г. Краснодар |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А32-59782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Меритон-Краснодар"" (ИНН2310216500, ОГРН 1192375068016) - Лещинской Е.В. (доверенность от 31.01.2022), от заинтересованного лица - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН2310095359, ОГРН 1042305701954) - Вострецовой Я.Ю. (доверенность от 28.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Меритон-Краснодар"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу N А32-59782/2021, установил следующее.
ООО "Специализированный застройщик "Меритон-Краснодар"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным решения департамента об отказе обществу в выдаче разрешения на строительство "Жилой комплекс "Образцово". Первый этап строительства. Многоквартирный жилой дом (Литер 1) со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, КН 23:43:0106012:4480" (далее - ЖК "Одинцово") от 21.10.2021 N 29/16213-1 (далее - решение N 29/16213-1) и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества; возложении на департамент обязанности выдать обществу разрешение на строительство ЖК "Одинцово" (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что претендуя на получение разрешения на строительство ЖК "Одинцово" общество документально не опровергло обстоятельства, препятствующие получению такого разрешения, в том числе указанные в письме департамента от 25.01.2022 N 932/29, а именно: земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0106012:4480 (принадлежащий обществу на праве собственности) и земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0106012:4483 и 23:43:0106012:4479 (арендуемый обществом) расположены в границах документации по планировке территории (проект планировки территории и проекта межевания территории), прилегающей к Западному обходу в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.09.2021 N 4278, в квартале, в отношении которых планировочное решение отсутствует (не разрабатывалось и не утверждалось). В предоставленной обществом проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" (далее - Проект) размещение благоустройства парковок предусмотрено за пределами принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:4480, что не соответствует части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не проверили все основания отказа обществу в выдаче разрешения на строительство и не учли, что Проектом предусмотрено обустройство 353 машиномест для автомобилей жителей ЖК "Образцово", что превышает установленное нормативами минимально необходимое количество машиномест (284 машиноместа). Предусмотренный Проектом в пристроенных помещениях фитнес-центр является единым физкультурно-оздоровительным комплексом квартала жилой застройки ЖК "Образцово", предназначен для использования только жильцами комплекса, в связи с чем устройство дополнительных парковочных мест для посетителей не требуется. Проект планировки территории, прилегающей к Западному обходу в Прикубанском округе г. Краснодара, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.09.2021 N 4287, в границах которой расположен земельный участок общества, предусматривает расположение парковок за границами земельных участков, но в рамках квартала; парковки размещены в границах сформированного земельного участка, принадлежащего иному правообладателю, с которым у общества заключены долгосрочные договоры аренды земельных участков для устройства автостоянки, но в рамках единого проекта застройки ЖК "Образцово". Выводы об отсутствии установленного законом расчетного количества площадок для занятий физкультурой, а также об отсутствии спортивного ядра квартала застройки ЖК "Образцово" не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, в том числе проектной документации. Проектируемый фитнес-центр планируется как общедоступное спортивное ядро микрорайона. Расчетная площадь населения в границах квартала составляет 298 человек, что соответствует установленной расчетной плотности населения в муниципальном образовании город Краснодар. Обществом соблюдены все нормативы градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар. Суд не оценил правовое поведение департамента, предоставившего письмо от 25.01.2022 N 932/29, согласно которому планировочное решение по земельному участку общества отсутствует, и письмо от 02.12.2021 N 19562/29, содержащее противоположные сведения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель департамента просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:4480 с видом разрешенного использования - для многоэтажной застройки и по договорам с ООО "Специализированный застройщик "Образцово-1"" и ООО "Специализированный застройщик "Образцово-2"" арендует земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0106012:4482 и 23:43:0106012:4479.
13 октября 2021 года общество направило в департамент заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - ЖК "Одинцово".
Решением N 29/16213-1 департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство ЖК "Одинцово", указав, что согласно разделу проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" размещение благоустройства парковок предусмотрено за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:4480, что не соответствует части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; проектная документация не содержит расчет парковочных мест для парковки легковых автомобилей посетителей фитнес-центра; не предусмотрено требуемое расчетное количество площадок для занятий физкультурой, площадь площадок сокращена на 50 процентов. При этом сокращение площадок для занятия физкультурой при отсутствии общедоступного спортивного ядра для обеспечения микрорайона не допускается; подтверждение о наличии указанного спортивного ядра не представлено; установлено превышение нормативного показателя плотности населения.
Полагая незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагает документы, перечень которых установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии земельным и иным законодательством Российской Федерации, после чего выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Суды учли письмо департамента от 25.01.2022 N 932/29, где указано, что согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар земельные участки кадастровыми номерами 23:43:0106012:4483, 23:43:0106012:4480, 23:43:0106012:4479 расположены в границах документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории), прилегающей к Западному обходу в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.09.2021 N 4278, в квартале, где планировочное решение отсутствует (не разрабатывалось и не утверждалось). В соответствии с топографической съемкой картографо-геодезического фонда муниципального образования город Краснодар на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:4480 имеются охранные зоны кабельных линий 10 кВ. Согласно правилам, землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар данный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (высота зданий - не более 50 м) Ж.4. Согласно генеральному плану муниципального образования город Краснодар земельный участок с кадастровым номером 23:43:0106012:4480 расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более).
Документально данные сведения департамента общество не опровергло.
Довод общества о том, что письмо департамента от 25.01.2022 N 932/29, согласно которому планировочное решение по земельному участку общества отсутствует, противоречит содержанию письма департамента от 02.12.2021 N 19562/29, что не учтено судами, подлежит отклонению, поскольку из представленных в материалы дела письменных пояснений и высказанных представителем департамента в судебных заседаниях устных пояснений следует, что департамент поддерживает сведения, отраженные в письме от 25.01.2022 N 932/29.
Суды также учли, что в соответствии со статьей 19 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции решения от 22.07.2021 N 17 п. 19 (далее - Правила землепользования)) в целях устойчивого развития (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и обеспечения показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения на территории муниципального образования город Краснодар городской Думой Краснодара в качестве общеобязательных требований на территории муниципального образования город Краснодар запрещены: 1) освоение незастроенных территорий (элементов планировочной структуры) под жилищное строительство без обеспечения размещаемых объектов объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, определенной документацией по планировке территории; 2) застройка многоквартирными жилыми домами за исключением случаев застройки на основании решений о комплексном развитии территории, договоров о комплексном развитии территории и (или) утвержденной документации по планировке территории. Градостроительные регламенты Правил в части видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность строительства многоквартирных жилых домов, действуют только в отношении земельных участков, входящих в территории, в отношении которых приняты решения о комплексном развитии территории, заключен договор о комплексном развитии территории и (или) утверждена документация по планировке территории.
В силу пункта 2 статьи 20 Правил землепользования выдача разрешения на строительство многоквартирного жилого дома осуществляется после установления департаментом отсутствия ограничений по обеспеченности жильцов планируемого к строительству многоквартирного жилого дома минимально допустимым уровнем обеспеченности населения объектами местного значения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования город Краснодар. Отсутствие ограничения по обеспеченности жильцов планируемого к строительству многоквартирного жилого дома минимально допустимым уровнем обеспеченности указанными объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов обеспечивается документацией по планировке территории, утверждаемой в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, закрепляющими совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с общими требованиями градостроительного законодательства, включая СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" проектирование застройки, в том числе парковок и озеленения, должно осуществляться в пределах отведенного земельного участка и соответствовать требованиям градостроительного плана.
При постановке вывода о законности отказа в выдаче разрешения на строительство, формализованного в решении N 29/16213-1, суды обоснованно поддержали позицию департамента, состоящую в том, что соблюдение параметров разрешенного строительства относительно принадлежащего обществу земельного участка не может быть осуществлено за счет иных земельных участков, и поскольку в нарушение части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Проектом предусмотрено размещение парковок для автомобилей за пределами находящегося в собственности общества земельного участка, основания для выдачи разрешения на строительство ЖК "Образцово" отсутствуют.
Довод общества о том, что в решении N 29/16213-1 приведено несколько оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, а суды проверили лишь одно, что свидетельствует о неполноте исследования всех обстоятельств по делу и влечет отмену судебных актов, подлежит отклонению, поскольку предусмотренное Проектом размещение благоустройства парковок за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:4480, на котором заявлено строительство ЖК "Образцово", является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, и остальные (выявленные департаментом) несоответствия градостроительному законодательству, на которые указано в решении N 29/16213-1, не существенны.
Таким образом, суды правомерно признали законным оспариваемое обществом решение департамента об отказе обществу в выдаче разрешения на строительство "Жилой комплекс "Образцово". Первый этап строительства. Многоквартирный жилой дом (Литер 1) со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, КН 23:43:0106012:4480" от 21.10.2021 N 29/16213-1.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу N А32-59782/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 20 Правил землепользования выдача разрешения на строительство многоквартирного жилого дома осуществляется после установления департаментом отсутствия ограничений по обеспеченности жильцов планируемого к строительству многоквартирного жилого дома минимально допустимым уровнем обеспеченности населения объектами местного значения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования город Краснодар. Отсутствие ограничения по обеспеченности жильцов планируемого к строительству многоквартирного жилого дома минимально допустимым уровнем обеспеченности указанными объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов обеспечивается документацией по планировке территории, утверждаемой в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, закрепляющими совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования город Краснодар.
...
При постановке вывода о законности отказа в выдаче разрешения на строительство, формализованного в решении N 29/16213-1, суды обоснованно поддержали позицию департамента, состоящую в том, что соблюдение параметров разрешенного строительства относительно принадлежащего обществу земельного участка не может быть осуществлено за счет иных земельных участков, и поскольку в нарушение части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Проектом предусмотрено размещение парковок для автомобилей за пределами находящегося в собственности общества земельного участка, основания для выдачи разрешения на строительство ЖК "Образцово" отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф08-8746/22 по делу N А32-59782/2021