г. Краснодар |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А32-39979/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дубицкого Владимира Филипповича (ИНН 232905000407, ОГРНИП 310232936300010) и его представителя - Букиной Н.П. (доверенность от 06.10.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Кошевец А.Д. (доверенность от 30.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А32-39979/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дубицкий Владимир Филиппович (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение департамента, изложенное в письме от 12.08.2021 N 52-32-08-35310/21, об отказе в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 278 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:06:1301002:12, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир западная окраина с. Пушкинского. Участок находится примерно в 2 тыс. м по направлению на Северо-Запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Пушкинское, без торгов, за плату по выкупной цене, равной 20% от его кадастровой стоимости;
- обязать уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения подготовить и направить предпринимателю подписанный в трех экземплярах проект договора купли-продажи указанного земельного участка с установлением выкупной цены в размере 20% от его кадастровой стоимости по состоянию на 02.09.2016 и 29.12.2018, что составляет 881 321 рубль 49 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 27, 39.3, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), нормах Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 552-КЗ) и постановлении главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 226, Порядок). Требования мотивированы незаконностью отказа департамента в предоставлении главе хозяйства в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12 по льготной цене, равной 20% от кадастровой стоимости как исправному арендатору данного земельного участка на протяжении более 15 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022, требования удовлетворены.
Суды установили, что на основании постановления главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 17.09.1993 N 693 образовано КФХ "Деметра", главой которого утверждена Дубицкая Александра Ивановна.
Дубицкой А.И. предоставлен земельный участок общей площадью 50 га пашни, в том числе 22,2 га в собственность бесплатно и 27,8 га в аренду сроком на 5 лет.
Данный отказ нарушает права и законные интересы главы хозяйства, поскольку уполномоченный орган не учитывал первоначальные (надлежаще поданные) обращения от 02.09.2016 и от 29.12.2018, а также необходимость исправления реестровой ошибки в кадастровом учете земельного участка. Для восстановления нарушенных прав и законных интересов предпринимателя на департамент возложена обязанность по подготовке, подписанию и направлению заявителю проекта договора купли-продажи спорных земельных участков по цене 20% от кадастровой стоимости по состоянию на 02.09.2016 и 29.12.2018. Учитывая, что реальная возможность погашения конфликта между сторонами отсутствует, в целях процессуальной экономии суды пришли к выводу о целесообразности определить выкупную цену испрашиваемого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 02.09.2016 и на 29.12.2018 составляла 4 406 607 рублей 47 копеек (выписки из ЕГРН от 06.07.2021 N КУВИ002/2021-83014135, N КУВИ-002/2021-83013580). Следовательно, цена выкупа испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения для главы хозяйства составляет 881 321 рубль 49 копеек.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды, указывая на то, что департамент не опроверг довод предпринимателя о том, что первоначально поданные им заявления от 02.09.2016 и от 29.12.2018 были оформлены надлежащим образом, не учли следующее. Департамент отказал в предоставлении заявителю испрашиваемой государственной услуги не по основанию ненадлежащего оформления документов и перечня прилагаемых документов, а по иным основаниям - ввиду отсутствия полномочий на распоряжение земельным участком ввиду отсутствия государственной регистрации права Краснодарского края на данный участок. Поэтому в данном случае отсутствует необходимость доказывания ненадлежащего оформления заявителем документов, подаваемых в департамент. Выводы судов о том, что департамент обладал информацией о двойном кадастровом учете земельного участка, однако, мер по устранению данной ошибки не предпринимал, являются необоснованными. Двойной кадастровый учет земельных участков допущен не департаментом, указанные обстоятельства не могут быть положены в вину последнего. Кроме того, установлено, что противоречия кадастровых сведений об объекте, возникшие в 1998 году, являются реестровой ошибкой. Указанная реестровая ошибка устранена в результате принятия решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2020 по делу N А32-21896/2018, которое вступило в законную силу 21.09.2020. Соответственно после устранения реестровой ошибки (устранения соответствующих препятствий для выкупа земельного участка), в 2020 году у заявителя возникло право на приобретение арендуемого им земельного участка, то есть в период, когда льготный выкуп прекратил свое действие (после периодов с 26.03.2015 по 31.12.2016 и с 08.08.2017 по 31.12.2018). Суды указывают на существование вины департамента в отказах 2016, 2017, 2019 годов, которые не были обжалованы заявителем, в установленные сроки. Данный спор рассматривается в порядке главы 24 Кодекса, речь не идет об убытках и иных спорах, в рамках которых подлежит изучению вопрос вины. В рассматриваемом случае действия департамента по отказу в предоставлении земельного участка являются законными. Отказ департамента в предоставлении земельного участка не признан судом незаконным, кроме того, пропуск процессуального срока для обжалования действия департамента является самостоятельным основанием для отказа. Применять законодательство, действующее на момент первоначальных обращений, невозможно, поскольку норма, предусматривающая льготный порядок выкупа, утратила силу и гражданское законодательство обратной силы не имеет (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса). Суды также не учли, что в 2016 году департаментом по существу заявление главы хозяйства не рассматривалось. На момент обращения заявителя в департамент в 2016 году и по сегодняшний день у него не возникло право на приобретение земельного участка с собственность по льготной цене выкупа. Цена находящегося в государственной собственности земельного участка определяется исходя из кадастровой стоимости участка на момент обращения с соответствующим заявлением о предоставлении участка, что подтверждает сложившаяся судебная практика. Кроме того, суд не вправе подменять функции уполномоченного органа исполнительной власти, в ведении которого находится принятие решения о предоставлении земельного участка либо об отказе в этом. Суды не учли, что государственная услуга (в данном случае - предоставление земельного участка в собственность за плату на основании статьи 39.3 Земельного кодекса) не может осуществляться в течение длительного периода времени (2 года). Она должна быть осуществлена со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка (в данном случае - 15.07.2021) в уполномоченный орган и до совершения уполномоченным органом действия, предусмотренного пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Довод департамента о том, что факт подачи главой хозяйства заявлений от 02.09.2016 и от 29.12.2018 о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, оформленных надлежащим образом и с необходимым перечнем прилагаемых документов, не имеет значения для правильного рассмотрения дела, подлежит отклонению. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104 указано, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков является факт обращения заявителя в уполномоченный орган с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка в период действия льготы. Предприниматель подал надлежаще оформленные заявления о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного в период действия льготы, что является основанием для предоставления ему права на выкуп такого участка по установленной на тот момент льготной цене. Довод о том, что департамент не являлся уполномоченным органом по рассмотрению заявлений предпринимателя от 02.09.2016 и от 29.12.2018, опровергается материалами дела. Кроме того, указанные заявления не возвращались главе хозяйства ни по одному из указанных в пункте 3 статьи 39.17 Земельного кодекса оснований, в том числе, в связи с подачей в иной уполномоченный орган. Ссылки департамента на отсутствие полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности также незаконны. Получив заявления главы хозяйства от 02.09.2016 и от 29.12.2018, департамент обязан был принять меры, направленные устранение двойного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1301002:12, 23:06:1301002:1 и участка с кадастровым номером 23:06:1301002:14, и регистрации права краевой собственности на испрашиваемый земельный участок. Совершение таких действий позволило предоставить в собственность предпринимателя по льготной цене данный участок (пункт 3.33 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края"). Департамент необоснованно ссылается на то, что он принимал от предпринимателя не арендную плату, а плату за пользование земельным участком, поскольку любое использование земли является платным. Департамент вправе принимать плату за пользование только теми земельными участками, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края и не наделен полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В уведомлениях об изменении размера арендной платы департамент информирует главу хозяйства об изменении арендной платы по договору от 08.08.2012 N 8806000057, приводит расчет размера арендной платы и сообщает, что данный расчет является приложением к договору аренды. Таким образом, департамент получал от предпринимателя именно арендную плату. Для правильного рассмотрения данного дела не имеет определяющего значения, кем допущена реестровая ошибка при постановке на кадастровый учет в 2004 году земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:14 (департаментом и (или) регистрирующим органом). Главное заключается в том, что в результате допущенной органами государственной власти реестровой ошибки нарушены права главы хозяйства, который не может с 2016 года до настоящего времени приобрести в собственность арендуемый более 20 лет земельный участок по установленной законом льготной цене. Относительно вины департамента следует отметить, что, получая арендную плату за земельные участки с кадастровыми номерами 23:06:1301002:12 и 23:06:1301002:1, находящиеся в фонде перераспределения земель Краснодарского края, последний 19.05.2004 подает в орган кадастрового учета заявку о постановке на кадастровый учет поверх указанных участков земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:14 в тех же границах. Департамент, исполняя пункт 2 распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.2004 N 375-р "Об утверждении местоположения и площади земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края", не должен был подавать заявку о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:14, а должен был обратиться за государственной регистрацией права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:06:1301002:12 и 23:06:1301002:1. Таким образом, в результате ошибочных действий департамента допущена реестровая ошибка. Департамент необоснованно полагает, что он не вправе применять при обращении главы хозяйства в 2021 году за выкупом испрашиваемого им земельного участка, то законодательное регулирование, которое действовало в период его первоначальных обращений за выкупом 02.09.2016 и 29.12.2018. В силу пунктов 1, 2, 5 статьи 39.17 Земельного кодекса правоотношения по предоставлению в собственность арендатора земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. По смыслу подпункта 8 пункта 2.1 раздела 2 Порядка N 226 определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения арендатора земельного участка сельскохозяйственного назначения с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 31.12.2018 (с 26.03.2015 по 31.12.2016 и с 08.08.2017 по 31.12.2018). Данная правовая позиция сформирована определениями Верховного суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, от 28.04.2017 по делу N 305-ЭС16-19865. В них указано, что правоотношения по приобретению в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка возникают в связи с подачей им в уполномоченный орган надлежащего заявления о выкупе, поэтому выкупная стоимость земельного участка должна определяться в соответствии с тем законодательным регулированием, которое действовало на дату обращения заявителя в уполномоченный орган с надлежащим заявлением о выкупе.
Поскольку глава хозяйства дважды обращался в департамент с надлежащими заявлениями о выкупе земельного участка (02.09.2016 и 29.12.2018) в период действия льготной цены и не смог реализовать свое право из-за реестровой ошибки, то после ее устранения он вправе приобрести этот участок за 20% от его кадастровой стоимости, установленной на даты его первоначальных обращений (02.09.2016 и 29.12.2018). Департамент обязан был при обращении предпринимателя в департамент с заявлениями о выкупе от 11.05.2021 и от 08.07.2021 (получено 15.07.2021) принять во внимание его более ранние заявления от 02.09.2016, от 29.12.2018, оценить причины, по которым выкуп не состоялся, и предоставить в собственность главе хозяйства испрашиваемый им земельный участок по льготной цене.
В судебном заседании представитель департамента поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Глава хозяйства и его представитель возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 17.09.1993 N 693 образовано КФХ "Деметра", главой которого утверждена Дубицкая Александра Ивановна. Дубицкой А.И. предоставлен земельный участок общей площадью 50 га пашни, в том числе 22,2 га в собственность бесплатно и 27,8 га в аренду сроком на 5 лет.
Между администрацией района (арендодатель) и КФХ "Деметра" (арендатор) заключен договор от 30.09.1993 N 88 аренды земельного участка площадью 278 тыс. кв. м (27,8 га) сроком на пять лет.
По истечении срока указанного договора между администрацией района и КФХ "Деметра" заключен новый договор от 10.09.1998 N 21 аренды сроком на пять лет.
Дополнительным соглашением от 03.02.2003 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.1998 N 21 изменена нумерация договора аренды: договору N 21 присвоен N 0600000044, срок аренды земельного участка продлен до 10.09.2012.
Земельный участок площадью 278 тыс. кв. м поставлен на кадастровый учет 06.03.2003 с присвоением кадастрового номера 23:06:1301002:12.
Соглашением от 04.04.2011 в договор аренды от 10.09.1998 N 21 (0600000044) внесены изменения. Арендатор с юридического лица (КФХ "Деметра") заменен на предпринимателя. Также внесен кадастровый номер земельного участка 23:06:1301002:12 площадью 278 тыс. кв. м, расположенного примерно в 2 тыс. м от ориентира по направлению на Северо-Запад, наименование ориентира - западная окраина с. Пушкинского, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Пушкинское. Изменения в договор внесены в связи с заключением соглашения о создании фермерского хозяйства от 29.12.2010, внесением в Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2010 записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с приобретением главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Договор аренды от 10.09.1998 N 21 (0600000044), дополнительное соглашение от 03.02.2003 к нему, а также соглашение от 04.04.2011, зарегистрированы управлением Росреестра 18.05.2011 (номер регистрации 23-23-15/029/2011-274).
Соглашением от 08.08.2012 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 10.09.1998 N 21 (0600000044), зарегистрированным управлением Росреестра 14.09.2012 (номер регистрации 23-23-15/044/2012-456), текст договора изложен в новой редакции, договору присвоен N 21 (8806000057), срок договора аренды продлен до 02.04.2022.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, в период действия до 31.12.2018 льготных цен выкупа земельных участков, установленных Порядком N 226, предприниматель 02.09.2016 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12.
Департамент письмом от 30.09.2016 N 52-27453/16-32-20 отказал в предоставлении в собственность земельного участка, указав главе хозяйства на то, что на испрашиваемый участок не зарегистрировано право собственности Краснодарского края.
Предприниматель 28.08.2017 обратился в департамент с вопросом определения принадлежности земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12, так как право собственности администрации района на земельный участок также не зарегистрировано.
В ответ на данное письмо департамент сообщил (ответ от 26.09.2017 N 52-33920/17-31-04) предпринимателю, что на земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301002:12 не зарегистрировано право государственной собственности Краснодарского края, оснований для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на данный участок не имеется. Также департамент сообщил, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12 пересекаются с границами земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301002:14, на который зарегистрировано право собственности Краснодарского края. Поэтому распоряжение земельным участком с кадастровым номером 23:06:1301002:12 до устранения имеющихся пересечений не представляется возможным.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края, заявив требования: об устранении двойного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1301002:12 (арендуемый предпринимателем земельный участок), 23:06:1301002:1 и земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:14, путем аннулирования регистрационной записи о праве собственности Краснодарского края на земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301002:14 (дата государственной регистрации права 30.11.2004, номер государственной регистрации права 23-01/00-312/2004-5); об исключении сведений о данном земельном участке из ЕГРН; о регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:06:1301002:12 и 23:06:1301002:1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2020 по делу N А32-21896/2018 требования главы хозяйства удовлетворены. Суд по названному делу установил, что право краевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301002:12, который поставлен на кадастровый учет 06.03.2003, не было зарегистрировано в 2004 году из-за двойного кадастрового учета данного участка и земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:1 в составе земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:14. При этом земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301002:14 поставлен на кадастровый учет 25.05.2004 на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.2004 N 375-р.
В период судебного разбирательства по делу N А32-21896/2018, до истечения периода действия льготных цен (31.12.2018), установленного Порядком N 226, предприниматель повторно 29.12.2018 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату (без торгов) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301002:12.
Департамент письмом от 04.02.2019 N 52-3729/19-32-12 повторно отказал предпринимателю в предоставлении в собственность земельного участка, указав на отсутствие государственной регистрации права собственности Краснодарского края на испрашиваемый заявителем участок.
Поскольку решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2020 по делу N А32-21896/2018 департаментом и управлением Росреестра исполнено не было, глава хозяйства 19.03.2021 обратился с жалобой в прокуратуру Краснодарского края.
Право собственности Краснодарского края на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301002:12 зарегистрировано 23.04.2021 (запись в ЕГРН N 23:06:1301002:12-23/259/2021-1).
Предприниматель 11.05.2021 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность (по льготной цене) земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12 с учетом поданного ранее заявления от 29.12.2018.
Уполномоченный орган письмом от 08.06.2021 N 52-32-08-23766/21 отказал в предоставлении в собственность главе хозяйства испрашиваемого земельного участка по льготной цене, сообщив, что льготный выкуп участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялся в периоды с 26.03.2015 по 31.12.2016 и с 08.08.2017 по 31.12.2018. В соответствии с Порядком N 226 цена выкупа с 01.01.2019 определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.
Предприниматель 08.07.2021 вновь подал в департамент заявление о предоставлении в собственность (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12 по цене, равной 20% от его кадастровой стоимости. Заявление основано на статье 39.17 Земельного кодекса, подразделе 2.6 административного регламента N 2892.
Уполномоченный орган письмом от 12.08.2021 N 52-32-08-35310/21 отказал предпринимателю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по тем же основаниям (льготный выкуп участков из земель сельскохозяйственного назначения после 31.12.2018 не осуществляется).
Ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, нарушающего его права (интересы) в сфере осуществления предпринимательской деятельности, глава хозяйства оспорил его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основаниями для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статьей 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса).
Земельные участки в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края (абзац девятый статьи 21 Закона N 532-КЗ).
Подпунктом 8 пункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением N 226, до 31.12.2018 допускался выкуп земельного участка, арендуемого в течение 15 лет, по цене, равной 20% кадастровой стоимости. Расчет срока аренды земельного участка предусматривал совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором. После указанной даты выкуп такого земельного участка арендатором осуществляется по его кадастровой стоимости.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, приняв во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А32-21896/2018, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора исходили из того, что глава хозяйства более 15 лет надлежащим образом арендует земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301002:12. Судебные инстанции учли, что заявитель в период действия льготного порядка выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения, предпринимал действия, направленные на приватизацию данного участка, в частности, им в департамент подавались надлежаще оформленные заявления от 02.09.2016 и от 29.12.2018. Однако земельный участок в этот период не был приобретен предпринимателем по причинам, не зависящим от него (отсутствие зарегистрированного права собственности Краснодарского края в связи с выявлением реестровой ошибки, о наличии которой уполномоченный орган знал, и которая устранена решением арбитражного суда по заявлению главы хозяйства). Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что после регистрации в 2021 году права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301002:12 глава хозяйства имеет право приобрести его в собственность в соответствии с законодательством, действовавшим в период его первоначальных (надлежаще оформленных) обращений по льготной цене (20% от кадастровой стоимости участка). Для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на департамент возложена обязанность по подготовке, подписанию и направлению предпринимателю проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301002:12 по цене, равной 881 321 рублю 49 копейкам.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, поэтому не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А32-39979/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, поэтому не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф08-8706/22 по делу N А32-39979/2021