г. Краснодар |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А32-886/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар - Вареникова Н.Н. (доверенность от 10.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Краснодаравтотранс" - Бедросовой А.С. (доверенность от 28.02.2022), рассмотрев кассационную жалобу департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2022 по делу N А32-886/2022, установил следующее.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился в арбитражный суд Краснодарского края к ООО "Краснодаравтотранс" (далее - общество) о досрочном прекращении действий: свидетельства об осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах МО г. Краснодар N 131А "Центральный колхозный рынок - поселок Белозерный" от 11.12.2018 серии 000001 N 000106, действующего до 10.12.2023; свидетельства об осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах МО г. Краснодар N 7 "Аэропорт - Поселок им. Демьяна Бедного" от 12.12.2020 серии 000001 N 000322, действующего до 30.11.2023; свидетельства об осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах МО г. Краснодар N 8 "Автовокзал "Южный" - поселок 1-го отделения учхоза "Кубань" от 19.01.2019 серии 000001 N 000184, действующего до 10.12.2023; свидетельства об осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах МО г. Краснодар N 20 "Ул. им. Толбухина - железнодорожный вокзал "Краснодар-1" от 11.12.2021 серии 000001 N 000105, действующего до 10.12.2023.
Решением суда от 24.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что указанные нарушения носят устранимый характер, что не свидетельствует о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства. Кроме того, суд первой инстанции установил, что общество неоднократно обращалось в департамент об изменении схемы движения по маршрутам N N 7, 8, 20. 5 февраля 2022 года департамент изменил схему движения по маршрутам N 20 и 19.02.2022 изменил схему движения по маршруту N 7, выдав по указанным маршрутам новые свидетельства, в связи с чем, свидетельство серии 000001 N 000322 от 12.12.2020 (маршрут N 7) и свидетельство серии 000001 N 000105 от 11.12.2021, действие которых Департамент просит досрочно прекратить, утратили свою силу.
В кассационной жалобе департамент просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, неполно выяснили обстоятельства дела. Департамент ссылается на то, что в ходе осуществления контрольных мероприятий по маршруту N 7 за 2021 год обществу направлено 5 требований об устранении нарушений, по маршруту N 8 за 2021 год - 9 требований, по маршруту N 20 за 2020 год - 3 требования, по маршруту N 20 за 2021 год - 3 требования. Указанные требования общество не исполнило в полном объёме. Суд первой инстанции вследствие неприменения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской федерации сделал необоснованный вывод об отсутствии у департамента права по обращению в суд в отношении маршрутов N 7, 8, 20. Суд апелляционной инстанции сделал вывод о правомерности применения части 4 статьи 20 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 N 3931-КЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон N 3931-КЗ) в редакции, действовавшей на момент рассмотрения данного дела, в связи с чем нарушил статью 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Приведенные обстоятельства являются основанием для обращения департамента в суд с требованием досрочного прекращения свидетельства по маршруту N 131А в соответствии с положениями пункта 2 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ). Суды не учли, что отсутствие на выявленных транспортных средствах функционирующей системы видеонаблюдения салона является также невыполнением требований к антитеррористической защищённости транспортных средств, установленной пунктом 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1640. Прекращение осуществления обществом регулярных пассажирских перевозок по маршрутам N 7, 8, 20, 131А не повлечёт прекращения вида деятельности общества, поскольку оно осуществляет регулярные пассажирские перевозки по другим маршрутам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ выдал обществу свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 131А серии 000001 N 000106, по маршруту N 7 серии 000001 N 000322, по маршруту N 8 серии 000001 N 000184, по маршруту N 20 серии 000001 N 000105.
Департамент обратился в суд с заявлением о досрочном прекращении действий названных свидетельств на основании того, что общество в период со второй половины 2020 года и 2021 год привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 131А, а также на основании того, что актами за 2020 - 2021 годы выявлены нарушения условий свидетельств по маршрутам N 7, 8, 20 в части недовыпуска на линию транспортных средств.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 53, 71 Кодекса, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьями 3, 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), статьей 29 Закона N 220-ФЗ.
Предметом обращения является прекращение действий свидетельств на осуществление регулярных пассажирских перевозок, выданных обществу.
Согласно положению о департаменте к решению городской Думы Краснодара от 26.12.2017 N 46 основными целями деятельности департамента являются, в том числе осуществление полномочий администрации муниципального образования город Краснодар в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Краснодар.
Частью 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. В соответствии со статьей 3 Закона N 196-ФЗ организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Законом N 220-ФЗ. В силу пункта 2 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при неоднократном в течение одного года привлечения юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Департамент указывал на то, что действие свидетельств по маршрутам N 7, 8, 20 надлежит прекратить, поскольку обществом многократно не исполнялись требования департамента по недопущению недовыпуска транспортных средств на линию транспортных средств. О выпуске транспортных средств на линию для осуществления перевозок в меньшем количестве, чем предусмотрено реестром к перевозкам по маршрутам N 7, 8, 20, стороны не спорят.
Вместе с тем суды установили, что общество неоднократно обращалось в департамент об изменении схемы движения по маршрутам N 7, 8, 20.
На основании обращений департамент изменил схемы движения по маршрутам N 7 и 20, департамент выдал по указанным маршрутам новые свидетельства, в связи с чем свидетельство от 12.12.2020 серии 000001 N 000322 (маршрут N 7) и свидетельство от 11.12.2021 серии 000001 N 000105 (маршрут N 20), действие которых департамент просит досрочно прекратить, утратили свою силу.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Суды учли, что Закон N 3931-КЗ, Закон N 220-ФЗ не предусматривают иные основания для прекращения действия свидетельства, кроме тех, что установлены в части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что по приведенным департаментом основаниям в отношении свидетельств по указанным маршрутам прекращение их действия не может быть произведено.
В качестве оснований для досрочного прекращения действия свидетельства по маршруту N 131А департамент указывает на неоднократное привлечение общества к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ, а именно: четыре раза за 2020 год. Согласно представленному постановлению от 27.08.2020 N 02201036 на транспортном средстве при осуществлении перевозок по маршруту N 131А отсутствовало: исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда, которое предусмотрено картой маршрута регулярных перевозок; согласно постановлению от 27.08.2020 N 02201037 отсутствовало: исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда, которое предусмотрено картой маршрута регулярных перевозок; согласно постановлению от 27.08.2020 N 02201038, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения, которая предусмотрена картой маршрута регулярных перевозок; согласно постановлению от 27.08.2020 N 02201039 отсутствовало: исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда, которое предусмотрено картой маршрута регулярных перевозок.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, проанализировав содержание постановлений по делам об административных правонарушениях, установив, что указанные нарушения носят устранимый характер, что не свидетельствует о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для прекращения действия свидетельства от 11.12.2018 серии 000001 N 000106 по маршруту N 131А.
При названных обстоятельствах суды правомерно отказали департаменту в удовлетворении заявленных требований о досрочном прекращении действий свидетельств об осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах МО г. Краснодар N 7, 8, 20, 131А.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2022 по делу N А32-886/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, проанализировав содержание постановлений по делам об административных правонарушениях, установив, что указанные нарушения носят устранимый характер, что не свидетельствует о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для прекращения действия свидетельства от 11.12.2018 серии 000001 N 000106 по маршруту N 131А.
...
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф08-9912/22 по делу N А32-886/2022