г. Краснодар |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А32-1769/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - индивидуального предпринимателя Касьяна Андрея Григорьевича (ИНН 231800564002, ОГРНИП 304231814800215), ответчиков: администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Консалтинг", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-1769/2021, установил следующее.
ИП Касьян А.Г. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация), департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент), в котором просил: признать недействительным пункт 2.2 договора от 14.04.1997 N 4900000283 в редакции дополнительного соглашения от 20.04.2018 к данному договору; возложить на администрацию в лице департамента обязанность по заключению с предпринимателем дополнительного соглашения к договору от 14.04.1997 N 4900000283, изложив пункт 1 дополнительного соглашения в следующей редакции: "Пункт 2.2 Размер годовой арендной платы за участок с 12.08.2017 по 31.12.2020 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 21 274 704 рубля, налоговая ставка - 0,5%, 21 274 704 рубля х 0,5% = 106 373 рубля 52 копейки в год; с 01.01.2021 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 16 409 088 рублей, налоговая ставка - 0,5%, 16 409 088 рублей х 0,5% = 82 045 рублей 44 копейки в год, в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, Правила). Арендная плата за земельный участок изменяется с изменением его кадастровой стоимости" (требования в уточненной редакции).
Решением от 11.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2022, иск удовлетворен в полном объеме, распределены судебные расходы. В целях внесения определенности в правоотношении сторон по поводу размера арендной платы на администрацию возложена обязанность по заключению с предпринимателем дополнительного соглашения к договору аренды от 14.04.1997 N 4900000283, с изложением его пункта 1 в редакции, согласно которой пункт 2.2 договора звучит следующим образом: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 по 31.12.2017 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 53 717 040 рублей, налоговая ставка 0,5%, 53 717 040 рублей х 0,5% = 268 585 рублей 20 копеек в год; с 01.01.2018 по 31.12.2020 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 21 274 704 рубля, налоговая ставка 0,5%, 21 274 704 рубля х 0,5% = 106 373 рубля 52 копейки в год; с 01.01.2021 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 16 409 088 рублей, налоговая ставка 0,5%, 16 409 088 рублей х 0,5% = 82 045 рублей 44 копейки в год; и устанавливается в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил. Арендная плата за земельный участок изменяется с изменением его кадастровой стоимости". Судебные акты мотивированы тем, что на основании договора аренды от 14.04.1997 N 4900000283 и договора уступки от 12.01.2009 предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:17 площадью 5400 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для эксплуатации складских помещений", расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов. В пределах данного земельного участка находятся принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123013:1243; 23:49:0123013:1244; 23:49:0123013:1245; 23:49:0123013:1246; 23:49:0123013:1247; 23:49:0123013:1248. Данный земельный участок находится в собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и ограничен в обороте, поскольку входит в округ горно-санитарной охраны курорта.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - решение N 231) и подпунктом "г" пункта 3 Правил в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размер 0,5% от кадастровой стоимости; размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, не должен превышать размер земельного налога. Пункт 2.2 дополнительного соглашения от 20.04.2018 к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 14.04.1997 N 4900000283 в части определения годового размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123016:17 в соответствии с Отчетом об определении величины (размера) годовой арендной платы от 27.03.2018 N 12/15-03-18, подготовленным ООО "Эксперт консалтинг", в размере 1 583 431 рубля в год признан судебными инстанциями не соответствующим нормативным требованиям.
В кассационной жалобе администрация и департамент просят решение от 11.03.2022 и апелляционное постановление от 18.05.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что размер годовой арендной платы определен в соответствии с Отчетом об определении величины (размера) годовой арендной платы от 27.03.2018 N 12/15-03-18 и составляет 1 583 431 рубль, о чем сторонами подписано дополнительное соглашение от 20.04.2018 к договору аренды от 14.04.1997 N 4900000283. Изменение методики расчета арендной платы возможно только в случае заключения сторонами соответствующего соглашения, изменяющего условия договора. Рассматриваемый договор заключен до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предусматривающего государственное регулирование арендной платы. Истцом в ходе судебного разбирательства изменены предмет и основание иска.
Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлен.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Комитет по управлению имуществом г. Сочи (арендодатель) и ТОО "Комбинат питания Лоо" (арендатор) заключили договор от 14.04.1997 N 4900000283 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды площадью 5400 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации складских помещений, сроком действия до 01.01.2046 (т. 1, л. д. 17 - 19).
На основании договора от 12.01.2009 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.04.1997 N 4900000283 предпринимателю в полном объеме переданы права и обязанности арендатора (т. 1, л. д. 15, 16).
Пунктами 2.2 - 2.4 договора аренды определен размер арендной платы и порядок ее внесения. Арендная плата устанавливается в размере базовой ставки арендной платы; может быть изменена арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения базовых (исходных) ставок, устанавливаемых администрацией города либо в других случаях, предусмотренных законодательными актами; но не может быть менее базовых (исходных) ставок.
В соответствии с постановлением главы города Сочи от 18.07.2016 N 1699 "О Порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов" (далее - постановление N 1699) стороны подписали дополнительное соглашение от 20.04.2018 к договору аренды от 14.04.1997 N 4900000283, которым согласовали, что размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2.2 названного договора, определяется в соответствии с Отчетом об определении величины (размера) годовой арендной платы от 27.03.2018 N 12/15-03-18 и составляет 1 583 431 рубль. Согласно пункту 2 данного дополнительного соглашения исчисление арендной платы устанавливается с 19.03.2018 (т. 1, л. д. 20).
По заказу предпринимателя ИП Кисличкин Р.Г. подготовил Отчет от 22.10.2020 N 102220.01-НИ, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:17 площадью 5400 кв. м по состоянию на 19.03.2018 определена в размере 13 978 000 рублей (т. 1, л. д. 23 - 47).
Считая указанный в пункте 2.2 договора аренды размер годовой арендной платы не соответствующим действующему законодательству, арендатор обратился к арендодателю с предложением о внесении изменений в договор (т. 1, л. д. 13, 14).
Неурегулирование возникшего спора в досудебном порядке послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса). Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
На основании пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 данного Кодекса).
С 02.08.2016 порядок расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов, урегулирован в постановлении N 1699. Согласно пункту 2 названного постановления размер регулируемой арендной платы определяется, в частности, на основании рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата устанавливается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и рассчитывается в размере 1,5% от рыночной стоимости земельного участка (пункт 7 постановления N 1699).
Постановлением N 582 (в редакции, вступившей в силу 12.08.2017) утвержден принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения. В соответствии с названным принципом размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Размер платы (арендной платы) за пользование ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) земельным участком, находящимся в государственной собственности, на котором расположены здания или сооружения принадлежащие лицу, являющемуся пользователем (арендатором) земельного участка с 12.08.2017 (дата вступления в силу постановления N 531) определяется в размере не выше земельного налога, рассчитанного в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах в отношении такого земельного участка.
Согласно положениям главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства, и ставкой земельного налога.
На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 2 решения N 231 в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости.
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка в размере 21 274 704 рублей утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 2640). Пунктом 7 данного Приказа установлено, что он вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Приказ N 2640 опубликован 15.12.2016 путем размещения его текста в сети интернет на официальном сайте администрации Краснодарского края по адресу: http://admkrai.krasnodar.ru, то есть вступил в законную силу 16.12.2016.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление N 28) и определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 309-КГ15-7403, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости, в той части, в которой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в порядке, определенном федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса).
В пункте 18 постановления N 28 указано, что нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости, опубликованный 15.12.2014, для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2016. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка 23:49:0123016:17 в размере 21 274 704 рублей, утвержденная приказом N 2640, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса, подлежит применению с 01.01.2018.
По сведениям кадастровой палаты кадастровая стоимость земельного участка 23:49:0123016:17 утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 в размере 16 409 088 рублей; ввиду чего с 01.01.2021 в отношении спорного земельного участка применяется кадастровая стоимость в размере 16 409 088 рублей.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды установили, что на земельном участке (23:49:0123016:17) площадью 5400 кв. м имеются принадлежащие на праве собственности предпринимателю объекты (23:49:0123013:1243; 23:49:0123013:1244; 23:49:0123013:1245; 23:49:0123013:1246; 23:49:0123013:1247; 23:49:0123013:1248). Данный участок находится в муниципальной собственности; ограничен в обороте, поскольку отнесен к курортам. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения N 231 и подпунктом "г" пункта 3 Правил в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости; размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, не должен превышать размер земельного налога. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123016:17 имеет вид разрешенного использования "под фактически занимаемые складские помещения". В целях внесения определенности в правоотношении сторон на администрацию возложена обязанность по заключению с предпринимателем дополнительного соглашения к договору аренды от 14.04.1997 N 4900000283, с изложением его пункта 1 в редакции, согласно которой пункт 2.2 договора звучит следующим образом: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 по 31.12.2017 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 53 717 040 рублей, налоговая ставка 0,5%, 53 717 040 рублей х 0,5% = 268 585 рублей 20 копеек в год;
с 01.01.2018 по 31.12.2020 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 21 274 704 рубля, налоговая ставка 0,5%, 21 274 704 рубля х 0,5% = 106 373 рубля 52 копейки в год; с 01.01.2021 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 16 409 088 рублей, налоговая ставка 0,5%, 16 409 088 рублей х 0,5% = 82 045 рублей 44 копейки в год; и устанавливается в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил. Арендная плата за земельный участок изменяется с изменением его кадастровой стоимости.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы апелляционного суда, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение состоявшихся судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Администрация и департамент освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-1769/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды установили, что на земельном участке (23:49:0123016:17) площадью 5400 кв. м имеются принадлежащие на праве собственности предпринимателю объекты (23:49:0123013:1243; 23:49:0123013:1244; 23:49:0123013:1245; 23:49:0123013:1246; 23:49:0123013:1247; 23:49:0123013:1248). Данный участок находится в муниципальной собственности; ограничен в обороте, поскольку отнесен к курортам. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения N 231 и подпунктом "г" пункта 3 Правил в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости; размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, не должен превышать размер земельного налога. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123016:17 имеет вид разрешенного использования "под фактически занимаемые складские помещения". В целях внесения определенности в правоотношении сторон на администрацию возложена обязанность по заключению с предпринимателем дополнительного соглашения к договору аренды от 14.04.1997 N 4900000283, с изложением его пункта 1 в редакции, согласно которой пункт 2.2 договора звучит следующим образом: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 по 31.12.2017 составляет: кадастровая стоимость земельного участка 53 717 040 рублей, налоговая ставка 0,5%, 53 717 040 рублей х 0,5% = 268 585 рублей 20 копеек в год;
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы апелляционного суда, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение состоявшихся судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф08-8682/22 по делу N А32-1769/2021