г. Краснодар |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А53-44131/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства здравоохранения Ростовской области (ИНН 6163049814, ОГРН 1026103168904), заинтересованного лица - акционерного общества "Санаторий Вешенский" (ИНН 6139003209, ОГРН 1026101758484), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Санаторий Вешенский" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А53-44131/2021, установил следующее.
Министерство здравоохранения Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к акционерному обществу "Санаторий Вешенский" (далее - общество) о взыскании 9 712 057 рублей 15 копеек (уточненные требования).
Решением суда от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2022, требования министерства удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствуют доказательства факта недополученния санаторием доходов в сумме 9 742 057 рублей 15 копеек, связанного с оказанием услуг по санаторно-курортному лечению граждан.
Санаторий обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.03.2022 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2022, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает, что в связи с приостановлением деятельности санатория, приведшем к смещению графика заезда пациентов, объем услуг остался невостребованным, что является обстоятельством непреодолимой силы. Суды не полно исследовали доказательства по делу, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального (процессуального) права.
Отзыв на кассационную жалобу министерством в суд округа не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, санаторий заключил с министерством соглашение от 28.10.2020 N 400 о предоставлении из бюджета Ростовской области субсидии (далее - соглашение), предметом которого являлось предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии на возмещение недополученного дохода, связанного с оказанием санаторием услуг по санаторно-курортному лечению граждан (пункт 1.1 соглашения).
Согласно пункту 1.1.1 соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к соглашению, за счет средств областного бюджета, зарезервированных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке министерству.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 соглашения, в размере 36 342 629 рублей 80 копеек.
Пунктом 6.1.2 соглашения установлено, что в случае несоблюдения получателем условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство принимает решение об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате в областной бюджет средств субсидии в полном объеме, о чем в течение 15 рабочих дней со дня выявления указанного факта письменно уведомляет получателя.
Согласно пункту 4.3.2 соглашения получатель обязуется перечислить в областной бюджет средства субсидии в полном объеме в течение 30 дней с даты получения уведомления, указанного пункте 6.1.2 соглашения.
Денежные средства в сумме 36 342 629 рублей 80 копеек перечислены на расчетный счет общества платежным поручением от 30.10.2020 N 69486.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной министерством на основании приказа от 07.04.2021 N 523, установлено, что из полученной санаторием субсидии в размере 36 342 629 рублей 80 копеек, 9 742 057 рублей 15 копеек не имеют подтверждения как недополученные доходы.
Министерство в адрес санатория направило претензионное письмо (уведомление) от 07.06.2021 N 22-1.1.4/321 о необходимости осуществить в течение 30 дней с даты получения претензии (уведомления) возврат 9 742 057 рублей 15 копеек в доход областного бюджета. Санаторий в письме от 14.07.2021 N 239 просил рассмотреть возможность погашения этой суммы по графику Денежные средства возвращены санаторием частично, по расчету министерства задолженность составила 9 712 057 рублей 15 копеек.
Поскольку санаторием не произведен возврат средств, министерство обратилось в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили к установленным по делу обстоятельствам статьи 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пришли к выводу, что доказательства неполучения санаторием в 2020 году дохода в сумме 9 712 057 рублей 15 копеек не представлены ни при проведении проверки, ни в материалы дела, поэтому указанную сумму субсидии необходимо возвратить в бюджет.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 N ММ-П12-2363кв временно приостановлены с 28.03.2020 до 01.06.2020 бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных в курортах федерального, регионального и местного значения, а также в иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.
Как следует из материалов дела, приказом санатория от 28.03.2020 N 29/2 "О приостановлении деятельности АО "Санаторий Вешенский"" с 28.03.2020 приостановлено бронирование мест, прием и размещение граждан.
В соответствии с распоряжением Правительства Ростовской области от 15.10.2020 N 80 "О перераспределении (разрезервировании) бюджетных ассигнований" в 2020 году перераспределены (разрезервированы) бюджетные ассигнования, зарезервированные на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в сумме 36 342 629 рублей 80 копеек министерству для предоставления субсидии санаторию на возмещение недополученного дохода.
Постановлением Правительства Ростовской области от 22.10.2020 N 113 утвержден Порядок предоставления субсидии акционерному обществу "Санаторий Вешенский" на возмещение недополученного дохода, связанного с оказанием санаторием услуг по санаторно-курортному лечению граждан, за период с 28.03.2020 по 29.06.2020.
Согласно акту от 30.04.2021 в ходе проведения внеплановой выездной проверки министерством установлено, что санаторием не представлены доказательства недополученных доходов в сумме 9 742 057 рублей 15 копеек.
При этом материалами дела подтверждено и не оспаривается санаторием, признание министерством недополученного санаторием дохода на 26 600 572 рублей 65 копеек.
Судебные инстанции верно установили, что доказательства недополучения дохода в сумме 9 712 057 рублей 15 копеек санаторием не представлены ни при проведении проверки, ни в материалы дела (сумма с учетом того, что санаторий возвратил часть денежных средств не имеющих подтверждения, полученных по соглашению платежными поручениями от 31.01.2020 N 60 на 15 тыс. рублей и от 28.02.2022 N 104 на 15 тыс. рублей).
На основании изложенного суды правомерно и обоснованно пришли к выводу о том, что требования министерства подлежали удовлетворению.
Довод санатория о том, что неисполнение запланированных мероприятий на спорную сумму произошло по независящим от санатория обстоятельствам в силу сложившейся ситуации на фоне распространения новой коронавирусной инфекции отклонен со ссылкой на пункт 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020). Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
В силу абзаца 2 части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Применительно к нормам статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Таким образом, учитывая обстоятельства рассматриваемого дела и конкретные нарушения, которые послужили причиной истребования взысканной суммы субсидии, коронавирусная инфекция (COVID-19) не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает санаторий от исполнения пункта 6.1.2 соглашения.
Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами первой и апелляционной инстанций, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А53-44131/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 2 части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Применительно к нормам статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф08-9343/22 по делу N А53-44131/2021