г. Краснодар |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А61-2517/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от истца - заместителя прокурора Республики Северная Осетия - Алания - Габибова Д.Г. (удостоверение), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания - Мухаммедовой М.Н. (доверенность от 08.06.2022), третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания - Кумаритовой Г.Х (доверенность), в отсутствие ответчиков: администрации местного самоуправления города Владикавказа, муниципального казенного учреждения "Владикавказский городской "Лес-Экология"", третьих лиц: Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А61-2517/2020, установил следующее.
Заместитель прокурора Республики Северная Осетия - Алания (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации местного самоуправления города Владикавказа (далее - администрация), МКУ "Владикавказский городской "Лес-Экология"" (далее - учреждение) о признании за Российской Федерацией права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0022101:17 общей площадью 52 047 кв. м, 15:09:0022101:18 общей площадью 131 863 кв. м, 15:09:0022101:19 общей площадью 1 004 255 кв. м, 15:09:0022101:21 общей площадью 274 090 кв. м, 15:09:0022101:22 общей площадью 68 715 кв. м, расположенные по адресу: г. Владикавказ, район Сапицкой будки;
на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0032901:145 общей площадью 70 727 кв. м, 15:09:0032901:144 общей площадью 548 984 кв. м, 15:09:0032901:146 общей площадью 193 836 кв. м, 15:09:0033001:26 общей площадью 2 272 022 кв. м, 15:09:0033001:27 общей площадью 1 498 422 кв. м, расположенные по адресу:
г. Владикавказ, Редантское лесничество, кварталы 3, 7, 8, 10, 19, 20, 21, 22; на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0033311:13 общей площадью 132 651 кв. м, 15:09:0033311:14 общей площадью 86 969 кв. м, 15:09:0033501:46 общей площадью 931 512 кв. м, расположенные по адресу: г. Владикавказ, пос. Редант; истребовании из незаконного владения учреждения спорных земельных участков, передав их управлению по акту приема-передачи (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - регистрационная служба).
Решением от 03.03.2022 (с учетом исправительного определения от 31.05.2022), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2022, заявленные требования удовлетворены частично: признано право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0022101:17 общей площадью 52 047 кв. м, 15:09:0022101:18 общей площадью 131 863 кв. м, 15:09:0022101:19 общей площадью 998 728 кв. м, 15:09:0022101:21 общей площадью 274 090 кв. м, 15:09:0022101:22 общей площадью 68 715 кв. м, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, район Сапицкой будки; на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0033001:26 общей площадью 2 243 583 кв. м, 15:09:0033001:27 общей площадью 1 245 623 кв. м, 15:09:0032901:144 общей площадью 533 416 кв. м, 15:09:0032901:145 общей площадью 66 394 кв. м, 15:09:0032901:146 общей площадью 186 635 кв. м, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, городское лесничество, Редантское лесничество; на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0033311:13 общей площадью 132 651 кв. м, 15:09:0033311:14 общей площадью 86 969 кв. м, 15:09:0033501:46 общей площадью 835 555 кв. м, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пос. Редант; спорные земельные участка истребованы из владения учреждения в казну Российской Федерации в лице территориального управления; на учреждение возложена обязанность передать данные участки по акту приема-передачи. Суды исходили из того, что Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия - Алания не издавались распоряжения, на основании которых земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования городской округ "Город Владикавказ" утратили данный статус. При расширении границ города Владикавказа установленная законом процедура перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли поселений не проведена, поэтому собственником спорных участков общей площадью 12 535 га является Российская Федерация. Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2021 по делу N 3а-4/2021 признаны недействующими с 07.07.2020 генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением Собрания представителей г. Владикавказа от 31.05.2011 N 24/22 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ г. Владикавказ", в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2020 N 13 "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки с внесенными изменениями городского округа г. Владикавказ" в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. Администрация неправомочна была распоряжаться данными земельными участками и передавать их учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не принят, исходя из того, что датой начала течения срока исковой давности на основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) является дата установления прокурорской проверкой факта нарушения - нахождения имущества в отсутствие правовых оснований во владении ответчиков, установленного заключением "Воронежлеспроект" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 03.08.2020.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 03.03.2022 и постановление апелляционного суда от 18.05.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что истцом не представлено доказательств отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Нарушение порядка перевода земель лесного фонда не может являться безусловным основанием для истребования из чужого незаконного владения и признания права федеральной собственности на спорные земельные участки, тем более что ранее действовавший генеральный план муниципального образования г. Владикавказ прошел публичные слушания, получил положительное заключение прокуратуры, на момент его утверждения никаких замечаний и нарушений со стороны республиканских и федеральных органов власти не поступало. Суды неправомерно отклонили довод администрации о пропуске истцом срока исковой давности. Решение о признании недействительными в части генеральных планов города не влечет за собой автоматическое исключение спорных участков из земель населенных пунктов и не подтверждает довод истца о незаконности владения ответчиком спорными землями. Администрация, передав участки специально созданному учреждению для защиты, охраны, воспроизводства городских лесов, не использовала их для собственных нужд.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, отметив, что специфика владения земельными участками публично-правовым образованием состоит в том, что публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт владения, исключающий возможность владения иных лиц, достаточно доказать факт наличия свободного доступа на участок. Администрация не имела законных оснований для закрепления спорных земель на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением, поскольку не является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества; управление не могло знать о формировании ответчиком земельных участков из земель лесного фонда и закреплении их за учреждением.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса (далее - Кодекс) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания.
В судебном заседании представители сторон, присутствующие в арбитражном суде, обеспечивающем видеоконференц-связь, поддержали доводы отзывов.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (арбитражный суд, организующий проведение судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи) не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзывах, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Законом Республики Северная Осетия - Алания от 05.03.2011 N 10-РЗ "Об установлении границ муниципального образования город Владикавказ, наделение его статусом городского округа" муниципальное образование город Владикавказ, включающее в себя населенные пункты: город Владикавказ, поселок Заводской, село Балта, село Нижний Ларс, село Верхний Ларс, село Чми, село Эзми, поселок Редант, наделено статусом городского округа.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования городского округа г. Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей г. Владикавказа от 31.05.2011 N 24/22, вся территория муниципального образования отнесена к землям населенных пунктов (29 061 га), при этом земли лесного фонда, ранее находившиеся в ведении Орджоникидзевского (Владикавказского) и Терского лесхозов, переведены в земли населенных пунктов. В связи с изменением категории земель лесного фонда на земли населенных пунктов изменился статус лесных земель: они стали "неразграниченными", муниципальное образование распорядилось ими по своему усмотрению.
В соответствии с постановлением администрации от 22.06.2012 N 1045 из земель населенных пунктов учреждению для благоустройства территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городской лесопарковой зоны в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, в том числе: 15:09:0022101:17; 15:09:0022101:18; 15:09:0022101:19; 15:09:0022101:21; 15:09:0022101:22; 15:09:0033001:26; 15:09:0033001:27; 15:09:0032901:144; 15:09:0032901:145; 15:09:0032901:146; 15:09:0033311:13; 15:09:0033311:14; 15:09:0033501:46.
Право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками зарегистрировано учреждением в установленном законом порядке.
В ходе проведенной прокуратурой проверки получено заключение "Воронежлеспроект" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 03.08.2020 о полном либо частичном пересечении (наложении) спорных земельных участков с иной категорией земель на земли лесного фонда, в котором указано, что земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, район Сапицкой будки, с кадастровыми номерами 15:09:00022101:17; 15:09:00022101:18; 15:09:00022101:19; 15:09:00022101:21; 15:09:00022101:22 пересекаются с землями лесного фонда - лесными участками, расположенными по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Городское лесничество, Балтинское участковое лесничество. Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Городское лесничество, Редантское лесничество с кадастровыми номерами 15:09:0033001:26; 15:09:0033001:27; 15:09:0032901:144; 15:09:0032901:145; 15:09:0032901:146 пересекаются с землями лесного фонда - лесными участками, расположенными по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Городское лесничество, Редантское участковое лесничество. Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пос. Редант, с кадастровыми номерами 15:09:0033311:13; 15:09:0033311:14; 15:09:0033501:46 пересекаются с землями лесного фонда - лесными участками, расположенными по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Городское лесничество, Редантское участковое лесничество.
Полагая, что зарегистрированным правом постоянного (бессрочного) пользования нарушены права Российской Федерации как собственника спорных земельных участков, прокурор и управление обратились в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения предусмотрено статьей 52 Кодекса.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 8 Земельного кодекса установлено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В свою очередь, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района, отображающих границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (статья 84 Земельного кодекса).
Пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса установлено, что включение земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения определен статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Проект генерального плана, схемы территориального планирования подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2013 N ВАС-8236/13).
В силу части 3 статьи 69 Кодекса, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора в части. Суды установили, что Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия - Алания не издавались распоряжения, на основании которых земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования городской округ "Город Владикавказ", утратили данный статус. При расширении границ города Владикавказа установленная законом процедура перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли поселений не проведена, поэтому собственником спорных участков является Российская Федерация. Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2021 по делу N 3а-4/2021 признаны недействующими с 07.07.2020 генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением Собрания представителей г. Владикавказа от 31.05.2011 N 24/22 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ г. Владикавказ", в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2020 N 13 "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки с внесенными изменениями городского округа г. Владикавказ" в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. Администрация неправомочна распорядилась данными земельными участками, передав их учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Началом течения срока исковой давности является дата установления прокурорской проверкой факта нарушения - нахождения имущества в отсутствие правовых оснований во владении ответчиков (заключение "Воронежлеспроект" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 03.08.2020).
Материалы дела изучены судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А61-2517/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора в части. Суды установили, что Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия - Алания не издавались распоряжения, на основании которых земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования городской округ "Город Владикавказ", утратили данный статус. При расширении границ города Владикавказа установленная законом процедура перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли поселений не проведена, поэтому собственником спорных участков является Российская Федерация. Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2021 по делу N 3а-4/2021 признаны недействующими с 07.07.2020 генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением Собрания представителей г. Владикавказа от 31.05.2011 N 24/22 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ г. Владикавказ", в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2020 N 13 "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки с внесенными изменениями городского округа г. Владикавказ" в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. Администрация неправомочна распорядилась данными земельными участками, передав их учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Началом течения срока исковой давности является дата установления прокурорской проверкой факта нарушения - нахождения имущества в отсутствие правовых оснований во владении ответчиков (заключение "Воронежлеспроект" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 03.08.2020).
Материалы дела изучены судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2022 г. N Ф08-8876/22 по делу N А61-2517/2020