г. Краснодар |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А32-48513/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Попюк" (ИНН 2342013510, ОГРН 1022304342862) - Воробьева А.Ю. (доверенность от 17.12.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района (ИНН 2342016007, ОГРН 1052323610745) - Коваленко Е.В. (доверенность от 23.09.2022), рассмотрев кассационную жалобу администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А32-48513/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Попюк" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение администрации от 13.09.2021 N 823 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 687 500 кв. м с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, сельское поселение Унароковское, в границах ААП "Славянское" и заключении договора купли-продажи;
- обязать администрацию в течение месяца со дня вступления в законную силу решения направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 687 500 кв. м с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, сельское поселение Унароковское, в границах ААП "Славянское", подписанный от имени администрации и содержащий все существенные условия, установленные законодательством для данного вида договоров.
Требования основаны на положениях пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивированы следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 используется обществом на протяжении длительного периода времени (с 2012 года) для целей сельскохозяйственного производства. Поэтому общество вправе приобрести в собственность (без торгов) за плату данный участок, право муниципальной собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Отказ администрации нарушает права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022, заявленные требования удовлетворены.
Суды установили, что 02.05.2021 администрацией оформлено право муниципальной собственности на земельный участок, образованный из земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей сельскохозяйственного назначения, общей площадью 687 500 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, сельское поселение Унароковское, в границах ААП "Славянское". Участок с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Администрация 20.05.2021 опубликовала в газете "Предгорья" информацию о возможности приобретения в собственность, либо в аренду без торгов земельного участка общей площадью 687 500 кв. м с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 лицами, использующими данный земельный участок. Общество 08.09.2021 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка в собственность (без торгов) за плату в размере 15% от его кадастровой стоимости. Письмом от 19.09.2021 N 823 администрация отказала в заключении договора купли-продажи, сославшись на то, что заявителем не предоставлены доказательства использования испрашиваемого участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него (до 12.05.2021) и доказательства наличия у заявителя законных оснований для такого использования. Также испрашиваемый земельный участок претендуют иные лица, поэтому он должен предоставляться заинтересованному лицу по итогам публичных процедур (торгов). Ссылаясь на незаконность решения администрации об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались положениями статей 3, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 198, 200 и 201 Кодекса, нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Учтены также разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020. В обоснование законности использования испрашиваемого земельного участка заявитель представил соглашения о возмещении неосновательно сбереженной арендной платы за пользование спорными землями, заключенные в период с 2012 года с администрацией муниципального образования Мостовский район и администрацией. Также фактическое использование участка подтверждается представленными обществом за 2020 и 2021 годы следующими документами: учетными листами тракториста-машиниста; путевыми листами трактора и грузового автомобиля; актами об использовании удобрений; актами расхода семян и посадочного материала; приказом от 20.05.2021 N 737/1 "О внесении изменений в приказ от 15.05.2018 N 579/1 "О нумерации полей"". Кроме того, в материалы дела представлено письмо администрации от 13.09.2021 N 823, в котором уполномоченный орган по существу подтверждает фактическое использование испрашиваемого обществом участка на момент рассмотрения заявления последнего. В подтверждение того, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, им представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о видах деятельности общества. То, что после публикации на земельный участок претендуют иные лица, не означает, что такой участок должен предоставляться на торгах, поскольку общество имеет преимущественное право на приобретение этого участка на льготных условиях. Следовательно, отказ администрации в заключении договора купли-продажи в связи с недостаточным документальным обоснованием факта использования обществом земельного участка на законных основаниях, выраженный в письме от 19.09.2021 N 823, не может быть признан обоснованным. В целях восстановления нарушенного права заявителя на администрацию судом первой инстанции возложена обязанность по направлению обществу проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, содержащего все существенные условия для данного вида договоров.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Общество не представило надлежащих доказательств, подтверждающих факт законного использования испрашиваемого им участка до признания в судебном порядке права муниципальной собственности на этот участок. Документы, которыми общество подтверждает свое право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 23:20:0000000:1295, не свидетельствуют о том, что заявитель использовал его на законных основаниях и имеет льготное право на приобретение данного участка в соответствии с положениями пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, представленные им в обоснование заявленных требований документы подтверждают незаконность оспариваемого им решения администрации, а также наличие оснований для применения к спорным отношениям положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В судебном заседании представитель администрации поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 02.05.2021 администрацией оформлено право муниципальной собственности на земельный участок, образованный из земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей сельскохозяйственного назначения, общей площадью 687 500 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, сельское поселение Унароковское, в границах ААП "Славянское". Участок с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Администрация 20.05.2021 опубликовала в газете "Предгорья" информацию о возможности приобретения в собственность, либо в аренду без торгов земельного участка общей площадью 687 500 кв. м с кадастровым номером 23:20:0000000:1295 лицами, использующими данный земельный участок.
Общество 08.09.2021 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка в собственность (без торгов) за плату в размере 15% от его кадастровой стоимости на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Письмом от 19.09.2021 N 823 администрация отказала в заключении договора купли-продажи, сославшись на то, что заявителем не предоставлены доказательства использования испрашиваемого участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него (до 12.05.2021) и доказательства наличия у заявителя законных оснований для такого использования. Также испрашиваемый земельный участок претендуют иные лица, поэтому он должен предоставляться заинтересованному лицу по итогам публичных процедур (торгов).
Ссылаясь на незаконность решения администрации об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Разъяснения по применению указанной нормы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (пункт 9).
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка в указанном порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи (аренды) в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из буквального толкования пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность (в аренду) земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования земельного участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ может учитываться могут учитываться как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Крестьянское (фермерское) хозяйство или сельскохозяйственная организация, претендующие на приватизацию земельного участка в указанном порядке, должны доказать факт использования земельного участка, на передачу в собственность которого они претендуют, в соответствии с процессуальными правилами доказывания.
В числе таких доказательств использования земельного участка могут рассматриваться как договоры о предоставлении в пользование участка, находящегося в общей долевой собственности, так и любые относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие фактическое использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали участок без оформления правоотношений.
При этом использование земли должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. Общество является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ, на протяжении длительного периода времени открыто и добросовестно осуществлявшей использование испрашиваемого земельного участка, образованного в счет невостребованных земельных долей, в целях сельскохозяйственного производства. Пользование имело место как до, так и после оформления права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:20:0000000:1295. С заявлением о приобретении указанного участка общество обратилось в администрацию в срок, установленный Законом N 101-ФЗ. Однако уполномоченный орган незаконно отказал заявителю в предоставлении данного земельного участка в собственность при наличии к тому оснований, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Оспариваемое решение нарушает интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, лишая заявителя права на приобретение испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения на льготных условиях, как сельскохозяйственной организации, ранее использовавшей его в сельскохозяйственном производстве.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В целях восстановления нарушенных прав (законных интересов) заявителя суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность по направлению обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:20:0000000:1295.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе администрация приводит доводы о том, что общество документально не подтвердило свое право на приобретение испрашиваемого участка по основанию, предусмотренному пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Полагает, что судами надлежаще не проверены основания для признания общества лицом, обладающим правом на приобретение испрашиваемого им сельскохозяйственного участка на льготных условиях, не доказавшего факт законного владения таким участком.
Приведенные доводы подлежат отклонению окружным судом как не соответствующие содержанию судебных актов, фактическим обстоятельствам спора, установленным судами первой и апелляционной инстанций при его разрешении, а также доказательствам, представленным сторонами в материалы дела. Эти доводы противоречат также разъяснениям по применению норм пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (пункт 9). Возражения администрации получили надлежащую правовую оценку, основанную на нормах действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам, и мотивированно отклонены. Они не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора. Несогласие подателя жалобы с такой оценкой не может служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора полно и всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к спорным отношениям нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены судебных актов в любом случае, не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А32-48513/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные доводы подлежат отклонению окружным судом как не соответствующие содержанию судебных актов, фактическим обстоятельствам спора, установленным судами первой и апелляционной инстанций при его разрешении, а также доказательствам, представленным сторонами в материалы дела. Эти доводы противоречат также разъяснениям по применению норм пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (пункт 9). Возражения администрации получили надлежащую правовую оценку, основанную на нормах действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам, и мотивированно отклонены. Они не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора. Несогласие подателя жалобы с такой оценкой не может служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора полно и всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к спорным отношениям нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены судебных актов в любом случае, не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф08-8265/22 по делу N А32-48513/2021