г. Краснодар |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А32-50692/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Касабян И.К. (доверенность от 10.12.2020), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "НЭСК-электросети" - Коваленко Л.В. (доверенность от 01.01.2022) и Старичкова С.С. (доверенность от 17.03.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 по делу N А32-50692/2021, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.08.2021 N 023/04/9.21-1288/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 600 тыс. рублей штрафа и представления от 05.08.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - АО "НЭСК-электросети", компания).
Решением от 09.03.2022, оставленным без изменения постановлением от 12.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения к административной ответственности, а также законностью выданного обществу представления.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции не учли, что АО "НЭСК-электросети" указало в заявке уровень напряжения 6-10 кВ, а не 110 кВ, в связи с чем имеет право на реализацию мероприятий в рамках заявленного уровня напряжения - строительство "БКРП-10 кВ, строительство 2ЛЭП-10 кВ, о чем и просило в заявке. Однако впоследствии АО "НЭСК-электросети" изменило свои требования, пожелав принять на себя весь комплекс мероприятий по договору. Суды не учли невозможность выполнения обществом пункта 10.5 ТУ ИА-03/0009-20 "Строительство заходов от существующей ВЛ-110 кВ "Лорис-Пашковская" на ПС 220 кВ "Восточная Промзона", поскольку данные мероприятия выполнены вне указанных технических условий, о чем свидетельствует Акт об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2019, подписанный ПАО "ФСК ЕАС" и ПАО "Россети Кубань". Общество не имеет возможности осуществить мероприятия по фактическому технологическому присоединению объекта АО "НЭСК-электросети" к собственной сети, в связи с отсутствием собственных объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих их физическое соединения (контакт) с энергопринимающими устройствами компании. Заявитель полагает, что основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют. Общество полагает, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения представления, поскольку договор в адрес АО "НЭСК-электросети" общество направило, а навязывать сторонам заключение договора и его условия, антимонопольный орган не вправе.
АО "НЭСК-электросети" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. По мнению АО "НЭСК-электросети", у общества отсутствовали основания для непредставления компании приведенного в соответствие с требованиями пунктов 15 и 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов по электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), проекта договора об осуществлении технологического присоединения N 21200-20-00593186-4 и индивидуальных технических условий для подписания со стороны АО "НЭСК-электросети", поскольку Правила N 861 не содержат обязательные для компании условия по выполнению мероприятий, предусмотренных индивидуальными техническими условиями, по уровню напряжения, указанному в заявке на технологическое присоединение. АО "НЭСК-электросети" указало, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличия технической возможности технологического присоединения; строительство заходов на ПС 220 кВ "Восточная Промзона" должно быть выполнено в рамках заключенного договора ПАО "ФСК ЕАС" и обществом, а мероприятия по строительству ПС 110/10 кВ "Зональная 2" и 2ЛЭП-110 кВ "Лорис-Зональная 2 цепь 1" и "Лорис-Зональная 2 цепь 2 в соответствии с мотивированными отказами необходимо возложить на АО "НЭСК-электросети".
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступило обращение АО "НЭСК-электросети" на действия общества. Основанием для обращения компании в УФАС по Краснодарскому краю послужили следующие обстоятельства. Компания письмом от 14.01.2020 N 12.1.НС-08/46/116 направила обществу заявку на технологическое присоединение от 10.01.2020 N 003 для увеличения максимальной мощности на 3140 кВт от 2 новых ячеек на ПС/110/10 кВ "Лорис". Общество письмом от 16.01.2020 N КЭ/005/63 направило замечания по заявке на технологическое присоединение от 10.01.2020 N 003. АО "НЭСК-электросети" письмом от 11.02.2020 N 12.1НС-08/390/1017 направило в адрес общества откорректированную заявку на технологическое присоединение. Общество письмом от 20.03.2020 N КЭ/005/1002 уведомило АО "НЭСК-электросети" о рассмотрении заявки на технологическое присоединение от 10.01.2020 N 003 по индивидуальному проекту. Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 21.10.2020 N 23/2020-Э утвержден размер платы по индивидуальному проекту в размере 391 785 535 рублей 68 копеек. Письмом от 23.10.2020 N РК/005/3580-исх общество направило в адрес компании проект договора об осуществлении технологического присоединения N 21200-20-00593186-4 по заявке от 10.01.2020 N 003, согласно которому подключение энергопринимающих устройств компании по индивидуальному проекту будет осуществляться от 2-х линейных ячеек в РУ-10 кВ 2БКТП проектируемой обществом, основной источник питания проектируемая ПС 110/10 "Зональная 2". Компания мотивированным отказом от 05.11.2020 N 12.1.НС-08/8880, ссылаясь на пункт 30.4 Правил N 861, направила обществу предложение о внесении изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, в части отнесения мероприятий по строительству 2-х ЛЭП 110 кВ, ПС 110/10 кВ "Зональная 2", а также отходящих от данного центра питания распределительных сетей 10 кВ на АО "НЭСК-электросети". Рассмотрев мотивированный отказ, общество письмом от 16.11.2020 N РК/005/3731-исх сообщило компании, что с учетом уровня напряжения, указанного в заявке (6-10 кВ), АО "НЭСК-электросети" имеет право на реализацию мероприятий, связанных с организацией распределительной сети 10 кВ, в связи с чем направила компании проект изменений технических условий. Не согласившись с указанным предложением АО "НЭСК-электросети" повторно направило мотивированный отказ от 25.11.2020 N 12.1НС-08/9455 от подписания проекта договора N 21200-20-00593186-4. В ответ на указанный мотивированный отказ общество письмом от 08.12.2020 N РК/005/3780-исх сообщило, что с учетом уровня напряжения, указанного в заявке (6-10 кВ), компания имеет право на реализацию мероприятий, а именно: строительство 2БКРП-10 кВ, строительство 2ЛЭП-10 кВ, РП-10 кВ, РУ-10 кВ. Общество посчитало внесение изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения, а также индивидуальные технические условия возможным только в части организации строительства электрической энергии сети 10 кВ и срока ввода объектов в эксплуатацию, в связи с чем направила технические условия с изменениями в указанной части.
Управление в отношении общества составило протокол об административном правонарушении от 27.05.2021 N 023/04/9.21-1288/2021 и вынесло постановление от 05.08.2021 N 023/04/9.21-1288/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса и назначении штрафа в размере 600 тыс. рублей. Управление также вынесло представление от 05.08.2021 N 22182/6, которым обществу указано на необходимость осуществления действий, предусмотренных Правилами N 861, по направлению компании измененной редакции проекта договора об осуществлении технологического присоединения и индивидуальных технических условий с учетом волеизъявления АО "НЭСК-Электросети" от 05.11.2020 N 12.1.НС-08/8880 в соответствии с требованиями пункта 30.4 Правил N 861 и доводами, изложенными в постановление по делу об административном правонарушении от 05.08.2021 N 023/04/9.21-1288/2021.
Несогласие с вынесенными управлением постановлением и представлением, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 600 тыс. до 1 млн рублей.
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, судебные инстанции согласились с выводом антимонопольного органа о том, что согласно имеющимся в материалах дела об административном правонарушении пояснениям ПАО "ФСК ЕЭС" между ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "Россети Кубань" оформлен Акт об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2019 N 358/ТП, в соответствии с которым одним из присоединений является точка ВЛ-110 кВ "Восточная Промзона-Лорис", с максимальной разрешенной мощностью 25 440 кВт, а также ВЛ-110 кВ "Восточная Промзона-Пашковская" с максимальной разрешенной мощностью 25 440 кВт; из однолинейной схемы присоединения энергопринимающих устройств ПАО "Россети Кубань" к сети "ФСК ЕЭС" ПС 220 кВ "Восточная Промзона" следует, что ВЛ-110 кВ "Восточная Промзона-Лорис" и ВЛ-110 кВ "Восточная Промзона-Пашковская" принадлежат ПАО "Россети Кубань"; довод общества о том, что технологическое присоединение ПС 110/10 "Зональная 2" посредством двух ВЛ-110 кВ "Лорис-Зональная 2 цепь 1,2" будет осуществлено к ПС 220 кВ "Восточная Промзона", принадлежащей ПАО "ФСК ЕЭС", опровергается существующей схемой подключения, отраженной в Акте об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2019 N 358/ТП, а также нормами действующего законодательства в сфере электроэнергетики. При этом суды не сослались на конкретный пункт Акта об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2019 N 358/ТП с приложенной к нему схемой, а также нормы законодательства, опровергающие довод общества. Кроме того, указав на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, суды сослались на пояснения ПАО "ФСК ЕАС", имеющиеся в материалах административного дела, которое к данному арбитражному делу не приложено.
При этом, указав, что для непосредственного технологического присоединения к распределительным сетям ПАО "ФСК ЕАС" обществу необходимо в соответствии с пунктом 10.5 индивидуальных ТУ N ИА-03/0009-20 осуществить строительство заходов от существующей ВЛ-110 кВ "Лорис-Пашковская" на ПС 220 кВ "Восточная Промзона", в связи с чем до момента произведения расчетов по индивидуальному проекту по заявке компании и направления материалов в РЭК ДЦиТ КК обществу необходимо было подать заявку и заключить договор на технологическое присоединение с вышестоящей организацией - ПАО "ФСК ЕАС", добавив затраты по этому договору в расчеты по индивидуальному проекту для АО "НЭСК-электросети", судебные инстанции не оценили довод общества, со ссылкой на Акт об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2019 N 358/ТП, о том, что мероприятия по строительству заходов от существующей ВЛ-110 кВ "Лорис-Пашковская" на ПС 220 кВ "Восточная Промзона" выполнены вне рамок технических условий N ИА-03/0009-20. Не оценили суды и довод общества, со ссылкой на конкретные доказательства, о том, что общество не имеет собственных объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих их физическое соединение (контакт) с энергопринимающими устройствами компании и не имеет возможности для фактического технологического присоединения объекта компании к собственной сети.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им требований данных правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Сделав вывод о нарушении обществом пунктов 15 и 30.4 Правил N 861 и наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, судебные инстанции исходили из того, что с учетом даты поступления в адрес общества мотивированного отказа компании от 05.11.2020 N 12.1. НС-08/8880 от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения N 21200-20-00593186-4, обществу во исполнение требований пунктов 15 и 30.4 Правил N 861 надлежало в срок до 19.11.2020 направить исправленный проект договора об осуществлении технологического присоединения N 21200-20-00593186-4 и индивидуальных технических условий для подписания. При этом, согласившись с выводом антимонопольного органа о том, что временем совершения административного правонарушения является 19.11.2020, судебные инстанции не учли, что рассмотрев мотивированный отказ компании от 05.11.2020 N 12.1.НС-08/8880, общество направило компании письмо от 16.11.2020 N РК/005/3731-исх с приложением проекта изменения технических условий, сообщив, что с учетом уровня напряжения, указанного в заявке (6-10 кВ), АО "НЭСК-электросети" имеет право на реализацию мероприятий, связанных с организацией распределительной сети 10 кВ, получив которое, компания направила обществу мотивированный отказ от 25.11.2020 N 12.1НС-08/9455 от подписания проекта договора N 21200-20-00593186-4, и не дали указанному обстоятельству оценку. Кроме того, установив, что получив от компании мотивированный отказ от 25.11.2020, общество письмом от 08.12.2020 N РК/005/3780-исх сообщило компании, что с учетом уровня напряжения, указанного в заявке (6-10 кВ) компания имеет право на реализацию мероприятий по строительству 2БКРП-10 кВ, 2ДЭП-10 кВ, РП-10 кВ, РУ-10 кВ, а также что внесение изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения, а также индивидуальные технические условия возможны только в части организации строительства электрической энергии сети 10кВ и срока ввода объектов в эксплуатацию и представило технические условия с изменениями в указанной части, судебные инстанции не дали оценку тому, что и после 19.11.2020 сторонами договора (сетевыми организациями) велась переписка по условиям договора, не выяснили, являлась ли фактически данная переписка обычной процедурой согласования сторонами условий договора. Выяснение данного обстоятельства необходимо в данном случае, поскольку наличие между сторонами договора разногласий по условиям его заключения является основанием для их урегулирования в судебном порядке в рамках преддоговорного спора.
Оспариваемым обществом представлением управления на общество возложена обязанность по направлению компании измененной редакции проекта договора об осуществлении технологического присоединения и индивидуальных технических условий с учетом волеизъявления АО "НЭСК-электросети" от 05.11.2020 N 12.1.НС-08/8880.
Согласно пункту 2 Правил N 861 контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям возложен на Федеральную антимонопольную службу.
Вместе с тем, управление не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, оно в этом случае не полномочно защищать права одной стороны путем вынесения представления другой. В таком случае управление фактически вмешивается в гражданско-правовые взаимоотношения сторон, касающиеся условий заключения договора на технологическое присоединение, которые могут быть разрешены в суде при рассмотрении преддоговорного спора.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия законных судебных актов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле ПАО "ФСК ЕАС", на пояснения которого ссылались судебные инстанции при рассмотрении данного дела, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 по делу N А32-50692/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сделав вывод о нарушении обществом пунктов 15 и 30.4 Правил N 861 и наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, судебные инстанции исходили из того, что с учетом даты поступления в адрес общества мотивированного отказа компании от 05.11.2020 N 12.1. НС-08/8880 от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения N 21200-20-00593186-4, обществу во исполнение требований пунктов 15 и 30.4 Правил N 861 надлежало в срок до 19.11.2020 направить исправленный проект договора об осуществлении технологического присоединения N 21200-20-00593186-4 и индивидуальных технических условий для подписания. При этом, согласившись с выводом антимонопольного органа о том, что временем совершения административного правонарушения является 19.11.2020, судебные инстанции не учли, что рассмотрев мотивированный отказ компании от 05.11.2020 N 12.1.НС-08/8880, общество направило компании письмо от 16.11.2020 N РК/005/3731-исх с приложением проекта изменения технических условий, сообщив, что с учетом уровня напряжения, указанного в заявке (6-10 кВ), АО "НЭСК-электросети" имеет право на реализацию мероприятий, связанных с организацией распределительной сети 10 кВ, получив которое, компания направила обществу мотивированный отказ от 25.11.2020 N 12.1НС-08/9455 от подписания проекта договора N 21200-20-00593186-4, и не дали указанному обстоятельству оценку. Кроме того, установив, что получив от компании мотивированный отказ от 25.11.2020, общество письмом от 08.12.2020 N РК/005/3780-исх сообщило компании, что с учетом уровня напряжения, указанного в заявке (6-10 кВ) компания имеет право на реализацию мероприятий по строительству 2БКРП-10 кВ, 2ДЭП-10 кВ, РП-10 кВ, РУ-10 кВ, а также что внесение изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения, а также индивидуальные технические условия возможны только в части организации строительства электрической энергии сети 10кВ и срока ввода объектов в эксплуатацию и представило технические условия с изменениями в указанной части, судебные инстанции не дали оценку тому, что и после 19.11.2020 сторонами договора (сетевыми организациями) велась переписка по условиям договора, не выяснили, являлась ли фактически данная переписка обычной процедурой согласования сторонами условий договора. Выяснение данного обстоятельства необходимо в данном случае, поскольку наличие между сторонами договора разногласий по условиям его заключения является основанием для их урегулирования в судебном порядке в рамках преддоговорного спора.
...
Согласно пункту 2 Правил N 861 контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям возложен на Федеральную антимонопольную службу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф08-8323/22 по делу N А32-50692/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12342/2023
29.06.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50692/2021
07.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8323/2022
12.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5375/2022
09.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50692/2021