристов в установленном порядке. Организуют обучение работников по направлению "Организация промышленного туризма".
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. Информируют работников, увольняемых по сокращению численности или штата работников или в связи с ликвидацией организации, о мерах социальной поддержки, в том числе упреждающих мероприятиях по профессиональному обучению новым профессиям, повышению территориальной мобильности и других.
3.4.2. Информируют работников о ситуации и мерах по снижению напряженности на рынке труда.
3.4.3. Организуют создание профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях, обеспечивая взаимодействие с профильными (отраслевыми) организациями профсоюзов.
3.4.4. Совместно с работодателями организуют контроль системы наставничества в отношении обучающихся, проходящих практико-ориентированное обучение или практику в организациях.
IV. Обязательства Сторон в области заработной платы, доходов и уровня жизни населения
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Стремятся к обеспечению сбалансированности увеличения уровня заработной платы, производительности труда и сохранения занятости работников.
4.1.2. Осуществляют мониторинг количества работников с заработной платой на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.
4.1.3. Принимают меры по опережению темпов роста доходов работников, занятых в бюджетном и внебюджетном секторах экономики, относительно темпов роста потребительских цен на товары и услуги.
4.1.4. Осуществляют контроль уровня заработной платы, соблюдения сроков ее выплаты. Принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате, выплаты заработной платы без оформления трудовых отношений.
4.1.5. Рассматривают возможность ежегодного заключения Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума трудоспособного населения и индекса потребительских цен в Челябинской области.
4.1.6. Рекомендуют работодателям выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.
4.1.7. Принимают меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования при установлении регулируемых тарифов в части индексации заработной платы в соответствии с Соглашением (в том числе на величину выше индекса потребительских цен на товары и услуги) при установлении регулируемых тарифов.
4.1.8. Принимают меры, направленные на реализацию унификации дифференцированной доплаты за работу во вредных и/или опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда (для подкласса 3.1 - не менее 4 процентов; для подкласса 3.2 - не менее 6 процентов, для подкласса 3.3 - не менее 8 процентов, для подкласса 3.4 - не менее 10 процентов, для класса 4 - не менее 12 процентов).
4.2. Правительство:
4.2.1. Проводит консультации с отраслевыми профсоюзами работников бюджетной сферы по реализации политики в сфере оплаты труда в организациях, финансируемых из областного бюджета, в том числе по возможности доведения минимальных окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников до уровня не ниже минимального размера оплаты труда.
4.2.2. Обеспечивает проведение индексации заработной платы работников областных государственных учреждений через увеличение окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) не реже одного раза за календарный год одновременно для всех категорий работников на величину выше индекса потребительских цен на товары и услуги с учетом мнения Комиссии и возможностей областного бюджета.
4.2.3. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области обеспечить проведение индексации заработной платы работников муниципальных учреждений через увеличение окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) не реже одного раза за календарный год одновременно для всех категорий работников на величину выше индекса потребительских цен на товары и услуги с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и возможностей местных бюджетов.
4.2.4. Проводит мониторинг уровня заработной платы работников бюджетной сферы и доводит соответствующую информацию до Сторон.
4.2.5. Обеспечивает снижение дифференциации должностных окладов (ставок заработной платы) работников равной квалификации областных государственных учреждений, реализует меры по увеличению их размеров.
4.2.6. Рекомендует органам местного самоуправления обеспечивать снижение дифференциации должностных окладов (ставок заработной платы) равной квалификации муниципальных учреждений, реализовывать меры по увеличению их размеров.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Предусматривают в коллективных договорах порядок и условия, при которых возможно повышение заработной платы работников.
4.3.2. Проводят индексацию заработной платы работников через увеличение ставок (окладов) не реже одного раза за календарный год одновременно для всех категорий работников на величину выше индекса потребительских цен на товары и услуги с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В случаях когда экономическое состояние и финансовая возможность не позволяют работодателю обеспечить индексацию заработной платы выше индекса потребительских цен на товары и услуги в отчетном году, работодатель обязан представить в течение 1 (одного) месяца письменное мотивированное обоснование выборному органу первичной профсоюзной организации и территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.3.3. Проводят консультации с первичной профсоюзной организацией по реализации политики в сфере оплаты труда, в том числе по возможности доведения минимальной тарифной ставки или оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) работников до уровня не ниже минимального размера оплаты труда.
4.3.4. При заключении соглашений и коллективных договоров предусматривают положения о поддержании доли заработной платы, включающей в себя ставку (оклад) и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, не связанные с результатами труда работника) до размера не менее 60 процентов от заработной платы, при условии, что размер заработной платы работника не превышает размер средней заработной платы по Челябинской области за предыдущий отчетный год. Порядок поэтапного увеличения устанавливают коллективным договором.
4.3.5. В процессе переговоров по заключению коллективных договоров обсуждают и принимают решение о включении в коллективные договоры порядка учета и оплаты времени, затрачиваемого на выдачу перед началом работы сменных заданий, нарядов, а также порядок проведения инструктажей, рабочих собраний.
4.3.6. При расширении трудовой функции работника гарантируют увеличение размера заработной платы.
4.3.7. При направлении работника на обучение в нерабочее время устанавливают в коллективных договорах или локальных нормативных актах гарантии в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Содействуют совершенствованию организации нормирования труда. Осуществляют контроль применения норм и нормативов по труду.
4.4.2. Инициируют привлечение к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение нормативных актов по оплате труда.
4.4.3. Рассчитывают размер минимального потребительского бюджета и используют в качестве социального стандарта оценки уровня жизни населения в Челябинской области, направленного на повышение качества жизни и доходов населения.
4.4.4. Участвуют в установлении системы оплаты труда.
4.4.5. Информируют Комиссию о проведении индексации заработной платы в организациях Челябинской области.
V. Обязательства Сторон в сфере экологической безопасности, условий и охраны труда
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Организуют проведение мероприятий (семинаров, конкурсов, конференций, выставок и иных мероприятий) по вопросам охраны труда и экологии, в том числе по продвижению концепции "нулевого травматизма".
5.1.2. Организуют и обеспечивают проведение мероприятий по восстановлению здоровья работников.
5.2. Правительство:
5.2.1. Не допускает ухудшения экологической обстановки. Совершенствует и обеспечивает функционирование систем:
информирования населения об экологической обстановке в населенных пунктах Челябинской области;
контроля экологической обстановки в населенных пунктах Челябинской области с привлечением представителей общественных организаций.
5.2.2. Совершенствует систему государственного управления охраной труда в Челябинской области. Включает в положения об исполнительных органах Челябинской области необходимые функции для осуществления ведомственного контроля за соблюдением действующего законодательства в подведомственных организациях.
5.2.3. Предусматривает в консолидированном бюджете Челябинской области средства на проведение специальной оценки условий труда в подведомственных организациях, а также средства на реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников по итогам проведенной специальной оценки условий труда.
5.2.4. Организует проведение мониторинга экологической обстановки, состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Челябинской области. Информирует население о результатах проведенных мониторингов.
5.2.5. Совершенствует и реализует комплекс мер по снижению вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду в населенных пунктах Челябинской области транспортными средствами: автомобильным и железнодорожным транспортом, с последующим информированием населения.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Ежегодно заключают с первичной профсоюзной организацией соглашения по охране труда.
5.3.2. Обеспечивают за счет собственных средств обучение и проверку знаний требований охраны труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, избранных в порядке, установленном коллективным договором, с отрывом от производства и сохранением среднего заработка.
5.3.3. Предоставляют работникам, являющимся уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов и членами комитетов (комиссий) по охране труда, оплачиваемое рабочее время с правом отлучаться с рабочего места в порядке, установленном коллективным договором, для выполнения возложенных на них общественных обязанностей по контролю состояния условий труда и исполнения требований охраны труда.
5.3.4. Освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов на период их участия в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и проведению специальной оценки условий труда.
5.3.5. Организуют горячее, лечебно-профилактическое питание работников, в том числе льготное, в объемах, предусмотренных действующими нормативами и коллективными договорами.
5.3.6. Включают в состав комиссий, принимающих вводимое в эксплуатацию оборудование, производственные объекты и средства индивидуальной защиты, технических инспекторов труда профсоюзов (по согласованию) и/или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.3.7. Согласовывают с выборным органом первичной профсоюзной организации нормы выдачи средств индивидуальной защиты работников, а также замену одного вида средств индивидуальной защиты аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
5.3.8. Осуществляют добровольное страхование жизни и здоровья работников по профессиям повышенного профессионального риска в порядке, установленном коллективным договором.
5.3.9. Принимают меры по улучшению условий труда на рабочих местах.
5.3.10. Содействуют выборному органу первичной профсоюзной организации или техническим инспекторам труда профсоюзов в проведении независимой экспертизы условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда и возникновении спорных ситуаций.
5.3.11. Выплачивают гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца или с потерей трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве, острого профессионального заболевания (отравления) на производстве, единовременные пособия (сверх установленных действующим законодательством) в размере, определенном отраслевыми тарифными соглашениями и/или коллективными договорами, кратном среднему заработку потерпевшего.
5.3.12. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах дополнительные по сравнению с установленными действующим законодательством гарантии и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
5.3.13. Включают в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда не менее двух представителей выборного органа первичной профсоюзной организации.
5.3.14. Разрабатывают до начала проведения специальной оценки условий труда локальный нормативной акт о порядке определения времени нахождения работников под воздействием вредных производственных факторов с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
5.3.15. Включают в состав комиссии по расследованию острого профессионального заболевания (отравления) работника со смертельным исходом представителя первичной профсоюзной организации, технических инспекторов труда территориального объединения организаций профсоюзов Челябинской области.
5.3.16. Не допускают создание новых рабочих мест с вредными (подкласс 3.4) и опасными (класс 4) условиями труда (за исключением рабочих мест аварийно-спасательных служб).
5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Включают в коллективные договоры и соглашения обязательства, направленные на обеспечение санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда.
5.4.2. Направляют информацию работодателям, органам государственного надзора (контроля), органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, окружающей среде.
5.4.3. Участвуют в обучении и проверке знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и иных работников, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов с обязательным отрывом от производства и сохранением среднего заработка.
5.4.4. Избирают у каждого работодателя уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов в количестве и порядке, установленном коллективным договором.
5.4.5. Информируют должностных лиц и работников о функциях и правах уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, порядке действий должностных лиц и работников при обращении к ним уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.4.6. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников в порядке, утвержденном профсоюзами.
VI. Обязательства Сторон в сфере социальной защиты уровня жизни работников
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Информируют работников о проведении диспансеризации определенных групп населения в части предоставления возможности для прохождения работниками медицинских обследований (консультаций) в медицинских организациях.
6.1.2. Обеспечивают проведение мероприятий по формированию у населения навыков здорового образа жизни и здорового питания. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников, совершенствованию профилактических мер противодействия распространению инфекционных и социально значимых заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем, сахарный диабет, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания и другие), наркомании, алкоголизма среди населения, в том числе на рабочих местах.
6.1.3. Ежегодно обсуждают экономическую эффективность реализации программ здоровьесбережения.
6.1.4. Содействуют реализации программ здоровьесбережения.
6.1.5. Оказывают организационное и методическое содействие организациям по выполнению работниками норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
6.1.6. Взаимодействуют с Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области по вопросам своевременного и правильного назначения пенсий работникам.
6.1.7. Организуют оздоровление и отдых детей.
6.1.8. Принимают меры по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан.
6.1.9. Разрабатывают дополнительные меры поддержки работников, являющихся участниками специальной военной операции, а также членов их семей.
6.2. Правительство:
6.2.1. Обеспечивает развитие профилактической направленности здравоохранения. Организует работу центров общественного здоровья и медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья, школ здоровья для больных с артериальной гипертензией, бронхиальной астмой, с сердечной недостаточностью, для пациентов с избыточной массой тела и ожирением, сахарным диабетом, групповое профилактическое консультирование по коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний.
6.2.2. Оказывает методическую помощь работодателям по разработке программ здоровьесбережения.
6.2.3. Обеспечивает частичное (без флюорографического и маммографического обследований) проведение диспансеризации работников организаций оборонно-промышленного комплекса непосредственно на территории организации.
6.2.4. Организует взаимодействие со Сторонами по вопросам добровольного медицинского освидетельствования работников в целях выявления ВИЧ-инфекции, в том числе в рамках акции "Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ на рабочих местах".
6.2.5. Принимает меры по сохранению, а также восстановлению и строительству на территории Челябинской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, дошкольных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, профессиональных образовательных организаций, спортивных сооружений и учреждений культуры, стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.
6.2.6. Рассматривает вопросы по мерам стимулирования работодателей, создающих условия работникам для занятий физической культурой и спортом.
6.2.7. Определяет порядок финансирования расходов на денежное поощрение лучших работников бюджетной сферы, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности.
6.3. Работодатели:
6.3.1. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривают возможность:
добровольного медицинского страхования;
социальной поддержки работников и членов их семей;
финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работников в лечебных и оздоровительных организациях;
проведения мероприятий, направленных на создание условий для отдыха работников (в том числе молодежи) и членов их семей (детский отдых, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа).
6.3.2. Оказывают организационную помощь работникам в создании и функционировании организаций (советов, комиссий) работников (по охране материнства и детства, молодежных, ветеранских и других).
6.3.3. Включают в коллективные договоры порядок и условия компенсации затрат работников на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря.
6.3.4. Разрабатывают и реализуют через коллективные договоры и соглашения с участием выборного органа первичной профсоюзной организации и советов ветеранов условия предоставления льгот работникам, вышедшим на пенсию и являющимся ветеранами работодателя, и работникам, получившим инвалидность на производстве.
6.3.5. Обеспечивают детям работников на льготной основе возможность занятия спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством с учетом финансовой возможности в порядке, установленном коллективным договором.
6.3.6. Разрабатывают и реализуют программы здоровьесбережения.
6.4. Профсоюзы:
6.4.1. Организуют обучение работников по действующему пенсионному законодательству, социальному и медицинскому страхованию, правам застрахованных работников.
6.4.2. Содействуют созданию работодателями музеев трудовой славы, летописей своих коллективов.
6.4.3. Содействуют в осуществлении деятельности организаций (советов, комиссий) работников (по охране материнства и детства, молодежным, ветеранским и другим).
6.4.4. Прорабатывают с работодателями вопросы дополнительного пенсионного страхования работников, обращая особое внимание на работников предпенсионного возраста.
VII. Обязательства Сторон по работе с молодежью
7.1. Стороны совместно:
7.1.1. Рассматривают вопросы работы с молодежью (до тридцати пяти лет) и разрабатывают систему мер по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодежи с привлечением представителей молодежных организаций (советов, комиссий).
7.1.2. Проводят мероприятия по повышению социальной активности молодежи, предупреждению и профилактике негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи. Проводят работу, направленную на патриотическое воспитание молодежи. Содействуют развитию молодежного туризма.
7.1.3. Реализуют мероприятия по развитию системы подготовки кадров в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
7.1.4. Принимают меры, направленные на развитие системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения, повышение уровня квалификации работников, привлечение молодежи на производство.
7.2. Правительство:
7.2.1. Организует проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей и иных мероприятий по различным направлениям творческой деятельности детей и молодежи.
Обеспечивает поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, организациях дополнительного образования, подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
7.2.2. Организует проведение социологических опросов по проблемам молодежи, в том числе рабочей молодежи, доводит соответствующую информацию до Сторон.
7.2.3. Способствует организации физической и военно-патриотической подготовки молодежи, развитию военно-технических видов спорта в организациях общего и профессионального образования.
7.2.4. Совершенствует систему профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
7.2.5. Способствует развитию договорных отношений образовательных организаций с работодателями Челябинской области на предмет их привлечения к процессу обучения и подготовки молодежи по рабочим профессиям.
7.3. Работодатели:
7.3.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодежи гарантии трудоустройства гражданам, уволенным в связи с призывом на военную службу и вернувшимся после ее прохождения.
7.3.2. Содействуют улучшению жилищных условий молодежи, используя различные механизмы, в том числе через предоставление ссуды.
7.4. Профсоюзы:
7.4.1. Организуют при содействии работодателей проведение конкурсов среди молодежи, торжественных мероприятий "Посвящение в рабочий класс" (для выпускников организаций профессионального образования), торжественных проводов молодых работников в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, а также тематических молодежных мероприятий.
7.4.2. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, созданию необходимых условий для проживания в общежитиях.
7.4.3. Организуют обмен производственным опытом молодых профсоюзных активистов.
VIII. Обязательства Сторон в сфере развития социального партнерства и координации деятельности Сторон Соглашения
8.1. Стороны совместно:
8.1.1. Продолжают работу по повышению социальной ответственности работодателей и их вовлечению в систему социального партнерства.
8.1.2. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от Сторон меры по их регулированию в порядке, установленном действующим законодательством.
8.1.3. Информируют население о развитии социального партнерства в сфере труда через средства массовой информации, официальные сайты Сторон или другими способами по совместному решению Сторон, принятому на заседании Комиссии и/или ее рабочих органов. Выпускают информационные и методические материалы по вопросам развития социального партнерства.
8.1.4. Организуют обучение представителей Сторон по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений.
8.1.5. Рассматривают вопросы по выполнению обязательств коллективных договоров, урегулированию споров в переговорных процессах по заключению и/или изменению коллективных договоров и соглашений на заседаниях Сторон с участием координатора соответствующей комиссии.
8.1.6. Организуют и ежегодно подводят итоги областных и региональных этапов всероссийских конкурсов в сфере социального партнерства.
8.1.7. Обсуждают и принимают решения на заседаниях Комиссии о необходимости разработки государственных программ Челябинской области по основным направлениям социального партнерства и направляют данные решения в адрес исполнительных органов Челябинской области.
8.1.8. Формируют предложения по разработке законодательных инициатив в сфере социально-трудовых отношений, в том числе на федеральном уровне.
8.1.9. Содействуют развитию профсоюзного движения в Челябинской области.
8.1.10. Содействуют созданию и деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
8.1.11. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого и среднего предпринимательства.
8.1.12. Разрабатывают и утверждают на заседании Комиссии методику оценки развития социального партнерства. Определяют объекты оценки. Предоставляют необходимую информацию для проведения оценки.
8.1.13. Информируют при трудоустройстве работников о деятельности первичных профсоюзных организаций.
8.2. Правительство:
8.2.1. Обеспечивает предоставление Комиссии разрабатываемых исполнительными органами Челябинской области проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и других актов в сфере труда, в том числе перечень профессий, специальностей, дающих право на получение в безвозмездное пользование с последующим оформлением в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для рассмотрения и обсуждения в соответствии с действующим законодательством.
8.2.2. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе комиссий, советов, комитетов, рабочих групп, образованных органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области и исполнительными органами Челябинской области при рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов, в том числе при подготовке проектов соответствующих бюджетов.
8.2.3. Принимает участие в проведении обучения представителей Сторон по вопросам социального партнерства.
8.2.4. Привлекает работодателей и профсоюзы к общественной оценке государственных программ Челябинской области, принимает предложения и/или информирует об отклонении вышеуказанных предложений.
8.2.5. Оказывает консультационную и правовую помощь по вопросам социально-трудовых отношений и занятости населению и организациям.
8.2.6. Формирует законодательную инициативу о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по законодательному регулированию социального партнерства на территории субъекта Российской Федерации по результатам консультаций со Сторонами.
8.3. Работодатели:
8.3.1. Не препятствуют работникам в создании первичных профсоюзных организаций и вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.
8.3.2. Предоставляют членам выборного органа первичной профсоюзной организации для обучения по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений необходимое количество дней с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов за счет средств работодателя в порядке, установленном коллективным договором.
8.3.3. Устанавливают в коллективных договорах порядок участия представителей работников в управлении организацией, в том числе участия представителей первичной профсоюзной организации в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса.
8.3.4. Перечисляют ежемесячно за счет собственных средств членские профсоюзные взносы по письменным заявлениям работников из их заработной платы на счет указанной в заявлении профсоюзной организации, а также денежные средства работников, не являющихся членами профсоюза. Указанные суммы перечисляют одновременно с выплатой заработной платы в порядке, установленном коллективным договором.
8.4. Профсоюзы:
8.4.1. Организуют обучение членов выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
8.4.2. Содействуют первичным профсоюзным организациям в том числе в проведении переговоров по заключению, внесению изменений и дополнений в коллективные договоры. Проводят экспертизу коллективных договоров и соглашений до их заключения на предмет соответствия и неухудшения положений по сравнению с требованиями действующего законодательства и вышестоящих соглашений.
8.4.3. Осуществляют общественный контроль исполнения мероприятий в рамках реализации государственных программ социальной направленности в Челябинской области, а также за состоянием охраны труда и окружающей среды и соблюдением требований экологической безопасности в организациях Челябинской области.
8.4.4. Устанавливают в коллективных договорах порядок участия представителей работников в управлении организацией, в том числе участия представителей первичной профсоюзной организации в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса.
8.4.5. Инициируют создание комиссий по разрешению трудовых споров.
8.4.6. Информируют всех работников, в том числе не являющихся членами профсоюза, об изменениях действующего законодательства в сфере социально-трудовых отношений, санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности, пенсионного, социального и медицинского страхования, в том числе через средства массовой информации профсоюзов.
8.4.7. Проводят оценку развития социального партнерства и составляют рейтинг объектов оценки.
IX. Обязательства Сторон по внедрению и развитию системы социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах
9.1. Стороны совместно:
9.1.1. Организуют и оценивают эффективность системы социального мониторинга по оперативному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в трудовых коллективах на территории Челябинской области (далее именуется - Социальный мониторинг).
Рассматривают на регулярной основе на заседаниях Комиссии и/или ее рабочих органов, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений результаты Социального мониторинга.
9.2. Правительство:
9.2.1. Осуществляет взаимодействие с территориальными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам проведения Социального мониторинга.
9.3. Работодатели:
9.3.1. Согласовывают информацию либо предоставляют мотивированное мнение о результатах Социального мониторинга.
9.4. Профсоюзы:
9.4.1. Осуществляют сбор информации для Социального мониторинга в соответствии с приложением 2 к Соглашению.
9.4.2. Предоставляют информацию о результатах Социального мониторинга Сторонам.
X. Заключительные положения
10.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 года после его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2026 года.
10.2. В случае если по окончании действия настоящего Соглашения не будет заключено новое соглашение, то действие настоящего Соглашения автоматически продлевает свое действие до заключения нового соглашения, но не более чем на три года.
10.3. Ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия прекратить выполнение принятых на себя обязательств в одностороннем порядке.
10.4. В период действия настоящего Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон в соответствии с решением Комиссии.
10.5. Правительство публикует текст Соглашения в срок не позднее двух недель после его подписания в газете "Южноуральская панорама".
10.6. Стороны несут ответственность за нарушение или невыполнение Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
10.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Председатель Челябинского областного |
О.П. Екимов |
Вице-президент Челябинской областной |
К.И. Струков |
Зарегистрировано
в Главном управлении по труду
и занятости населения
Челябинской области
7 декабря 2023 г. N 68
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормы и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Кроме того, в Соглашении предусматривается возможность ежегодного заключения Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума трудоспособного населения и индекса потребительских цен.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области от 13.11.2000 г. N 147-ЗО "О Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" утвержден Порядок присоединения к Региональному соглашению работодателей, согласно которому все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, считаются присоединенными с 01.01.2024 г. к Региональному соглашению.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Региональное соглашение между Челябинским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинской областной ассоциацией работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2024 - 2026 годы
Зарегистрировано в Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области 7 декабря 2023 г. N 68
Вступает в силу с 1 января 2024 г. после подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2026 г.
Опубликование:
газета "Южноуральская панорама" 21 декабря 2023 г. N 103-104