г. Краснодар |
|
23 сентября 2022 г. |
Дело N А63-15104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Конопатова В.В. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ИНН 2636803134, ОГРН 1112651035463), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Левиной Валентины Анатольевны (ИНН 263600074927, ОГРН 304263522400414), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А63-15104/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене предупреждения от 30.08.2021 N 17 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Левина В.А. направила в адрес общества обращение от 17.06.2021 N 4 с предложением заключить дополнительное соглашение к договору от 30.03.2020 N 01_01_05202 на коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление), и внести соответствующие изменения в договор.
Согласно ответу общества в письме от 25.06.2021 N 01-06-7298 на обращение предпринимателя возможность внести изменения в договор в части осуществления коммерческого учета ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, расположенных на контейнерной площадке, отсутствует, в связи с тем, что потребитель не осуществляет раздельное накопление ТКО и не имеет индивидуальной контейнерной площадки.
Предприниматель обратилась в антимонопольный орган с жалобой об уклонении общества заключить дополнительное соглашение к договору в части изменений способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов, исходя из объема и количества контейнеров, расположенных на контейнерной площадке.
По результатам рассмотрения обращения предпринимателя антимонопольным органом выдано обществу предупреждение от 30.08.2021 N 17 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер, направленных на устранение допущенного нарушения, в виде повторного рассмотрения заявления и осуществления перехода на указанный предпринимателем способ определения объемов ТКО.
Общество, не согласившись с указанным предупреждением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016 судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов.
Пункт 8 Правил N 505 регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора и накопления ТКО.
Отсутствие организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение предпринимателя расположено в многоквартирном доме по адресу: г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова 23.
Согласно предоставленной справке товарищества собственников жилья "Авангард" от 31.03.2020 N 2 возражения собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, против установки мусорного контейнера предпринимателя рядом с основным мусорным контейнером отсутствуют.
В соответствии с представленным в материалы дела письмом от 01.04.2020 N 05/1-14/05-4867 комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя согласовал установку предпринимателем контейнера на предложенном месте, соответствующие изменения сведений в отношении площадки накопления ТКО внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории города Ставрополя.
Исходя из этого, условия для перехода на иной порядок учета объема твердых коммунальных отходов и соответствующих расчетов за услуги по его вывозу в данном случае предпринимателем соблюдены.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А63-15104/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов.
Пункт 8 Правил N 505 регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора и накопления ТКО.
Отсутствие организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 сентября 2022 г. N Ф08-9444/22 по делу N А63-15104/2021