г. Краснодар |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А53-21788/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания Даниловой А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Твердой А.А., секретарь судебного заседания Закарян К.С.), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гранит" (ИНН 6167109077, ОГРН 1126195010809) - Лигай И.В. (доверенность от 24.01.2022), от заинтересованного лица - Южной электронной таможни (ИНН 6167198870, ОГРН 1206100021380) - Супрунюк И.В. (доверенность от 27.12.2021), Серебрякова Ю.Г. (доверенность от 30.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Южной электронной таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А53-21788/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южной электронной таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными требования от 26.06.2021 в отношении товаров и сведений, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ) N 10323010/250621/0106881, требования от 21.06.2021 в отношении товаров и сведений, заявленных в ДТ N 10323010/180621/0102343.
Решением суда от 15.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.06.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы наличием у общества оснований для применения льготной ставки при исчислении таможенной пошлины.
Таможенный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Таможенный орган полагает, что суды неправильно применили нормы материального права. На момент фактического вывоза товаров у общества отсутствовала лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, то есть отсутствовали правовые основания для применения пониженной ставки вывозной таможенной пошлины. Суд апелляционной инстанции не дал оценку приобщенным к материалам дела пояснениям от 21.01.2022 N 06-32/0064.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 25.12.2020 N 25122020, заключенного с компанией ST. SUNTRADE. SA (Швейцария), общество осуществило экспортную поставку пшеницы (код товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 1001 99 000 0), первоначально задекларированную по временной таможенной декларации (далее - ВТД) N 10323010/090221/0020394.
Общество во исполнение внешнеторгового контракта от 20.01.2021 N 20012021, заключенного с компанией VIVALON AG (Швейцария), осуществило экспортную поставку пшеницы (код ТН ВЭД ЕАЭС 1001 99 000 0), первоначально задекларированную по ВТД N 10323010/050221/0018369.
После фактического вывоза товаров общество подало полные декларации на товары (далее - ДТ) N 10323010/250621/0106881 и N 10323010/180621/0102343.
При осуществлении экспортной поставки общество произвело расчет таможенной пошлины с учетом льготы, предоставленной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 N 2097 "О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 2097), исходя из ставки 25 Евро за 1 тыс. кг.
В рамках процедуры, предусмотренной Правилами распределения между участниками внешнеторговой деятельности тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, утвержденными постановлением N 2097, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 "О распределении объема тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) участникам внешнеторговой деятельности" (далее - приказ N 60) обществу распределена тарифная квота на период с 15.02.2021 до 30.06.2021 (включительно).
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выдало обществу разовые лицензии на экспортную поставку пшеницы и меслин, прочих несеменных (пшеница мягкая продовольственная российского происхождения, урожай 2020 года) от 26.02.2021 N 005RU21002001898 с периодом действия с 26.02.2021 по 30.06.2021 (3 300 тыс. кг) и от 10.03.2021 N 005RU21002002272 с периодом действия с 10.03.2021 по 30.06.2021 (3 300 тыс. кг).
Таможенным органом вынесено требование от 26.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/250621/0106881, и требование от 21.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/180621/0102343.
Не согласившись с вынесенными требованиями, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как предусмотрено частью 1 статьи 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), при периодическом таможенном декларировании декларация на товары подается в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счет исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки - по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки.
Частью 5 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Согласно части 21 статьи 102 Закона N 289-ФЗ ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
В силу статьи 102 Закона N 289-ФЗ для случаев вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (часть 1 Закона N 289-ФЗ) и в этом случае применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом указанной декларации (часть 11 Закона N 289-ФЗ); впоследствии при подаче полной декларации на товары осуществляется корректировка сумм вывозных таможенных пошлин, исходя из ставок, применяемых на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) Российской Федерации (статьи 21, 26 и 27 Закона N 289-ФЗ).
Указанные нормы подлежат применению во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", предусматривающими в качестве условия для применения пониженных ставок вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных товаров, на которые установлена тарифная квота, наличие у декларанта лицензии, выданной компетентным органом.
Как установлено пунктом 3 статьи 6 Таможенного кодекса, если законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что при таможенном декларировании товаров лицензии, подтверждающие сведения о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи первой временной периодической таможенной декларации.
Суды установили, что на основании заключенных контрактов общество экспортировало две партии товаров, что не противоречит положениям статьи 116 Таможенного кодекса и статьи 102 Закона N 289-ФЗ.
В материалы дела общество представило полные таможенные декларации от 25.06.2021 N 10323010/250621/0106881 на товар весом 3 297 250 кг и от 18.06.2021 N 10323010/180621/0102343 на товар весом 3 290 290 кг, а также доказательства исполнения своих обязательств погрузкой товара на теплоходы "Diamond" и "Seraphim Sarovskiy".
Поддержав позицию общества, суды исходили из того, что приказом N 60 обществу предоставлена квота, и сделали верный вывод о том, что сам факт предоставления указанной квоты является достаточным основанием для применения льготы по оплате таможенной пошлины. При этом установленная приказом N 60 тарифная квота введена с 15 февраля по 30 июня 2021 года включительно. Погрузка товаров состоялась 16.02.2021 и 22.03.2021. Вывоз товара осуществлен с учетом предоставленных квот.
Доказательства обратного таможенный орган не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконными требования таможенного органа от 26.06.2021 в отношении товаров и сведений, заявленных в ДТ N 10323010/250621/0106881, от 21.06.2021 в отношении товаров и сведений, заявленных в ДТ N 10323010/180621/0102343, и обоснованно удовлетворили заявление общества.
Вопреки позиции подателя жалобы отсутствие в мотивировочной части постановления апелляционного суда указания на приобщенные к материалам дела пояснения от 21.01.2022 N 06-32/0064 не свидетельствует о том, что они не были предметом исследования и оценки, и не является достаточным основанием для отмены вынесенного им судебного акта.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, выводы судов не опровергают и в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможенного органа отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А53-21788/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 102 Закона N 289-ФЗ для случаев вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (часть 1 Закона N 289-ФЗ) и в этом случае применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом указанной декларации (часть 11 Закона N 289-ФЗ); впоследствии при подаче полной декларации на товары осуществляется корректировка сумм вывозных таможенных пошлин, исходя из ставок, применяемых на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) Российской Федерации (статьи 21, 26 и 27 Закона N 289-ФЗ).
Указанные нормы подлежат применению во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", предусматривающими в качестве условия для применения пониженных ставок вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных товаров, на которые установлена тарифная квота, наличие у декларанта лицензии, выданной компетентным органом.
Как установлено пунктом 3 статьи 6 Таможенного кодекса, если законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
...
Суды установили, что на основании заключенных контрактов общество экспортировало две партии товаров, что не противоречит положениям статьи 116 Таможенного кодекса и статьи 102 Закона N 289-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2022 г. N Ф08-10291/22 по делу N А53-21788/2021