Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 июля 2019 г. N 03-07-14/50787
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России, сообщает.
О налоге на добавленную стоимость (далее - НДС).
В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения НДС регулируется нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
В соответствии с нормами Главы 21 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели. При этом физические лица - покупатели товаров (работ, услуг) налогоплательщиками этого налога не являются.
Вместе с тем необходимо отметить, что поскольку НДС является косвенным налогом, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам сумма НДС включается в цены реализуемых товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств, получаемых с покупателей (конечных потребителей). Поэтому в целях уменьшения влияния этого налога на уровень потребительских цен и в качестве меры социальной поддержки населения предусмотрено применение освобождения от НДС для отдельных товаров (работ, услуг) социального назначения, в том числе медицинских услуг и медицинских товаров, услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности и др. Кроме того, в отношении ряда продовольственных и детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения применяется пониженная ставка налога в размере 10 процентов, а на внутренние воздушные перевозки в Республику Крым, город Севастополь, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ установленная нулевая ставка налога.
Изменение действующей системы исчисления НДС противоречит основным направлениям налоговой политики, в соответствии с которыми необходимо обеспечивать стабильность налоговой системы. Кроме того, принятие такого решения может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участников налоговых отношений.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание постоянную работу над совершенствованием администрирования НДС, изменять систему исчисления данного налога нецелесообразно.
По вопросу уплаты налогов коммерческими структурами, использующими природные ресурсы.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, вне зависимости от структуры их капитала.
Исходя из положений главы 26 Кодекса при добыче полезных ископаемых пользователи недр уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, который является фискальным инструментом изъятия природной и экономической ренты в пользу государства.
Кроме того, добывающие компании уплачивают иные налоги и сборы, установленные Кодексом (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и т.д.), а также неналоговые платежи (плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулярные платежи при пользовании недрами и т.д.) и таможенные пошлины.
По данным ФНС России налоговая нагрузка при добыче полезных ископаемых в 2018 году составила 43,5% без учета фискальной нагрузки по страховым взносам и неналоговым платежам.
При этом общая фискальная нагрузка на нефтедобывающие компании составляет 80-85% в выручке при цене на нефть 60-70 долларов США за баррель.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 июля 2019 г. N 03-07-14/50787
Опубликование:
-