г. Краснодар |
|
08 сентября 2022 г. |
Дело N А32-53270/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь"" (ИНН 2333012101, ОГРН 1072333000343) - Крайник Д.А. (доверенность от 01.07.2022), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования Динской район (ИНН 2330032043, ОГРН 1052316931369), управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район (ИНН 2330016676, ОГРН 1022303616279), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А32-53270/2021, установил следующее.
ООО "Сельскохозяйственная компания "Октябрь"" (далее - общество) обратилось арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Динской района (далее - администрация) и управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее - управление), в котором просило признать незаконным ответ управления о возвращении заявления от 08.09.2012 о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (письмо от 13.09.2021 N 10.01-08/6343), а также возложить на управление обязанность рассмотреть заявление общества от 08.09.2012 в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022, требования общества к управлению удовлетворены. Признан незаконным ответ управления о возврате заявления, выраженный в письме от 13.09.2021 N 10.01-08/6343. На управление возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу рассмотреть заявление общества от 08.09.2021 о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов. В удовлетворении требований, заявленных к администрации, отказано.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы указывает, что заявление общества не соответствовало предъявляемым к нему требованиям. Управление возвратило заявление в соответствии с правилами пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества полагал, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и соответствуют нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 08.09.2021 общество на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101065:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Динской, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (т. 1, л. д. 41 - 43). Общество является арендатором данного земельного участка сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 30 - 40).
Письмом управления от 13.09.2021 N 10.01-08/6343 заявление возвращено обществу на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 8 - 10). Уполномоченный орган указал на необходимость предоставления всех страниц копии паспорта представителя, учредительных документов юридического лица, решения о назначении руководителя, а также заявления о расторжении договора от 05.06.2018 N 0700004929 аренды испрашиваемого участка.
Общество, полагая, что возврат заявления не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения с ним договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенной нормы арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, или к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 этой статьи, подлежит возврату уполномоченным органом. При этом уполномоченный орган должен указать причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка оформлено заявителем с соблюдением требований пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса и к нему приобщены документы, необходимые для его рассмотрения (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса), суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что предусмотренные законом основания для возврата заявления общества у уполномоченного органа отсутствовали.
Доводы управления рассмотрены при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получили верную правовую оценку. Необходимые документы представлены обществом в уполномоченный орган. Кроме того, административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" запрещает требовать от заявителей документы и информацию или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами; предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, за установленными законом исключениями (пункт 2.8 подраздела 2).
Поскольку в данном случае уполномоченный орган не разрешил вопрос о предоставлении участка по существу, суд первой инстанции правомерно возложил на него обязанность рассмотреть заявление общества от 08.09.2021 (абзац 4 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А32-53270/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка оформлено заявителем с соблюдением требований пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса и к нему приобщены документы, необходимые для его рассмотрения (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса), суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что предусмотренные законом основания для возврата заявления общества у уполномоченного органа отсутствовали.
...
Поскольку в данном случае уполномоченный орган не разрешил вопрос о предоставлении участка по существу, суд первой инстанции правомерно возложил на него обязанность рассмотреть заявление общества от 08.09.2021 (абзац 4 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф08-8317/22 по делу N А32-53270/2021