Решение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2023 г. N ВКАПИ23-38
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 февраля 2024 г. N АПЛ24-5 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А.
при секретаре Лисицыной А.Г.
с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В., административного истца Гниденко В.В., представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации Пестерева И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гниденко Вячеслава Васильевича об оспаривании приказа директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 96 "Об утверждении Положения о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности",
установил:
приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 96 (далее - Приказ N 96) утверждено Положение о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности.
Гниденко В.В., будучи бывшим военнослужащим, проходившим военную службу в органах федеральной службы безопасности, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании оспариваемого Приказа N 96 недействующим с момента его издания, поскольку этот приказ по своим внешним признакам и содержанию, а также распространяя своё действие на него как на участника жилищных правоотношений, является нормативным правовым актом, который не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, чем затрагивается его субъективное жилищное право, в том числе по причине длительного необеспечения жилым помещением.
В письменных возражениях и отзыве представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации Пестерев И.П. и Министерства юстиции Российской Федерации Фоминых М.А. просят отказать в удовлетворении административного иска Гниденко В.В., утверждая, что оспариваемый Приказ N 96 издан директором ФСБ России в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с положениями законодательства, имеющего большую юридическую силу, которому не противоречит, более того, носит организационный и внутриведомственный характер, прав административного истца не затрагивает, в связи с чем не подлежит регистрации и официальному опубликованию.
Административный истец Гниденко В.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал и просил их удовлетворить на основании приведённых в иске доводов.
Выслушав объяснения административного истца Гниденко В.В., представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации Пестерева И.П., полагавшего, что положения оспариваемого Приказа N 96 не затрагивают и не нарушают прав Гниденко В.В., заслушав заключение прокурора Дворцова С.В. об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гниденко В.В. по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности издаёт в пределах своих полномочий нормативные акты.
В подпунктах 2, 69 пункта 9 и подпункте 5 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, предусмотрено, что для решения основных задач ФСБ России осуществляет, в том числе жилищное обеспечение и в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование, а директор ФСБ России издаёт на основании и во исполнение федерального законодательства и настоящего Положения правовые акты.
В целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями в органах федеральной службы безопасности приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590 утверждены Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила N 590).
Вопросы признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях, служебных жилых помещениях, учёта военнослужащих (граждан) и членов их семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях, служебных жилых помещениях, предоставления жилых помещений, служебных жилых помещений решаются жилищными комиссиями органов федеральной службы безопасности. Жилые помещения предоставляются в порядке очерёдности исходя из времени принятия военнослужащих (граждан) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункты 3, 12, 20, 37, 39 и 43 Правил N 590).
Таким образом, правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений и принятию иных решений по жилищным вопросам в органах ФСБ России осуществляется в соответствии приведёнными нормами законодательства и конкретизируется Правилами N 590.
В свою очередь порядок создания и организации работы жилищных комиссий в органах федеральной службы безопасности определены Положением о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности, утверждённым приказом ФСБ России от 1 марта 2012 г. N 96, который издан и утверждён директором ФСБ России в пределах предоставленных ему полномочий и в установленной сфере деятельности данного ведомства.
Исходя из содержания пункта 8 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
При этом в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Как следует из содержания Приказа N 96, утверждённое им Положение о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности не является нормативным правовым актом. В нём лишь уточняются виды существующих в органах федеральной службы безопасности жилищных комиссий (пункт 3), порядок создания, состав данных комиссий (пункты 4, 8), функции жилищных комиссий (пункты 5, 9), а также иные вопросы деятельности жилищных комиссий, которые носят организационный характер и не могут сами по себе затрагивать права граждан.
Положения Приказа N 96, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав, не содержат обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц.
Этот приказ не определяет каких-либо прав и обязанностей военнослужащих органов федеральной службы безопасности и иных лиц, претендующих на жилищное обеспечение за счёт данного ведомства, а также не содержит условий, в зависимость от которых была бы поставлена возможность реализации их жилищных прав.
Оспариваемый правовой акт по своей сути издан во исполнение Правил N 590 в целях регламентации вопросов внутриорганизационной деятельности жилищных комиссий органов ФСБ России, адресован исключительно действующим в системе органов федеральной службы безопасности жилищным комиссиям и не является актом, содержащим правовые нормы, на основании которых реализуются права и обязанности административного истца и иных лиц.
Таким образом, оспариваемый Приказ N 96, изданный в пределах предоставленных ФСБ России полномочий, носит организационный характер и не нуждается в государственной регистрации и официальном опубликовании.
Довод же административного истца о длительности необеспечения его жильём не может являться основанием для признания оспариваемого акта недействующим, поскольку вопросы сроков, порядка жилищного учёта и очерёдности обеспечения жильём, которые могли бы затронуть законные интересы административного истца, Приказом N 96 не регламентируются.
В свою очередь конкретные действия (бездействие) жилищных комиссий, с которыми, по сути, выражает несогласие административный истец, могут быть обжалованы, в том числе в судебном порядке по правилам, предусмотренным для этого процессуальным законодательством.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Гниденко Вячеслава Васильевича об оспаривании приказа директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 96 "Об утверждении Положения о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.А. Дербилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2023 г. N ВКАПИ23-38
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 февраля 2024 г. N АПЛ24-5 настоящее решение оставлено без изменения