г. Краснодар |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А32-59913/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Образцово-1" - Лещинской Е.В. (доверенность от 31.01.2022), от ответчика - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар - Вострецовой Я.Ю. (доверенность от 28.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Образцово-1" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А32-59913/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Образцово-1" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) со следующими требованиями:
1) признать незаконным полностью решение департамента об отказе обществу в выдаче разрешения на строительство "Жилого комплекса "Образцово"". Третий, четвёртый и пятый этапы строительства. Многоквартирные жилые дома (Литеры 3, 4, 5) со встроенными помещениями общественного назначения, на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, кадастровый номер 23:43:0106012:4483, выраженное в письме от 10.12.2021 N 29/19096-1, и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества;
2) обязать департамент выдать обществу разрешение на строительство "Жилого комплекса "Образцово"". Третий, четвёртый и пятый этапы строительства. Многоквартирные жилые дома (Литеры 3, 4, 5) со встроенными помещениями общественного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, кадастровый номер 23:43:0106012:4483.
Решением от 13.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов кассационной жалобы общество указало, что градостроительными нормами допускается нахождение парковочных мест за пределами границ земельного участка жилого дома, расчетная плотность населения не превышает норматив, уменьшение площадок для занятий спортом также осуществлено в пределах, установленных законодательством, кабельные линии 10 кВ являются частью инженерных сетей для электроснабжения объекта, разночтения в значениях технико-экономических показателей сводятся к технической ошибке в площади застройки здания.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ с кадастровым номером 23:43:0106012:4483, вид разрешенного использования земельного участка: для многоэтажной застройки.
06 декабря 2021 года общество направило департаменту заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Жилой комплекс "Образцово"". Третий, четвёртый и пятый этапы строительства. Многоквартирные жилые дома (Литеры 3, 4, 5) со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.
По результатам рассмотрения обращения департамент письмом от 10.12.2021 N 29/19096-1 в выдаче разрешения на строительство отказал по следующим основаниям:
- согласно разделу проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" размещение благоустройства парковок предусмотрено за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:4483, что не соответствует части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс);
- установлено превышение нормативного показателя плотности населения, так согласно пункту 4 "Местных нормативов градостроительного проектирования г.Краснодар", утверждены Решением городской Думы Краснодара от 22.12.2016 N 30 пункта 6, расчетную площадь населения следует принимать не более чем 300 чел/га;
- согласно проектной документации проектируемый "Жилой комплекс "Образцово". Третий, четвёртый и пятый этап строительства. Многоквартирные жилые дома (Литеры 3, 4, 5) предусматривает проживание не менее чем 1750 человек (из расчета 40 кв.м на 1 чел), расчетная площадь населения превышает на 779 чел;
- не предусмотрено требуемое расчетное количество площадок для занятий физкультурой, площадь площадок сокращена на 50 процентов. Не допускается сокращение площадок для занятия физкультурой при отсутствии общедоступного спортивного ядра для обеспечения микрорайона.
Полагая отказ в выдаче разрешения на строительства незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительства.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что согласно схеме планировочной организации земельного участка, размещение благоустройства парковок предусмотрено за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:4483. При этом обществом было допущено превышение нормативного показателя плотности населения, а представленная проектная документация не содержит требуемое расчётное количество площадок для занятий физкультурой. Доказательства общедоступного спортивного ядра для обеспечения микрорайона, в материалы дела не представлены.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В статье 19 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 (далее - Правила N 19), закреплены следующие общеобязательные требования:
1) запрещается освоение незастроенных территорий (элементов планировочной структуры) под жилищное строительство без обеспечения размещаемых объектов объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, определенной документацией по планировке территории;
2) на территории муниципального образования город Краснодар запрещена застройка многоквартирными жилыми домами за исключением случаев застройки на основании решений о комплексном развитии территории, договоров о комплексном развитии территории и (или) утвержденной документации по планировке территории. Градостроительные регламенты настоящих Правил в части видов разрешённого использования земельных участков, предусматривающих возможность строительства многоквартирных жилых домов действуют только в отношении земельных участков, входящих в территории, в отношении которых приняты решения о комплексном развитии территории, заключен договор о комплексном развитии территории и (или) утверждена документация по планировке территории. В иных случаях виды разрешенного использования градостроительных регламентов, предусматривающие возможность строительства многоквартирных жилых домов не действуют и не подлежат указанию в градостроительных планах земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Правил N 19 выдача разрешения на строительство многоквартирного жилого дома осуществляется после установления департаментом отсутствия ограничений по обеспеченности жильцов планируемого к строительству многоквартирного жилого дома минимально допустимым уровнем обеспеченности населения объектами местного значения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования город Краснодар. Отсутствие ограничения по обеспеченности жильцов планируемого к строительству многоквартирного жилого дома минимально допустимым уровнем обеспеченности указанными объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов обеспечивается документацией по планировке территории, утверждаемой в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, закрепляющими совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования город Краснодар.
Согласно представленной проектной документации общество планировало на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:4483, находящемся в его собственности, осуществить строительство трех многоквартирных домов (Литеры 3, 4,5) со встроенными помещениями общественного назначения. При этом на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:4483 отсутствует в соответствии с требованиями Правил N 19 необходимое количество парковочных мест, что не оспаривается обществом и отражено в проектной документации.
Необходимое количество парковочных мест, в соответствии с позицией общества будет находиться на ином земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:4481, где планируется возведение многоярусной автостоянки.
Таким образом, согласно представленной проектной документации общество не оспаривает не соблюдение требований Правил N 19 в части минимального допустимого наличия парковочных мест на земельном участке, где планируется строительство трех многоквартирных домов.
Действующее жилищное и градостроительное законодательство не допускают размещение объектов инфраструктуры на иных земельных участках за исключением случаев, предусмотренных проектом комплексного развития территории.
В силу части 34 статьи 1 Градостроительного кодекса комплексным развитием территорий признается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на пункт 7 статьи 1 решения городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 п.13 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар", в котором указано на возможность размещения парковочных мест за пределами земельного участка жилого дома. Однако обществом не учтен тот факт, что данное положение непосредственно распространяется на комплексную застройку, о чем, собственно, и указано в пункте 7. Тем самым, вывод департамента, изложенный в письме от 10.12.2021 N 29/19096-1, о несоответствии размещения парковочных мест за пределами земельного участка жилого дома с кадастровым номером 23:43:0106012:4483 части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса следует признать обоснованным.
Оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0106012:4483 для целей комплексного освоения территории не предоставлялся.
Наличие генерального соглашения между всеми собственниками земельных участков, при планировке размещения Жилого комплекса "Образцово" не может свидетельствовать о применении правового режима, применяемого к комплексному развитию территории, поскольку не соответствует требованиям установленным главой 10 Градостроительного кодекса.
Следовательно, отказ департамента, выраженный в письме от 10.12.2021 N 29/19096-1, является правомерным, так как соответствует действующему законодательству.
Кроме того, как было указано выше, на спорном земельном участке обществом в соответствии с проектной документаций запланировано строительство трех многоквартирных домов. В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), в действующей редакции земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета участка, на котором расположен такой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества.
Нормы Гражданского и Жилищного кодексов в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Так, в соответствии с пунктом 66 данного Постановления, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса (часть 2 статьи 16 Вводного закона); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, спорный земельный участок при вводе в эксплуатацию запланированных к строительству трех многоквартирных домов должен будет разделен на три самостоятельных земельных участка, что также не приведет к соблюдению требований Правил N 19 в части минимального допустимого наличия парковочных мест на каждом земельном участке, где будут располагаться возведенные многоквартирные дома.
Кроме того, исходя из представленной проектной документации, суды пришли к обоснованному выводу, что она не содержит требуемое расчётное количество площадок для занятий физкультурой, с учетом отсутствия общедоступного спортивного ядра. При этом ссылка общества на запланированное размещение единого физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного в секции 1, литера 1, отклоняется судом округа, поскольку не является по своей сути общедоступным спортивным ядром, располагается на ином земельном участке и представляет собой нежилые помещения, которые могут быть использованы собственником в иных целях.
Также заявитель указывает на то, что кабельная линия 10 Кв является частью инженерных сетей для электроснабжения объекта, а следовательно, не нарушает установленные законодателем запреты.
Суд округа не может согласиться с данным доводом на основании следующего.
В силу пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается размещение детских и спортивных площадок, стадионов, гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, проведение любые мероприятия, связанных с большим скоплением людей.
Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство зданий и сооружений.
В пункте 11 Правил определено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 Правил, без письменного решения о согласовании запрещается размещать торговые точки, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А32-59913/2021 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается размещение детских и спортивных площадок, стадионов, гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, проведение любые мероприятия, связанных с большим скоплением людей.
Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство зданий и сооружений.
В пункте 11 Правил определено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 Правил, без письменного решения о согласовании запрещается размещать торговые точки, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф08-8767/22 по делу N А32-59913/2021