г. Краснодар |
|
26 сентября 2022 г. |
Дело N А25-739/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830) - Шебзухова А.А. (доверенность от 29.11.2021), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Весна" (ИНН 0919005118, ОГРН 1150919000220), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А25-739/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконным решения от 16.03.2021 по делу N 009/06/106-54/2021 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - оспариваемое решение).
Решением суда от 13.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2022, заявленные требования удовлетворены. Суды признали недействительным и отменили оспариваемое решение. Судебные акты мотивированы тем, что решение управления не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и нарушает права общества.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.12.2021 и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2022, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества будет отказано. Податель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и не полностью выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, а также, что не учли судебную практику судов вышестоящей инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа общество не представило.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заказчиком - Республиканским государственным казенным учреждением "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесскавтодор"" (далее - заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ЕИС) - www.zakupki.gov.ru. 12.02.2021 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179200001921000069 на выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги межмуниципального значения ЧеркесскХабез подъезд к МЦО Архыз участками на км 23+380-27+000; 28+320-30+700 в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Начальная (максимальная) цена контракта - 203 614 674 рубля.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.03.2021 в 08:00.
На участие в открытом конкурсе в электронной форме поступила 1 (одна) заявка от участника закупки ООО ИСК "Кубанское":
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.03.2021 победителем открытого конкурса стал единственный участник открытого конкурса ООО ИСК "Кубанское".
Заказчиком в пункте 4.1 приложения 1 к Разделу 2 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников:
Стоимостной критерий - "Цена контракта, значимость критерия 60%".
Нестоимостной критерий - "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия 40%".
Для оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса" используется показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров), значимость показателя: 100%".
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
Суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, по контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и исполненным за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Документы, подтверждающие соответствие данному показателю:
- копия исполненного (завершенного) контракта (договора на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства, включая дополнительные соглашения к такому контракту (договору) (при их наличии);
- копия акта (актов) сдачи-приемки выполненных работ, содержащего (их) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗЩ "О бухгалтерском учете" и подтверждающего (их) исполнение контракта (договора) в полном объеме;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (при их наличии), в том числе приложениями к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью.
К оценке не принимаются: контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными); контракты (договоры), сведения о которых в составе заявки представлены не в полном объеме (отсутствуют частично или в полном объеме документы, подтверждающие соответствие данному показателю).
Отсутствие информации и/или отсутствие подтверждающих документов, оценивается в 0 баллов.
Не согласившись с порядком определения оценки по вышеуказанному показателю, 09.03.2021 общество обратилось в управление с жалобой на действия заказчика при осуществлении закупки.
По результатам рассмотрения жалобы управление 16.03.2021 приняло решение о признании жалобы общества необоснованной.
Полагая, что решение управления является незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило в арбитражном суде решение управления.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили положения статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 32, 54.3 Закона N 44-ФЗ, Закона N 223-ФЗ, Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, и мотивированно удовлетворили заявление общества, исходя из следующего.
Суды верно указали, что такой критерий оценки заявок показателя, как наличие у участника закупки опыта по выполнению работ исключительно по государственным (муниципальным) контрактам, нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ в соответствии с Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ.
Суды верно исходили из того, что ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах эти работы выполняются - публичных или частных. Предложенный заказчиком критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ в соответствии с Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение такого критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного выполнения работ не в соответствии с Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, конкурсная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивали права участников закупки.
Основанный на совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц вывод судов согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778 и от 01.04.2022 N 308-ЭС21-27916.
Суды критически оценили доводы управления о том, что общество не являлось участником закупки, поэтому не вправе обжаловать в управление действия заказчика. При этом суды указали, что в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и в силу части 3 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
Как установили суды, общество подало жалобу на положения конкурсной документации до окончания срока подачи заявок. Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ являясь потенциальным участником закупки, общество усмотрело нарушение его прав установленным в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме порядком определения оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и правомерно обжаловало его в управление.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о том, что оспариваемое решение управления не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ и нарушает права общества как потенциального участника закупки.
Ссылка управления в обоснование своей позиции на иную судебную практику не принимается судом округа, поскольку приведенные в жалобе судебные акты приняты по конкретным обстоятельствам и представленным доказательствам, не идентичным с рассматриваемым делом.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А25-739/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды, общество подало жалобу на положения конкурсной документации до окончания срока подачи заявок. Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ являясь потенциальным участником закупки, общество усмотрело нарушение его прав установленным в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме порядком определения оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и правомерно обжаловало его в управление.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о том, что оспариваемое решение управления не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ и нарушает права общества как потенциального участника закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2022 г. N Ф08-10092/22 по делу N А25-739/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1399/2023
26.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-13/2022
26.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10092/2022
08.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-13/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-739/2021