г. Краснодар |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А63-20769/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев по правилам части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маэстрия" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А63-20769/2021,
установила следующее.
ООО "Маэстрия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2021 N 410/23091.
Определением суда от 17.01.2022 заявление принято к производству и рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Решением суда от 29.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.06.2022, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях общества отсутствует вина в совершении вменяемого ему правонарушения. Общество привлечено к административной ответственности незаконно.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.10.2021 в управление поступило обращение ООО "Ставропольская сетевая компания" о том, что обществом при проведении работ по установке г-образных опор повреждена кабельная линия электропередачи КЛ-10кВ Ф-155 от ПС "Западная" по адресу: г. Ставрополь, около здания ул. Доваторцев, д. 7а (пересечение ул. Доваторцев и Лермонтова (далее - КЛ-10кВ Ф155)
18 ноября 2021 года управление по данному возбудило дело об административном правонарушении, направило запросы обществу, а также в Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, ООО "Ставропольская сетевая компания".
26 ноября 2021 года сотрудниками управления совместно с представителями ООО "Ставропольская сетевая компания" осуществлен осмотр места повреждения кабельной линии электропередач КЛ-10кВ Ф-155, в ходе которого обнаружено, что в результате установки опоры при монтаже дорожного знака методом бурения на расстоянии одного метра от бордюрного камня повреждена кабельная линия электропередач КЛ-10кВ Ф-155, что подтверждает наличие свежевырытого грунта. При осмотре места повреждения КЛ-10кВ Ф-155 также выявлено, что в последствии установки г-образной опоры была выполнена ближе к бордюрному камню рядом с проложенной в земле кабельной линией электропередач КЛ-10кВ Ф-155.
Из представленной АО "Горэлектросеть" г. Ставрополя информации следует, что в 23 часа 31 минуту 26.10.2021 в оперативно-диспетчерскую службу АО "Горэлектросеть" г. Ставрополя поступил звонок, абонент представился сотрудником общества и сообщил, что при установке г-образной опоры в рамках контракта методом вертикального бурения грунта была повреждена КЛ-10кВ Ф-155 сообщил имя и фамилию главного инженера общества - Алексеев Сергей и номер его мобильного телефона.
Комитет городского хозяйства администрации Ставрополя в соответствии с запросом представил контракт от 13.09.2021 N 67/21, заключенный с обществом, предметом которого являются работы по установке г-образных опор, дополнительной секции светофорного объекта и ограничивающих пешеходных ограждений в рамках выполнения адресного плана мероприятий по ликвидации мест концентрации ДТП на территории г. Ставрополя на пересечении ул. Доваторцев - ул. Лермонтова.
Пунктом 5.2.6 контракта установлено, что при проведении работ до полного их завершения на объекте необходимо обеспечить надлежащее санитарное состояние, сохранность зеленых насаждений, покрытий проезжей и пешеходной части, инженерных коммуникаций, строений и сооружений, в том числе и на прилегающей к объекту (объектам) улицах и территориях, в случае повреждения или разрушения восстановить в течение 1 (одного) рабочего дня.
В соответствии с пунктом 1 технического задания (приложение к контракту) с момента заключения муниципального контракта подрядчик в течение 3-х календарных дней обязан получить и согласовать ордер на производство земляных работ; вызвать до начала выполнения работ на объект (объекты) представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные (воздушные) коммуникации и сооружения, для обследования и согласования проведения работ, при необходимости получить допуски (разрешения) на проведение работ.
Согласно пункту 2 технического задания качество и технология выполнения работ должны отвечать требованиям нормативных документов, в числе которых Градостроительный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3.1 контракта ответственность перед заказчиком за надлежащее выполнение работ субподрядными организациями в рамках контракта несет подрядчик.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностным лицом управления 13.12.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 410/23091 и 22.12.2021 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности с назначением наказания в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При принятии судебных актов судебные инстанции исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ.
Суды указали, что в рассматриваемом случаев результате действий общества, совершенных в 23 часа 31 минуту 26.10.2021, повреждена кабельная линия электропередач 10 тыс. вольт КЛ-10кВ Ф-155, что привело к отключению десяти трансформаторных подстанций, принадлежащих ООО "Ставропольская сетевая компания", в связи с чем без электроснабжения остались 1100 абонентов юго-западной части Ставрополя. Общество не отрицает факт повреждения кабельной линии электропередач.
Из материалов дела следует, что повреждение кабельной линии не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество в силу произведенных работ и осуществляемого вида деятельности имело возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства.
Как отметили суды, на обществе лежит обязанность убедиться в безопасности производства работ с учетом неочевидности размещения различного рода коммуникаций на территории г. Ставрополя вдоль проезжей части и опасности повреждения не только имущества юридического лица, но и обеспечения безопасности собственных работников. Земляные работы по установке г-образных опор производились обществом без согласования с сетевой организацией.
С учетом изложенного существует причинно-следственная связь между действиями общества и повреждением кабельной линии электропередач.
Доводы общества о том, что земляные работы по установке г-образной опоры по ул. Лермонтова - ул. Доваторцев города Ставрополя производились вне охранной зоны высоковольтного кабеля и охранная зона не была отмечена на публичной кадастровой карте, были предметом рассмотрения суд апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Работа в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства регламентируется особыми условиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления "охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". При установке г-образной опоры обществом не были приняты все исчерпывающие меры по безопасному и безаварийному производству земляных работ с учетом насыщенности подземными коммуникациями территории г. Ставрополя. Работы по установке опор не исключают обязанность лица, непосредственно осуществляющего земляные работы, предпринять все необходимые действия по недопущению повреждения подземных коммуникаций и электрических сетей. У общества имелась возможность узнать расположение всех подземных коммуникаций, находящихся в зоне выполнения земляных работ, из выкопировке земельного участка, то есть фрагмента генерального плана города с отображением зданий, сооружений, в том числе всех подземных инженерных коммуникаций включая электрические кабельные сети, согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Материалы фактического положения линий электропередачи передаются в органы землеустройства и местного самоуправления для нанесения их на соответствующие карты землепользования. Данные органы выдают сведения о месте нахождении линий электропередач заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям. Указанные сведения имеются в администрации г. Ставрополя и используются для проектирования и строительства всех объектов. Представленная обществом схема производства работ, имеющаяся в материалах дела, не относится к выкопировке. В нарушение пункта 1 технического задания (приложение к контракту) общество не вызвало до начала выполнения работ на объект (объекты) представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные (воздушные) коммуникации и сооружения для обследования и согласования проведения работ. Доказательства, свидетельствующие об обратном, материалы дела не содержат.
Довод общества об отсутствии на местности предупреждающих знаков о границе охранной зоны кабельной линии по периметру объекта, содержащих указания на размер охранной зоны, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен поскольку, данные требования относятся к объектам по производству электрической энергии, тогда как электрический кабель не является таковым, так как сам по себе не вырабатывает электрическую энергию и предназначен для передачи, транспортировки электрической энергии.
Вывод судов о соблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
При этом суд апелляционной инстанции верно принял во внимание положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в КоАП РФ, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, регламентирующая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 (категорий: малое предприятие), санкцией части 2 статьи 9.7 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Апелляционный суд принял во внимание, что на момент вынесения постановления оспариваемое постановление не исполнено, значит, штраф, назначенный обществу, подлежит уплате в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.7 КоАП РФ, - 15 тыс. рублей (половина от минимального размера штрафа).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А63-20769/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
При этом суд апелляционной инстанции верно принял во внимание положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в КоАП РФ, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, регламентирующая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 (категорий: малое предприятие), санкцией части 2 статьи 9.7 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Апелляционный суд принял во внимание, что на момент вынесения постановления оспариваемое постановление не исполнено, значит, штраф, назначенный обществу, подлежит уплате в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.7 КоАП РФ, - 15 тыс. рублей (половина от минимального размера штрафа)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2022 г. N Ф08-9810/22 по делу N А63-20769/2021