г. Краснодар |
|
16 сентября 2022 г. |
Дело N А20-3480/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Штымова Гисы Хажбиевича (ИНН 070105417244, ОГРНИП 317072600037993), органа, осуществляющего публичные полномочия, - местной администрации Баксанского муниципального района (ИНН 0701004162, ОГРН 1020700510962), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Штымова Гисы Хажбиевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу N А20-3480/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Штымов Гиса Хажбиевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд к местной администрации Баксанского муниципального района (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия администрации, выраженные в письме от 30.04.2021 N 48-01/18-1310;
- обязать уполномоченный орган направить заявителю проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования площадью 1 215 849 кв. м с кадастровым номером 07:01:2200000:1013;
- обязать администрацию направить предпринимателю акт возврата земельного участка общей площадью 1 215 849 кв. м с кадастровым номером 07:01:2200000:1013 и проект договора аренды земельного участка (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на нормах статей 7, 27, 39.6, 39.17, 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивировано следующим. Предприниматель как добросовестный арендатор земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013 с целью продления договора аренды на новый срок без проведения торгов направил администрации заявление о заключении нового договора на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Администрация в ответе на указанное заявление дало согласие на предоставление земельного участка в аренду на новый срок основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, чем нарушила права (интересы) заявителя.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Суд первой инстанции отклонил ходатайство предпринимателя, поступившее в арбитражный суд 07.02.2022, о дополнении ранее заявленных требований, в котором он просил: признать пункт 1 постановления администрации от 04.08.2021 N 1088-п в части передачи земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013 в аренду сроком на 7 лет незаконным; обязать администрацию внести изменения в пункт 1 постановления от 04.08.2021 N 1088-п изменив срок 7 лет на 49 лет. Суд со ссылкой на положения статьи 49 Кодекса пришел к выводу о том, что предприниматель заявляет новые требования, которые ранее им не заявлялись, и их основание не совпадает с основанием первоначальных требований, что исключает их принятие к рассмотрению. Суд установил, что на основании постановления администрации от 16.04.2014 N 390п между администрацией (арендодатель) и Хавцуковым Наурузом Адамовичем (арендатор) заключен договор от 16.04.2016 N 08/14 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (пашни) площадью 1 215 849 кв. м с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с. п. Заюково, контур N 93, находящегося в муниципальной собственности Баксанского муниципального района. Срок действия договора установлен с 16.04.2014 по 15.04.2021 (7 лет). По условиям договора сумма годовой арендной платы за арендуемый земельный участок составляет 147 тыс. рублей, сумма ежемесячной арендной платы - 12 250 рублей. Арендная плата за арендуемый земельный участок установлена на основании утвержденного протокола об итогах аукциона от 09.04.2014 и является неотъемлемой частью договора (пункты 3.1, 3.1.1). Арендатор не вправе передавать арендованный земельный участок в субаренду без письменного согласия арендодателя (пункт 2.1). Арендатор не вправе передавать права и обязанности по договору третьему лицу, передавать права аренды в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал, либо паевого взноса без письменного согласия арендодателя (пункт 2.2). По акту приема-передачи от 16.04.2014 арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок в аренду. Указанный договор прошел процедуру государственной регистрации. Впоследствии между Хавцуковым Наурузом Адамовичем (арендатор) и предпринимателем (новый арендатор) заключен договор от 02.04.2016 N У/08/14 уступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1.1 договора перенайма арендатор, уведомив арендодателя, обязуется передать новому арендатору права и обязанности, касающиеся земельного участка, предусмотренные договором от 16.04.2014 N 08/14, а новый арендатор обязуется принять все права и обязанности по указанному договору. Срок договора устанавливается с 02.04.2016 по 15.04.2021 (пункт 7.1). Годовой размер арендной платы установлен на основании договора от 16.04.2014 N 08/14 (пункт 2.1). Арендатор по акту от 02.04.2016 передал, а новый арендатор - принял все права и обязанности по договору от 16.04.2014 N 08/14. Договор уступки права аренды прошел процедуру государственной регистрации. Предприниматель 05.04.2021 направил администрации на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса заявление о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:101. Указанное заявление получено администрацией 06.04.2021. Администрацией направлен предпринимателю ответ от 30.04.2021 N 48-01/18-1310 на заявление, согласно которому комиссией администрации по предоставлению земельных участков без проведения торгов принято решение о предоставлении в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Предприниматель, ссылаясь на незаконность действий администрации, нарушающих его права (интересы) в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением. Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что первоначальный арендатор (Хавцуков Н.А.), реализуя полномочия арендатора, уступил свои права и обязанности предпринимателю путем заключения договора перенайма от 02.04.2016 N У/08/14, что соответствует положениям статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса. Соответствуют эти действия и разъяснениям, содержащимся в пунктах 15, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Суд при этом отметил, что договор аренды от 16.04.2014 N 08/14 заключен до даты вступления в силу пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона N 42-ФЗ). Поэтому на него не распространяются ограничения, введенные данной нормой, что согласуется с разъяснениями, приведенными в пунктах 82, 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". Материалами дела подтверждается, что предприниматель (с учетом деятельности его правопредшественника - Хавцукова Н.А.) в период действия договора аренды от 16.04.2014 N 80/14 не допускал нарушений его условий. Заявитель обратился в уполномоченный орган о продлении договора аренды до истечения срока его действия, он надлежащим образом исполнял обязанности по целевому использованию земельного участка и своевременному внесению арендной платы. Следовательно, предприниматель, как добросовестный арендатор вправе требовать предоставления ему в аренду данного участка на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Администрация в пояснения на требования предпринимателя указала, что на заседании комиссии по предоставлению земельных участков без торгов принято решение удовлетворить заявление предпринимателя о предоставлении ему исправшиваемого земельного участка без проведения торгов. Однако в письме от 30.04.2021 N 48-01/18-1310 допущена техническая ошибка, заявление предпринимателя в действительности рассмотрено в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. В материалы дела представлено постановление администрации от 04.08.2021 N 1088-п о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 215 849 кв. м с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский муниципальный район, с. п. Заюково, контур N 93, сроком на 7 лет. Администрация 06.08.2021 нарочно передала предпринимателю два подписанных экземпляра договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013. Указанное письмо содержит дату (06.08.2021), фамилию (Штымов) и подпись предпринимателя. Принадлежность подписи в указанном письме Штымову Г.Х. предпринимателем не оспаривается. Следовательно, администрация предоставила предпринимателю земельный участок с кадастровым номером 07:01:2200000:1013 в аренду (без торгов) в порядке, установленном земельным законодательством. При этом необходимость направления предпринимателю акта возврата земельного участка отсутствует, поскольку администрация требование о предоставлении земельного участка без торгов удовлетворила постановлением от 04.08.2021 N 1088-п, вручила предпринимателю два экземпляра подписанного договора аренды. Довод предпринимателя о том, что он договор аренды не получал, а получил только сопроводительное письмо, не принят судами. Из содержания данного письма следует, что договор аренды к нему приложен. Сопроводительное письмо N 227 содержит дату (06.08.2021), фамилию (Штымов) и подпись предпринимателя. Довод заявителя о том, что указанное письмо не содержит даты и номера договора аренды, в связи с чем оно не имеет доказательственной силы, также отклонен. В сопроводительном письме администрации от 06.08.2021 N 227 указано (дословно): "Направляем в Ваш адрес два подписанных экземпляра договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, площадью 1 215 849 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с. п. Заюково, контур N 93". Таким образом, данное сопроводительное письмо содержит кадастровый номер земельного участка, его размер и местоположение. Несмотря на отсутствие в сопроводительном письме номера и даты договора, сомнения относительного того, что предпринимателю для подписания вручены два экземпляра договора аренды спорного земельного участка, отсутствуют. Исходя из обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды пришли к необоснованному выводу, что в письме администрации от 30.04.2021 N 48-01/18-1310 была допущена техническая ошибка. Тот факт, что комиссия рассмотрела заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, администрация не оспаривает (подтверждает в своих объяснениях от 03.12.2021 N 48/5-3-3796). Администрация приняла постановление от 04.08.2021 N 1088-п и составила договор аренды от 04.08.2021 N 246/21 после обращения заявителя в суд, признав этим незаконность решения (действий) комиссии по результатам рассмотрения заявления предпринимателя. Суды не учли, что из пункта 1 постановления от 04.08.2021 N 1088-п следует, что администрация передает предпринимателю в аренду земельный участок для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур общей площадью 1 215 849 кв. м с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, сроком на 7 лет. Предприниматель обращался в администрацию с заявлением от 05.04.2021 заключить новый договор аренды на основании пункта 31 статьи 39.6 Земельного кодекса сроком на 49 лет. Следовательно, пункт 1 постановления от 04.08.2021 N 1088-п нарушает права заявителя. Суды лишили предпринимателя законного права на получение оригинала постановления от 04.08.2021 N 1088-п и в дальнейшем защищать свои права. Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требования о направлении предпринимателю акта возврата земельного участка, не учли следующее. Заявитель в настоящие время арендует земельный участок по договору, который в соответствии пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса возобновлен на неопределенный срок. Чтобы погасить запись в Едином государственном реестре недвижимости необходимо произвести возврат земельного участка по акту приема-передачи и одновременно с этим заключить новый договор аренды. В ином случае не получится провести государственную регистрацию договора аренды. Суды также необоснованно отказали в удовлетворении требования о направлении предпринимателю проекта договора аренды земельного участка. Из письма администрации от 06.08.2021 N 227 следует о направлении администрацией предпринимателю двух подписанных экземпляров договора аренды земельного участка, однако, отсутствует номер договора и дата, а также приложение в письме. Из этого следует, что договор аренды от 04.08.2021 N 246/21 не приложен к письму и его на тот момент не существовало. Реестры ведения договоров в суд не предоставлены. Администрация не подтвердила, что предприниматель расписался именно за получение экземпляров договоров от 04.08.2021 N 246/21, а не за получение письма от 06.08.2021 N 227. Суд также не учел пункт 9 договора аренды от 04.08.2021 N 246/21, которым предусмотрено, что он составлен в трех экземплярах, при этом два экземпляра договора предоставлены в суд. Таким образом, администрация препятствует предпринимателю в осуществлении права на предоставление протокола разногласий в ответ на упомянутый договор, так как проект договора, который администрация рассылает арендаторам, не соответствует закону. За отсутствием договоров не представляется возможным предъявить разногласия к администрации и в последующем выйти в суд с иском об урегулировании разногласий по отдельным пунктам договора аренды.
От администрации в суд округа поступил (направлен 15.09.2022 в электронном виде) отзыв на кассационную жалобу, к которому не приложены доказательства направления его копии предпринимателю.
Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания. Отзыв на бумажном носителе направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении. Отзыв в электронном виде направляется лицам, участвующим в деле, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо системы электронного документооборота участника арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (части 1, 4 статьи 279 Кодекса).
Отзыв направлен в суд округа в день рассмотрения кассационной жалобы, доказательства направления копии отзыве предпринимателя не приложены. Следовательно, администрацией нарушены требования статьи 279 Кодекса. Поэтому поступивший от нее отзыв кассационным судом не принимается и при рассмотрении жалобы предпринимателя не учитывается.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 16.04.2014 N 390п между администрацией (арендодатель) и Хавцуковым Наурузом Адамовичем (арендатор) заключен договор аренды от 16.04.2016 N 08/14. Объектом аренды является земельный участок сельскохозяйственного назначения (пашни) площадью 1 215 849 кв. м с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с. п. Заюково, контур N 93, и находящийся в муниципальной собственности Баксанского муниципального района. Договор заключен на срок с 16.04.2014 по 15.04.2021 (7 лет). По условиям договора сумма годовой арендной платы за арендуемый земельный участок составляет 147 тыс. рублей, сумма ежемесячной арендной платы - 12 250 рублей. Арендная плата за арендуемый земельный участок установлена на основании утвержденного протокола об итогах аукциона от 09.04.2014 и является неотъемлемой частью договора (пункты 3.1, 3.1.1). Арендатор не вправе передавать арендованный земельный участок в субаренду без письменного согласия арендодателя (пункт 2.1). Арендатор не вправе передавать права и обязанности по договору третьему лицу, передавать права аренды в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал, либо паевого взноса без письменного согласия арендодателя (пункт 2.2).
По акту приема-передачи от 16.04.2014 арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок в аренду. Договор аренды от 16.04.2016 N 08/14 прошел процедуру государственной регистрации.
Между Хавцуковым Наурузом Адамовичем (арендатор) и предпринимателем (новый арендатор) заключен договор от 02.04.2016 N У/08/14 уступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Арендатор, уведомив арендодателя, обязуется передать новому арендатору права и обязанности, касающиеся земельного участка, предусмотренные договором от 16.04.2014 N 08/14, а новый арендатор обязуется принять все права и обязанности по указанному договору (пункт 1.1). Срок договора устанавливается с 02.04.2016 по 15.04.2021 (пункт 7.1). Годовой размер арендной платы установлен на основании договора от 16.04.2014 N 08/14 (пункт 2.1).
Арендатор по акту от 02.04.2016 передал, а новый арендатор - принял все права и обязанности по договору от 16.04.2014 N 08/14. Договор уступки права аренды прошел процедуру государственной регистрации.
Предприниматель 05.04.2021 направил администрации на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса заявление о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:101. Указанное заявление получено администрацией 06.04.2021.
Администрацией направлен предпринимателю ответ от 30.04.2021 N 48-01/18-1310 на заявление, согласно которому комиссией администрации по предоставлению земельных участков без проведения торгов принято решение о предоставлении в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность действий администрации, нарушающих его права (интересы) в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 Земельного кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения соответствующих прав (пункты 1, 2 статьей 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды при разрешении спора исходили из того, что предприниматель, как добросовестный арендатор вправе требовать предоставления ему в аренду (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013 на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Администрацией допущена техническая ошибка в указании основания предоставления испрашиваемого земельного участка (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Уполномоченный орган принял постановление от 04.08.2021 N 1088-п о предоставлении заявителю в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:01:2200000:1013 сроком на 7 лет. Администрация 06.08.2021 нарочно передала предпринимателю два подписанных экземпляра договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:01:2200000:1013. Сопроводительное письмо содержит дату (06.08.2021), фамилию (Штымов) и подпись заявителя. Учитывая, что допущенное уполномоченным органом устранено, судебные пришли не усмотрели оснований для вывода о нарушении действиями администрации прав и законных интересов предпринимателя. При этом суды признали, что необходимость направления предпринимателю акта возврата земельного участка отсутствует, поскольку на основании постановления от 04.08.2021 N 1088-п, два экземпляра подписанного и заверенного печатью администрации договора аренды переданы заявителю.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы о незаконности действий администрации, нарушающих его права (интересы). Заявитель указывает, что реестры ведения договоров в суд администрацией не предоставлены, которая не подтвердила, что предприниматель расписался не в получении письма от 06.08.2021 N 227, а в получении экземпляров проектов договоров аренды от 04.08.2021 N 246/21. Данные доводы судом округа не принимаются, поскольку они не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, следовательно, не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления.
Довод кассационной жалобы о невозможности осуществить государственную регистрацию нового договора аренды в Едином государственном реестре недвижимости без оформления акта приема-передачи (возврата) земельного участка носит предположительный характер. В материалы дела подшиты представленные уполномоченным органом экземпляры новых договоров аренды и актов приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, содержащие подпись арендодателя и оттиск печати администрации. Заявитель вправе подписать их и представить на государственную регистрацию.
Довод жалобы об отсутствии возможности урегулировать разногласия по представленному администрацией проекту договору в части срока аренды земельного участка также не принимается. Такое право сохраняется за предпринимателем до подписания им проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, предложенного уполномоченным органом. При наличии разногласий сторон о сроке действия договора, подлежащего заключению на основании решения суда, такой срок определяется судом в силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса (пункт 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018). По общему правилу, установленному подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства. Срок этого договора устанавливается по выбору арендатора (пункт 12 статьи 39.8 Земельного кодекса). При этом при определении (применении) сроков, установленных статьей 445 Гражданского кодекса, необходимо учитывать наличие настоящего спора, до разрешения которого судами у предпринимателя (с учетом его правовой позиции по существу заявленных требований) отсутствовала необходимость в направлении протокола разногласий по представленному администрацией проекту договора аренды.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, соответствующих фактическим обстоятельствам спора, основанных на исследовании материалов дела и им не противоречащих. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Государственная пошлина уплачена предпринимателем в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 13.07.2022).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу N А20-3480/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод жалобы об отсутствии возможности урегулировать разногласия по представленному администрацией проекту договору в части срока аренды земельного участка также не принимается. Такое право сохраняется за предпринимателем до подписания им проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1013, предложенного уполномоченным органом. При наличии разногласий сторон о сроке действия договора, подлежащего заключению на основании решения суда, такой срок определяется судом в силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса (пункт 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018). По общему правилу, установленному подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства. Срок этого договора устанавливается по выбору арендатора (пункт 12 статьи 39.8 Земельного кодекса). При этом при определении (применении) сроков, установленных статьей 445 Гражданского кодекса, необходимо учитывать наличие настоящего спора, до разрешения которого судами у предпринимателя (с учетом его правовой позиции по существу заявленных требований) отсутствовала необходимость в направлении протокола разногласий по представленному администрацией проекту договора аренды.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, соответствующих фактическим обстоятельствам спора, основанных на исследовании материалов дела и им не противоречащих. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2022 г. N Ф08-9157/22 по делу N А20-3480/2021