г. Краснодар |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А53-41974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьева Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Федеральной антимонопольной службы (ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663) - Парнаса О.В. (доверенность от 11.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов - 14" (ИНН 6168081770, ОГРН 1026104368047) - Чакряна А.А. (доверенность от 09.10.2020), с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Ростовской области, посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А53-41974/2021, установил следующее.
ООО "Комбинат строительных материалов - 14" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) от 24.11.2021 по делу N 22/04/14.32-51/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 14 031 400 рублей административного штрафа.
Решением суда от 01.04.2022 постановление антимонопольного органа от 24.11.2021 по делу N 22/04/14.32-51/2021 изменено в части назначения административного штрафа, штраф уменьшен до 7 015 700 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2022 решение суда от 01.04.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления общества. Суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ. При этом суды необоснованно применили положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Факт тяжелого финансового положения общества не подтвержден материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы антимонопольного органа.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Поскольку доводы кассационной жалобы сводятся исключительно к отсутствию оснований для применения положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судебные акты подлежат проверке в пределах названных доводов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 22/04/14.32-51/2021 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления явилось принятие антимонопольным органом решения от 11.06.2021 по делу N 22/01/17-112/2020, которым установлен факт нарушения заявителем и Южным таможенным управлением при проведении электронного аукциона N 0158100019719000072 пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое могло привести к ограничению конкуренции при проведении электронного аукциона и созданию для общества преимущественных условий.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-141153/2021, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 и Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2022, в удовлетворении требований заявителю о признании решения антимонопольного органа недействительным отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2022 по делу N 305-ЭС22-15022 Южному таможенному управлению и обществу в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
16 июля 2021 года обществу направлено уведомление о возбуждении дела N 22/04/14.32-51/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Постановлением от 24.11.2021 по делу N 22/04/14.32-51/2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 14 031 400 рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 14.32 КоАП РФ, статьями 4, 17 Закона о защите конкуренции, разъяснениями, изложенными в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", и исходили из наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, его последствия, имущественное положение общества, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суды пришли к выводу о возможности в рассматриваемом случае снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 7 015 700 рублей.
Доводы антимонопольного органа об отсутствии оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд округа отклоняет ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
По смыслу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания по правилам 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Установление и оценка обстоятельств относится к исключительной компетенции нижестоящих судов.
При этом в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не переоценивает установленные судами первой или апелляционной инстанций доказательства и не устанавливает новые обстоятельства.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А53-41974/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
По смыслу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания по правилам 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2022 г. N Ф08-9988/22 по делу N А53-41974/2021