г. Краснодар |
|
14 сентября 2022 г. |
Дело N А63-237/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" - Долидович Е.Е. (доверенность от 01.01.2022), от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Печевской М.С. (доверенность от 29.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А63-237/2022, установил следующее.
Северо-Кавказское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Ставропольский бройлер" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.05.2022, заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 40 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для назначения штрафа менее минимального размера санкции названной статьи.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, жалобу - удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права. Суды не учли, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности не является для общества самостоятельным видом деятельности, а относится к одному из циклов производственного процесса, поэтому получение лицензии по обращению с отходами в данном случае не предусмотрено; выводы судов о необходимости получения лицензии не соответствуют нормам действующего законодательства. По мнению общества, суды не установили состав административного правонарушения; вышли за предмет рассмотрения административного дела; выводы судов о ведении обществом предпринимательской деятельности без лицензии в сфере обращения с отходами сделан на основе материалов, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Общество считает, что судами не дана правовая оценка нарушения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ и незаконного привлечения общества, которым предприняты меры по недопущению нарушения законодательства.
В дополнении к кассационной жалобе общество обращает внимание на то, что имеет лицензию от 11.02.2022 N 48072, поэтому управление неверно квалифицировало административное правонарушение.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему управление просит отказать в ее удовлетворении, указывая на правомерное привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и верной квалификации данного правонарушения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит изменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.12.2021 на основании решения от 26.11.2021 N 363 управлением проведена выездная проверка общества (акт проверки от 23.12.2021).
В ходе проведенной проверки установлено, что обществом на площадках "Овощная-1" (код объекта негативного воздействия на окружающую среду 07-0126-001700-П) и "Светлоградская" (код объекта негативного воздействия на окружающую среду 07-0126-001695-П) осуществляется предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно: отход "помет куриный перепревший" 4 класса опасности (код ФККО 11271102944) используется для производства органического удобрения "куриный помет" без лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.12.2021 N 26-21-363/П/1-428/1.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, материалы проверки и заявление переданы управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административно ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности, суды сослались на положения статьи 14.1 КоАП РФ, статей 1, 4.1, 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Суды установили, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 23.12.2021 основным видом деятельности общества является разведение сельскохозяйственной птицы, одним из дополнительных видов деятельности является торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами.
На площадках общества ("Овощная-1" и "Светлоградская") осуществляется деятельность по выращиванию и откорму птиц.
Суды установили, что общество осуществляет деятельность по изготовлению удобрения органического "куриный помет" в соответствии с утвержденным технологическим регламентом от 11.01.2021, на основании лицензии от 17.05.2019 N Д26 00114/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. Согласно приложению к лицензии, которое является неотъемлемой ее частью, обществу установлен перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять виды работ в составе лицензируемого вида деятельности, места осуществления деятельности (включая филиалы и обособленные подразделения), а именно: помет куриный перепревший (код ФККО 1 12711 02 29 4). Лицензией определены места осуществления данного вида деятельности (включая филиалы и обособленные подразделения), площадки "Овощная-1" (код объекта 07-0126- 001700-П) и "Светлоградская" (код объекта 07-0126-001695-П) в данной лицензии не указаны. Осуществление деятельности, связанной со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I - IV классов опасности конкретных видов отходов, в иных местах, подлежит дополнительному лицензированию.
Суды указали, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами на пометохранилищах, расположенных на площадках "Овощная-1" (код объекта 07-0126-001700-П) и "Светлоградская" (код объекта 07-0126-001695-П) в отсутствие соответствующей лицензии на право осуществления таких работ в указанных местах осуществления деятельности. Осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами "помета куриного перепревшего" IV класса опасности подтверждается первичными данными учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021 год, в которых помет куриный перепревший 4 класса опасности (код ФККО 1 12 711 02 29 4) указан в графе 10 "обезвреживание отходов в отчетном периоде". Факт образования отхода "помета куриного перепревшего" IV класса опасности подтверждается протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 08.12.2021 ("Овощная") от 08.12.2021 ("Светлоградская"), протоколом отбора (измерений) проб отход от 08.12.2021 N 267-0;
от 08.12.2021 N 268-0, протоколом испытаний (измерений) проб отхода от 20.12.2021 N 267-0; от 20.12.2021 N 268-о; протоколом биотестирования отхода от 17.12.2021 N 267-0; от 17.12.2021 N 268-0.
Суды исходили из того, что до отнесения образованного отхода (помета куриного перепревшего) к продукции в целях осуществления деятельности по обращению данным отходом (размещение обезвреживание, утилизация) необходимо соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры проведения проверки и требований статей 25.1, 25.4, 25.5, 28.1, 28.2 КоАП РФ не установлено. Общество надлежащим образом уведомлено о проведении плановой выездной проверки. Общество ознакомлено с актом проверки. Представитель общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, признаков малозначительности административного правонарушения, а также об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, не установлено.
Размер административного штрафа определен судами в минимальных пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - в размере 40 тыс. рублей. Оснований для снижения размера штрафа не установлено.
Суды отклонили доводы общества о неверной квалификации вмененного ему административного правонарушения, как основанные на неверном толковании норм права.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (местом осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Согласно пункту 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт "а"); для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (подпункт "б").
Согласно статье 7 Положения N 1062 при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес.
При этом согласно положениям части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ до переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Следовательно, право на осуществление данного вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Суды указали, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами на пометохранилищах, расположенных на площадках "Овощная-1" (код объекта 07-0126- 001700-П) и "Светлоградская" (код объекта 07-0126-001695-П) в отсутствие соответствующей лицензии на право осуществления таких работ в указанных местах осуществления деятельности.
Вместе с тем общество имеет лицензию от 11.02.2022 N 48072.
Осуществление лицензируемого вида деятельность по адресу, который не указан в лицензии, свидетельствует не об осуществлении деятельности без лицензии, а об осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением, и подлежит квалификации по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17013/10 по делу N А53-29140/2009.
Таким образом, действия общества подлежали квалификации по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание для юридических лиц.
Вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу может быть решен при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить обжалуемые судебные акты путем переквалификации действий общества с части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначить обществу наказание в виде 30 тыс. рублей административного штрафа.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А63-237/2022 изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции: привлечь общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" (ОГРН 1192651006679) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу может быть решен при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить обжалуемые судебные акты путем переквалификации действий общества с части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначить обществу наказание в виде 30 тыс. рублей административного штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2022 г. N Ф08-8338/22 по делу N А63-237/2022