г. Краснодар |
|
26 сентября 2022 г. |
Дело N А53-37289/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры" города Ростова-на-Дону (ИНН 6164294858 ОГРН 1026103050600) - Цечоева Г.В. (доверенность от 27.12.2021), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517 ОГРН 1026103280060), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 10642 0, 07988 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А53-37289/2021,
Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры" города Ростова-на-Дону (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 06.09.2021 N 58-23-10/23-11355.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано по мотиву наличия у управления оснований для выдачи предписания об устранении всех выявленных в деятельности учреждений нарушений.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось учреждение, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить его требование. Указывает, что не совершало вмененные ему в предписании нарушения, действовало с учетом установленных строительных смет и расчетов.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя учреждения, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление по результатам проведения плановой выездной проверке соблюдения учреждением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", результаты которой зафиксированы выдало 06.09.2021 предписание N 58-23-10/23-11355 о принятии мер по возмещению причиненного Российской Федерации 229 153 рулей 74 копеек ущерба до 11.02.2022.
Названный ущерб причинен при исполнении учреждением заключенного между ним и Министерством транспорта Ростовской области и Администрацией города Ростова-на-Дону соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета Ростовской области местному бюджету городского округа город Ростова-на-Дону Ростовской области от 18.04.2019 N 60701000-1-2019-019 (далее - соглашение от 18.04.2019 N 60701000-1-2019-019) о предоставлении из бюджета Ростовской области в 2019 - 2021 годах бюджету городского округа города Ростов-на-Дону иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в рамках подпрограммы "Развитие транспортной инфраструктуры Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы" (далее - иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству транспорта Ростовской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов на строительство, реконструкцию и ремонт муниципальных объектов транспортной инфраструктуры. К соглашению от 18.04.2019 N 60701000-1-2019-019 заключено три дополнительных соглашения: 25.06.2019 N 60701000-1-2019-019/1, 23.12.2019 N 60701000-1-2019-019/2, 12.03.2020 N 60701000-1-2019-019/3.
Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету для финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (пункт 1.2. Соглашения от 18.04.2019 N 60701000-1-2019-019). При его исполнении учреждение в 2019 году в числе других заключило с акционерным обществом "Ростовавтомост" муниципальный контракт от 18.12.2019 N 160 на выполнение работ по реконструкции путепровода через железнодорожные пути по ул. Малиновского (с реконструкцией автомобильной дороги от ул. Факельная до ул. Типографская) сроком выполнения с даты заключения контракта до 21.12.2021, сметная стоимость строительства объекта составляет 2 646 621 130 рублей с НДС 20% в уровне цен 1 квартала 2019 года.
По результатам проверки выявлено, что учреждение приняло по актам приемки выполненных работ (форма КС-2) и оплатило работы по устройству специального ограждения строительного городка, стоимость которых учитывалась в накладных расходах, что привело к неправомерному расходованию 268 231 рублей (в том числе за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета (113 193 рублей 48 копеек) доля межбюджетного трансферта 42,199999996305200%)). Суд согласился с доводами управления о том, что ограждение строительного городка при выполнении работ по реконструкции путепровода через железнодорожные пути на спорном объекте не является специальным или архитектурно оформленным ограждением. В пункте 8.3 "Организация строительной площадки" проектной документации (том 5.1.1, раздел 5 "Проект организации строительства", лист 40) указано, что территория строительных площадок огораживается забором. Необходимость установки архитектурно оформленного ограждения, а также обеспечение им специальных функций, связанных с особо строгим контрольно-пропускным режимом, в проектной документации отсутствует. Расположение строительного городка и его ограждения в черте города не означает принадлежность такого ограждения к специальным или архитектурно оформленным, не влечет включение стоимости ограждения в состав затрат на титульные временные здания и сооружения. Нанесение рекламной информации на ограждение также не порождает возникновение у него признаков архитектурно оформленного.
Суд правомерно сослался на пункт 23 приложения 7 МДС 81.35-2004, относящий к титульным временным зданиям и сооружениям, которые учтены сметными нормами Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (далее - ГСН 81-05-01-2001); пункт 23 приложения 2 "Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм" ГСН 81-05-01-2001, учитывающий в составе сметных норм специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах; ГОСТ Р 58967-2020 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ", не относящий к ограждениям специальных и архитектурно-оформленных ограждений; пункт 6 Приложения 3 ГСН 81-05-01-2001; пункт 2 раздела III Приложения 6 "Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве" 6 МДС 81-33.2004 "Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве", где заборы и ограждения отнесены к части накладных расходов в строительстве как связанные с организацией работ на строительных площадках, ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств. Проанализировав перечисленные нормы, суд обоснованно счел вывод управления о том, что стоимость ограждения строительного городка, не являющегося специальным и архитектурно оформленным, оплачивается за счет накладных расходов и не подлежит включению в расчет затрат за титульные временные здания и сооружения. Тем самым учреждение нарушило пункт 7 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункт 4.2.4 муниципального контракта от 18.12.2019 N 160.
Суд проверил и правомерно отклонил ссылки учреждения о том, что ограждение строительного городка, расположенного в городской черте, состоящее из металлических стоек и профлиста, относится к титульным временным зданиям, поскольку ни в одном из перечисленных нормативных документов, регулирующих обоснованность расходования средств (и в пункте 23 приложения 2 ГСН 81-05-01-2001) отсутствуют разъяснения на виды материалов, используемых при возведении заборов и ограждений. Довод жалобы в этой части не основан на нормах права.
Суд также установил, что по актам освидетельствования скрытых работ (далее - акт ОСР) следует, что в нарушение пункта 7 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 4.2.4 муниципального контракта от 18.12.2019 N 160 учреждение при реконструкции путепровода через железнодорожные пути по ул. Малиновского (с реконструкцией автомобильной дороги от ул. Факельная до ул. Типографская) в 2020 году приняло по актам о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 27.03.2020 N 1.4, 24.04.2020 N 2.1, 26.06.2020 N 5.3, 27.07.2020 N 6.2 и оплатило завышенный объем бетона (172 887 рублей), в том числе за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета (110 656 рублей 14 копеек, доля 64,004892535431800%). Предъявленные к оплате акты не соответствуют актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), видам и объемам работ и затрат фактически выполненным работам. При этом суд проанализировал в совокупности и взаимосвязи акты ОСР на бетонирование ростверков опоры, исполнительные схемы, копии документов о качества бетонной смеси, акты об изготовлении контрольных бетонных образцов партии, копии протокола испытания бетонных образцов, фотоматериалы, исполнительную документацию (в том числе журналы общих и бетонных работ, акты КС-2), сравнив объемов бетонной смеси в актах КС-2 и в исполнительной документации (паспорта качества) о фактически примененном объеме бетона, выявил разницу в количестве материала. Суд указал, что документами о качестве бетонной смеси заданного качества партии не подтверждается факт приобретения бетона в том объеме (количестве), который принят в актах КС-2 и оплачен. Объем бетона, примененного при устройстве конструкций моста, документально не подтвержден в оплаченном объеме (172 887 рубля с НДС 20%).
Суд проверил и отклонил доводы учреждения на локальные ресурсные ведомости ГЭСН 30-01-010, ГЭСН 30-01-023, отметив, что нарушение заключается не факте применения нормы расхода материала 2% (сборник ГЭСН-30 (мосты и трубы)), а в принятии к оплате актов КС-2, где отражен расход материалов, поставка которых в названном объеме не подтверждена паспортами качества или другими документами о фактическом объеме.
Соглашаясь с выводами управления о неправомерном принятии учреждением по муниципальному контракту от 18.12.2019 N 160 (пункт 13 акта о приемке выполненных работ от 27.07.2020 N 6.3) и оплате затрат по оборудованию строительной площадки двумя ip-камерами видеотрансляции (12 569 рублей) за счет средств на возведение временных зданий и сооружений, суд обоснованно учел пункт 1.1 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружении", и введенный постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы (пункт 1.4. Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения (пункт 3.2). Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4. Следовательно, нормами затрат на временные здания и сооружения расходы на создание системы видеонаблюдения на строительной площадке не предусмотрены.
Иные, кроме неправомерного вменения ему завышения объема использованного при строительстве бетона, включении стоимости ограждения не в состав накладных расходов, учреждение в своей кассационной жалобе (как и в апелляционной) не приводит. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых им судебных актов проверяется исходя из доводов жалобы. Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А53-37289/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашаясь с выводами управления о неправомерном принятии учреждением по муниципальному контракту от 18.12.2019 N 160 (пункт 13 акта о приемке выполненных работ от 27.07.2020 N 6.3) и оплате затрат по оборудованию строительной площадки двумя ip-камерами видеотрансляции (12 569 рублей) за счет средств на возведение временных зданий и сооружений, суд обоснованно учел пункт 1.1 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружении", и введенный постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы (пункт 1.4. Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения (пункт 3.2). Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4. Следовательно, нормами затрат на временные здания и сооружения расходы на создание системы видеонаблюдения на строительной площадке не предусмотрены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2022 г. N Ф08-10264/22 по делу N А53-37289/2021