г. Краснодар |
|
13 сентября 2022 г. |
Дело N А32-14028/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Коломиец Е.В. (доверенность от 25.11.2021), в отсутмствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Юнайтед Кэрриерс Компани" (United Carriers Company OU), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте суда в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юнайтед Кэрриерс Компани" (United Carriers Company OU) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А32-14028/2021, установил следующее.
ООО "Юнайтед Кэрриерс Компани" (United Carriers Company OU) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к АО "Тандер" (далее - компания) о взыскании 22 805 евро задолженности, 9940,78 евро неустойки, 35 тыс. рублей судебных расходов по оплате услуг представителя (уточненные требования).
Компания обратилась в суд со встречным иском к обществу о взыскании 25 493,30 евро задолженности.
Решением от 11.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2022, первоначальный иск удовлетворен в части, с компании в пользу общества взыскано 22 805 евро, 24 374 рубля судебных расходов по оплате услуг представителя, 36 312 рублей 37 копеек государственной пошлины, в остальной части в первоначальном иске отказано; встречный иск удовлетворен.
В результате зачета первоначальных исковых требований встречными с общества в пользу компании взыскано 2688,30 евро; с компании в пользу общества взыскано 26 699 рублей 37 копеек судебных расходов.
В кассационной жалобе общество просит изменить судебные акты, удовлетворить первоначальный иск в полном объеме, а встречный иск в части и произвести зачет встречных требований, в результате которого взыскать с компании в пользу общества 22 443, 28 евро задолженности и 70 727 рублей судебных расходов. Заявитель указывает на то, что суды не оценили заявки по договорам от 07.03.2019 N GK/14231/19 и от 07.03.2019 N LgA/12289/19. Компания при заключении договора от 07.03.2019 N GK/14231/19 перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении знала о том, что общество не является перевозчиком, у него нет собственного транспорта, оно осуществляет посреднические услуги по поиску перевозчика и организацию перевозки груза. Из заявок следует, что воля компании направлена на получение от общества транспортно-экспедиционной услуги по организации перевозки груза и фактические взаимоотношения сторон соответствуют предмету договора транспортной экспедиции. Также общество указывает на отсутствие оснований для удовлетворения встречного иска в части взыскания убытков, превышающих действительную стоимость груза, не подлежащих взысканию по смыслу статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, компания (заказчик) и общество (перевозчик) заключили договор от 07.03.2019 N GK/14231/19, по которому заказчик поручает, а перевозчик обязуется выполнить доставку автомобильным транспортом вверенного ему заказчиком груза из пункта отправления в пункт назначения, указанные заказчиком, на условиях, изложенных в договоре, приложениях и дополнительных соглашениях к нему, являющихся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 договора вытекающие из договора правоотношения регулируются положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956) в редакции Протокола от 05.07.1978 и Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (заключена в Женеве 14.11.1975), Европейским соглашением о режиме труда и отдыха водителей (ECTP от 1970 года), а в части, не урегулированной договором и указанными правовыми актами, применяется законодательство Российской Федерации.
На каждую отдельную перевозку груза оформляется транспортный заказ в виде заявки, в которой содержатся описание условий и особенностей конкретной перевозки груза. Заявка на каждую отдельную перевозку является неотъемлемой частью договора.
Подтверждением факта оказания услуги является оригинал международной товарно-транспортной накладной установленного образца (СМR) с отметками грузоотправителя, перевозчика (экспедитора), получателя груза и таможенных органов. CMR должны быть составлены в количестве, указанном в заявке, но не менее трех экземпляров.
Согласно пункту 3.1 договора, перевозка грузов осуществляются перевозчиком на основании заявки, выставляемой заказчиком перевозчику. По итогам оказания услуг перевозчик предоставляет заказчику CMR, счет, акт выполненных работ, документы, подтверждающие оказание и стоимость дополнительных согласованных с заказчиком услуг.
Стороны согласовали следующие заявки: от 04.05.2020 N 9126 на сумму 2869 евро; от 13.05.2020 N 9123 на сумму 3868 евро; от 14.08.2020 N ОС11114, ОС11115, ОС11117 на суммы 2516 евро; от 25.08.2020 N ОС11123 на сумму 2560 евро;
от 28.08.2020 N 9162, 9163 на сумму 2584 евро.
Для оказания услуг по договору общество привлекло третьих лиц.
Оказание услуг по транспортировке груза подтверждается CMR N 231333, 231334, 231362, 0046330, 049529, 049528, 231335, 0046316. Стоимость оказанных услуг, включая стоимость дополнительных расходов, составила 22 805 евро.
Ссылаясь на неоплату компанией 22 805 евро стоимости услуг перевозки по названным заявкам и неустойки, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Как следует из встречного иска, ООО "Логистика Альтернатива" (далее - организация; заказчик) и общество (перевозчик) заключили договор от 07.03.2019 N LgA/12289/19, в соответствии с которым заказчик поручил, а перевозчик обязался выполнить доставку автомобильным транспортом вверенного ему груза заказчика из пункта отправления в пункт назначения, указанные заказчиком, на условиях, изложенных в договоре, приложениях и дополнительных соглашениях к нему, являющихся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 8.2 договора указанная в претензии заказчика сумма по выбору заказчика может быть погашена зачетом в счет задолженности заказчика по оплате услуг, которые оказаны перевозчиком.
Во исполнение названного договора в соответствии с заявкой на оказание транспортных услуг от 08.06.2020 N GKF-0000000000134299Т перевозчик по международной транспортной накладной CMR N 09-04092020 принял от грузоотправителя Famos sp.z.o.o к перевозке груз: вино "Ламбруско делл'Эмилия "Ка'ди Валле"", весом брутто 20 831 кг, 25 паллет, 2625 коробок; маршрут перевозки Duchnice Польша - Козловичи (РБ) - Красная Горка (РФ) - таможня Брянск (РФ) - доставка Тула. Груз помещен в транспортное средство 04.09.2020.
Письмом от 08.09.2020 перевозчик проинформировал об утрате груза в полном объеме.
Заказчик направил в адрес перевозчика претензию от 14.10.2020 N 141020-R1 на сумму 30 468,30 евро.
С учетом пункта 8.2 договора в счет задолженности по указанной претензии организация произвела зачет в сумме 4975 евро в счет оплаты услуг, оказанных по договору от 07.03.2019 N LgA/12289/19, направив обществу уведомление от 05.03.2021 N LGAGKF000011.
Организация и компания заключили договор уступки денежного требования от 30.06.2021, по которому организация уступила, а компания приняла право требования от должника - общества долга в размере 25 493,30 евро, возникшего в результате утраты груза, перевозка которого осуществлялась на основании заявки от 04.09.2020 N GKF-0000000000134299T по договору от 07.03.2019 N LgA/12289/19, а также иные права, связанные с уступаемым требованием.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения компании в суд со встречным иском к обществу.
Удовлетворяя первоначальный иск в части, руководствуясь статьями 309, 310, 785, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), Законом N 87-ФЗ, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила N 554), исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив выполнение обществом услуг по перевозке груза в рамках договора от 07.03.2019 N GK/14231/19 и соответствующих заявок, возникновение у компании обязанности по оплате этих услуг, ненадлежащее исполнение данной обязанности, проверив и признав обоснованным расчет задолженности, в отсутствие доказательств оплаты долга, суды удовлетворили заявленные обществом требования в указанной части. При этом суды сделали вывод о том, что заключенный сторонами договор является договором перевозки, поэтому к отношениям сторон положения Закона N 87-ФЗ не применимы. С учетом того, что неустойка, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 Закона N 87-ФЗ, не может быть применена, суды отказали во взыскании неустойки по первоначальному иску общества.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из сделок, под которыми статьей 153 Кодекса признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 8 Кодекса).
Согласно статьям 784, 785 Кодекса перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
При этом в статье 1 Закона N 87-ФЗ под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
В результате толкования по правилам статьи 431 Кодекса условий заключенных сторонами договоров перевозки и транспортной экспедиции, выяснения воли сторон и других обстоятельств, связанных с действиями истца и ответчика по выполнению взятых на себя обязательств, суды правомерно пришли к выводу, что между сторонами сложились отношения по договору перевозки.
Как правильно отметил суд первой инстанции, сторонами не составлялись и не подписывались поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка. Договором от 07.03.2019 N GK/14231/19 предусмотрено, что по итогам оказания услуг перевозчик предоставляет заказчику CMR, счет, акт выполненных работ, документы, подтверждающие оказание и стоимость дополнительных согласованных с заказчиком услуг, следовательно, стороны исходили из того, что заключается именно договор перевозки. Применение к отношениям, вытекающим из договора перевозки, положений Закона N 87-ФЗ необоснованно и противоречит правовой природе такого вида договора.
Доводы общества об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска в части взыскания убытков, превышающих действительную стоимость груза, не подлежащих взысканию по смыслу статьи 7 Закона N 87-ФЗ правильно отклонены судами по причине неправильного определения компанией природы договора от 07.03.2019 N LgA/12289/19.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А32-14028/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
При этом в статье 1 Закона N 87-ФЗ под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
...
Как правильно отметил суд первой инстанции, сторонами не составлялись и не подписывались поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка. Договором от 07.03.2019 N GK/14231/19 предусмотрено, что по итогам оказания услуг перевозчик предоставляет заказчику CMR, счет, акт выполненных работ, документы, подтверждающие оказание и стоимость дополнительных согласованных с заказчиком услуг, следовательно, стороны исходили из того, что заключается именно договор перевозки. Применение к отношениям, вытекающим из договора перевозки, положений Закона N 87-ФЗ необоснованно и противоречит правовой природе такого вида договора.
Доводы общества об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска в части взыскания убытков, превышающих действительную стоимость груза, не подлежащих взысканию по смыслу статьи 7 Закона N 87-ФЗ правильно отклонены судами по причине неправильного определения компанией природы договора от 07.03.2019 N LgA/12289/19."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2022 г. N Ф08-9127/22 по делу N А32-14028/2021