Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2023 г. N 127-КГ23-19-К4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 декабря 2023 г. кассационную жалобу Тейфукова Эрвина Рустемовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 г.
по делу N 2-152/2022 Бахчисарайского районного суда Республики Крым по иску Тейфукова Эрвина Рустемовича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым о признании решения незаконным, признании права на государственную социальную помощь, об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тейфуков Эрвин Рустемович 14 июля 2021 г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым (далее также - орган социальной защиты населения Бахчисарайского района, Департамент) о признании решения незаконным, признании права на государственную социальную помощь, об обязании совершить определенные действия.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 9 сентября 2021 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
16 ноября 2021 г. Тейфуков Э.Р. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13 апреля 2021 г. об отказе в назначении ежемесячной государственной социальной помощи признать незаконным и отменить, признать за ним право на государственную социальную помощь в виде социального пособия, предусмотренного Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", обязать ответчика назначить ему названную государственную социальную помощь с 9 апреля 2021 г.
В обоснование заявленных требований Тейфуков Э.Р. указывал, что он и члены его семьи, а именно супруга и трое несовершеннолетних детей, имеют право на государственную социальную помощь в виде социального пособия.
В целях реализации права на государственную социальную помощь в виде социального пособия Тейфуков Э.Р. 9 апреля 2021 г. обратился в установленной форме в орган социальной защиты населения Бахчисарайского района с соответствующим заявлением.
12 апреля 2021 г. Тейфуков Э.Р. подал в орган социальной защиты населения Бахчисарайского района письменное уведомление, в котором в обоснование заявления от 9 апреля 2021 г. сообщил о том, что он проживает в жилом доме со своей семьей по адресу: ... По данному адресу также зарегистрированы и проживают родители Тейфукова Э.Р. и его сестра со своей дочерью-инвалидом, с которыми Тейфуков Э.Р. и его семья совместного хозяйства не ведет. В уведомлении Тейфуков Э.Р. предложил провести комиссионное обследование условий жизни его семьи с составлением акта материально-бытового обследования условий жизни семьи и подтверждением факта ведения раздельного хозяйства. Однако обследование условий жизни семьи Тейфукова Э.Р. органом социальной защиты населения Бахчисарайского района проведено не было.
13 апреля 2021 г. органом социальной защиты населения Бахчисарайского района Тейфукову Э.Р. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении ему социального пособия по причине наличия в собственности или владении малоимущей семьи участка общей площадью свыше 0,6 га.
Отказ органа социальной защиты населения Бахчисарайского района от 13 апреля 2021 г. в предоставлении социального пособия Тейфуков Э.Р. полагал незаконным, в том числе потому, что земельный участок площадью свыше 0,6 га является собственностью его отца, который членом семьи Тейфукова Э.Р. не является, однако при определении доходов семьи Тейфукова Э.Р. в целях предоставления государственной социальной помощи орган социальной защиты населения Бахчисарайского района данный факт не учел.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 г. исковые требования Тейфукова Э.Р. удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13 апреля 2021 г. об отказе Тейфукову Э.Р. в назначении меры социальной поддержки "Государственная социальная помощь - ежемесячно", признал за Тейфуковым Э.Р. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия, предусмотренного Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", обязал ответчика назначить Тейфукову Э.Р. государственную социальную помощь в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" с 9 апреля 2021 г. - момента обращения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тейфукова Э.Р. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 г. судебное постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Тейфуковым Э.Р. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 28 августа 2023 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 30 октября 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явились. От истца Тейфукова Э.Р. 15 ноября 2023 г. поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Со стороны ответчика сведений о причинах неявки представлено не было. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390 11, частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами апелляционной и кассационной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тейфуков Эрвин Рустемович, ... года рождения, проживает в жилом доме по адресу: ...
Вместе с Тейфуковым Э.Р. по данному адресу проживают члены его семьи: супруга Тейфукова Эльвина Ахметовна, ... года рождения, дочь Тейфукова Земине Эрвиновна, ... года рождения, дочь Тейфукова Сание Эрвиновна, ... года рождения, и сын Тейфуков Ахмед Эрвинович, ... года рождения.
По этому же адресу зарегистрированы Тейфуков Рустем, ... года рождения, Тейфукова Эльвира Сейдаметовна, ... года рождения, и Османова Ленура Рустемовна, ... года рождения (отец, мать и сестра Тейфукова Эрвина Рустемовича соответственно).
Собственником дома по адресу: ..., является отец Тейфукова Э.Р. - Тейфуков Р.
По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2021 г. Тейфукову Р. (отцу Тейфукова Э.Р.) также принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 42524 кв.м (4,252 га).
Тейфуков Э.Р. 9 апреля 2021 г. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия его семье в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" как малоимущей с приложением необходимых документов (светокопий свидетельств о рождении детей, свидетельств о регистрации детей по месту жительства, справки с места работы, справки о доходах и суммах налога физического лица за 2021 года, трудовой книжки, паспорта гражданина Российской Федерации).
В заявлении Тейфуков Э.Р. сообщил, что совместно с ним по адресу: ..., проживают члены его семьи - супруга и трое детей. Общая сумма дохода семьи в месяц составляет 10 419 руб., включая пособие семьям, имеющим детей, в размере 1 236 руб.
12 апреля 2021 г. Тейфуков Э.Р. подал в орган социальной защиты населения Бахчисарайского района письменное уведомление, в котором в обоснование заявления от 9 апреля 2021 г. сообщил, что он с семьей (супругой и тремя детьми) проживает в жилом доме по адресу: ... По данному адресу также зарегистрированы и проживают его родители и его сестра со своей дочерью-инвалидом. Тейфуков Э.Р. с семьей живет независимо от родителей и сестры с ее дочерью, совместное хозяйство с ними не ведет, на свои денежные средства приобретает продукты питания и другие средства жизнеобеспечения, оплачивает часть коммунальных услуг и имеет с ними разные источники дохода и раздельный бюджет на протяжении длительного времени. В случае необходимости для установления факта ведения раздельного хозяйства с родителями и сестрой Тейфуков Э.Р. предложил провести комиссионное обследование условий жизни семьи с составлением акта материально-бытового обследования условий жизни семьи и подтверждением факта ведения раздельного хозяйства.
В тексте этого уведомления Тейфуков Р. (отец), Тейфукова Э.С. (мать), Османова Л.Р. (сестра) и Тейфукова Э.А. (супруга) письменно подтвердили факт ведения раздельного хозяйства.
Решением органа социальной защиты населения Бахчисарайского района от 13 апреля 2021 г. Тейфукову Э.Р. отказано в удовлетворении его заявления о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании абзаца четвертого пункта 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. N 587 (социальное пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0,6 га), ввиду того, что у его отца - Тейфукова Рустема имеется пай (земельный участок) общей площадью свыше 0,6 га.
По заявлению Тейфукова Э.Р. 5 августа 2021 г. комиссией в составе депутата Почтовского сельского Совета Республики Крым Исатова Юсуфа Талятовича, соседей Куртбединова Акима Кязимовича (...) и Расулова Сайдамета Нафеевича (...) был составлен акт обследования материально-бытового положения семьи Тейфукова Э.Р., проживающего по адресу: ...
Согласно акту от 5 августа 2021 г. в ходе обследования выявлены факты, свидетельствующие о раздельном ведении хозяйства семьей Тейфукова Э.Р., а именно: Тейфуков Э.Р. и его семья (жена, две дочери и сын) живут независимо от родителей и сестры с племянницей, совместное хозяйство с ними не ведут, оплату коммунальных услуг производят в равных долях. Тейфуков Э.Р. и его семья занимают отдельную жилую площадь в жилом доме общей площадью 213,5 кв.м (жилая площадь 80,3 кв.м). В доме имеется пять жилых комнат, а также коммунальные удобства (водопровод, газ, ванна).
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Тейфуковым Э.Р. требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. N 587, нормами Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и пришел к выводу о том, что оснований для отказа органом социальной защиты населения Бахчисарайского района Тейфукову Э.Р. в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия не имелось, в связи с чем решение органа социальной защиты населения Бахчисарайского района от 13 апреля 2021 г. является незаконным.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что семья Тейфукова Э.Р. в составе пяти человек (истец, его супруга и трое детей) не ведет совместное хозяйство с зарегистрированными и проживающими по тому же адресу родителями Тейфукова Э.Р. и его сестрой с ребенком-инвалидом, они (Тейфуков Э.Р., его родители, сестра) имеют разные бюджеты, следовательно, не являются членами одной семьи, в результате чего учету в составе доходов семьи Тейфукова Э.Р. не подлежат доходы его отца Тейфукова Рустема, в данном случае в виде принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью более 0,6 га.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции признал право Тейфукова Э.Р. на государственную социальную помощь в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
Рассматривая дело по апелляционной жалобе органа социальной защиты населения Бахчисарайского района на решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тейфукова Э.Р. отказал.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Тейфукова Э.Р., суд апелляционной инстанции сослался на то, что поскольку жилой дом, в котором зарегистрирован истец Тейфуков Э.Р., его супруга и дети, принадлежит на праве собственности его отцу Тейфукову Р., соответственно, с его разрешения истец, его супруга и несовершеннолетние дети вселились и проживают в данном домовладении наряду с родителями истца и его сестрой, Тейфукову Р. на праве собственности принадлежит также земельный участок площадью больше 0,6 га, то оспариваемый отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым является обоснованным. Истцом при обращении к ответчику не было представлено надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение того, что Тейфуков Р. (отец) не является членом семьи истца.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание документы, представленные истцом в подтверждение своей позиции по делу.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о непроведении ответчиком комиссионного обследования с целью проверки факта раздельного проживания и ведения раздельного хозяйства Тейфуковым Э.Р. и его родителями и сестрой, указав на отсутствие такой обязанности у Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебное постановление суда апелляционной инстанции, не установила нарушения либо неправильного применения этим судом норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь оказывается в целях в том числе поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации 1, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения (абзацы первый, второй, шестой и седьмой статьи 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
------------------------------
1 В абзац второй статьи 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" внесены изменения Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 342-ФЗ. С 1 января 2024 г. названный абзац действует в следующей редакции: "Поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
------------------------------
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть первая статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (абзац второй части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В целях реализации положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в субъекте Российской Федерации - Республике Крым принят Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" (далее также - Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014), статьей 1 которого предусмотрено, что государственная социальная помощь в соответствии с данным законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 определено, что государственная социальная помощь в соответствии с данным законом оказывается в виде выплаты социального пособия и пособия на основании социального контракта.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым и назначается на основании заявления гражданина, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (часть 3 статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014).
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым (часть 6 статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. N 587 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее также - Порядок).
Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (пункт 2 Порядка).
В пункте 4 Порядка перечислены случаи, когда социальное пособие не назначается.
Так, абзацем четвертым пункта 4 Порядка предусмотрено, что пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65- летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0,6 га.
На основании абзаца десятого пункта 7 Порядка заявитель имеет право по собственной инициативе представить иные сведения и документы, влияющие на рассмотрение вопроса о предоставлении пособия.
В пункте 9 Порядка предусмотрены документы, прилагаемые к заявлению для назначения и выплаты пособия.
Решение органа социальной защиты населения об отказе в назначении пособия может быть обжаловано в суде (пункт 30 Порядка).
Органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия (абзац первый пункта 40 Порядка в редакции, действовавшей на день подачи Тейфуковым Э.Р. заявления в орган социальной защиты населения - 9 апреля 2021 г.) 1.
------------------------------
1 С 30 апреля 2021 г. абзац первый пункта 40 действует в новой редакции: "Органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия".
------------------------------
На основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (абзацы первый и второй пункта 17 Порядка).
Статьей 3 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ) установлено, что орган социальной защиты населения вправе проверить сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, в том числе о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства.
Статьей 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы 2.
------------------------------
2 В статью 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 342-ФЗ внесены изменения. С 1 января 2024 г. данная статья действует в новой редакция, исключающей из состава семьи для целей этого закона, в частности, родителей: "В состав семьи, определяемый на дату подачи заявления об оказании государственной социальной помощи и учитываемый при назначении государственной социальной помощи, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, подавший заявление об оказании государственной социальной помощи, супруг (супруга) заявителя, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам)".
------------------------------
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым - следует:
- оказание социальной помощи малоимущим семьям является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни малоимущих семей. К числу таких мер относится государственная социальная помощь в виде выплаты социального пособия проживающим на территории Республики Крым малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым;
- указанная государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым на основании заявления гражданина установленной формы с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности и с приложением необходимых документов. Заявитель имеет право по собственной инициативе представить иные сведения и документы, влияющие на рассмотрение вопроса о предоставлении социального пособия;
- социальное пособие предоставляется малоимущей семье исходя из среднедушевого дохода данной семьи. Орган социальной защиты населения проводит проверку представленных заявителем сведений, в том числе о доходе семьи, и для этого вправе проверить информацию о составе семьи, совместном проживании членов семьи и ведении ими совместного хозяйства. Проверка представленных заявителем сведений проводится органами социальной защиты населения не только путем направления межведомственных запросов, но и в иных формах в зависимости от возникшей ситуации, касающейся заявителя;
- правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, определяющее механизм реализации гражданами права на получение социального пособия, не допускает формального подхода при принятии органами социальной защиты населения соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении социального пособия или об отказе в его предоставлении). Такое понимание правового регулирования данных отношений соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П);
- в случае возникновения спора между гражданином и органом социальной защиты населения по вопросу предоставления социального пособия, об отказе в его предоставлении орган социальной защиты населения обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности действий органа социальной защиты населения по отношению к гражданину при реализации им права на государственную социальную помощь. Иной подход приводил бы к искажению целей и задач государственной социальной помощи малоимущим семьям и к возможности произвольного применения норм, регулирующих отношения по предоставлению названной социальной помощи, со стороны органа социальной защиты населения.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым удовлетворены исковые требования Тейфукова Э.Р. о признании незаконным и об отмене решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13 апреля 2021 г. об отказе Тейфукову Э.Р. в назначении ежемесячной государственной социальной помощи в виде социального пособия, признании за ним права на государственную социальную помощь в виде социального пособия, об обязании ответчика назначить ему данное пособие, и принимая новое решение по делу об отказе в удовлетворении названных исковых требований, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Департамента, нормы, регулирующие порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания ее малоимущей и оказания ей государственной социальной помощи, к спорным отношениям применил неправильно.
Суд апелляционной инстанции признал оспариваемый отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым в назначении социального пособия обоснованным, исходя только из факта регистрации Тейфукова Э.Р., его супруги и их несовершеннолетних детей вместе с его отцом, матерью и сестрой по одному адресу в одном жилом доме, принадлежащем на праве собственности отцу Тейфукова Э.Р., со ссылкой на положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, не приняв во внимание нормы, регулирующие порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания ее малоимущей и оказания ей государственной социальной помощи.
Между тем согласно статье 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (в редакции, действовавшей на день подачи Тейфуковым Э.Р. заявления в орган социальной защиты населения - 9 апреля 2021 г.) лица, связанные родством и (или) свойством, в частности родители включаются в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода этой семьи при условии их совместного проживания и ведения совместного хозяйства.
Суд первой инстанции с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ установил обстоятельства, необходимые для разрешения исковых требований Тейфукова Э.Р., и определил их в качестве имеющих значение для дела, а именно установил факт раздельного ведения хозяйства истцом Тейфуковым Э.Р., его супругой Тейфуковой Э.А., их несовершеннолетними детьми с родителями истца - Тейфуковым Р. (отцом), Тейфуковой Э.С. (матерью) и сестрой Османовой Л.Р.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции в нарушение приведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не осуществил предоставленные ему полномочия по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, не установив иных, чем суд первой инстанции, обстоятельств по делу, указал, что представленные Тейфуковым Э.Р. документы, о том, что он и его отец Тейфуков Р. не являются членами одной семьи, не могут быть расценены в качестве бесспорных доказательств, подтверждающих этот факт.
При этом суд апелляционной инстанции в нарушение положений статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предложил истцу представить дополнительные доказательства, свидетельствующие о том, что он и его отец Тейфуков Р. не являются членами одной семьи, а ответчика - Департамент труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым - освободил от обязанности представить доказательства, подтверждающие правомерность отказа в назначении Тейфукову Э.Р. социального пособия на основании абзаца четвертого пункта 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. N 587.
Указание суда апелляционной инстанции об отсутствии у Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым обязанности проводить обследование условий проживания заявителя для определения состава малоимущей семьи противоречит не только положениям абзаца второго части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" о дополнительной проверке органом социальной защиты населения сведений, представленных заявителем, но и нормам имеющегося в материалах дела Положения о Департаменте 1, возлагающим именно на Департамент обязанности по организации предоставления социальных пособий малоимущим семьям (пункт 3.2.1), а также в целом задачам социального государства, направленным на создание условий для обеспечения граждан мерами государственной социальной поддержки.
------------------------------
1 Утверждено решением 6 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного Совета от 15 декабря 2014 г., действовало на день подачи Тейфуковым Э.Р. заявления в орган социальной защиты населения - 9 апреля 2021 г. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции действовало новое Положение о Департаменте труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденное решением 40 сессии Бахчисарайского районного Совета 2 созыва от 23 мая 2022 г. (опубликовано на официальном сайте Департамента в сети "Интернет"), в соответствии с которым на Департамент возложены функции, в частности, по проведению обследования материально-бытового состояния семьи, претендующей на назначение пособия малоимущим семьям (пункт 3.1.8).
------------------------------
Суд первой инстанции в отличие от суда апелляционной инстанции, исходя из действующего правового регулирования отношений по оказанию государственной помощи малоимущим семьям, оценив имеющиеся в деле доказательства, признал отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым в назначении Тейфукову Э.Р. социального пособия по мотиву принадлежности земельного участка общей площадью свыше 0,6 га на праве собственности Тейфукову Р. (отцу Тейфукова Э.Р.) противоречащим нормам материального права, отметив, что ответчиком - Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым - в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих позицию истца и подтверждающих то обстоятельство, что Тейфуков Р. является членом семьи Тейфукова Э.Р., и, соответственно, дающих основание для признания названного отказа правомерным.
Приведенное выше свидетельствует о том, что у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Тейфукова Э.Р., а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Тейфукова Э.Р. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1 - 3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 г. по делу N 2-152/2022 Бахчисарайского районного суда Республики Крым отменить.
Оставить в силе решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 г. по указанному делу.
Председательствующий |
Л.М. Пчелинцева |
Судьи |
С.В. Фролкина |
|
М.А. Жубрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2023 г. N 127-КГ23-19-К4
Опубликование:
-