г. Краснодар |
|
04 октября 2022 г. |
Дело N А01-214/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Резник Ю.О., судей Илюшникова С.М. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Михальчич В.В. (доверенность от 07.07.2022), от администрации муниципального образования "Город Адыгейск" - Хуако Ф.И. (доверенность от 27.09.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2022 по делу N А01-214/2018, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Комсервис" (далее - должник) ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении размера компенсации и взыскании с администрации муниципального образования "Город Адыгейск" (далее - администрация) 118 891 835 рублей 82 копеек компенсации за передачу социально-значимого имущества.
Определением от 17.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.05.2022, с администрации в конкурсную массу должника взыскано 17 458 307 рублей 10 копеек компенсации за передачу социально-значимого имущества, в остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит изменить судебные акты и взыскать с администрации в конкурсную массу должника 159 489 422 рубля 89 копеек компенсации. По мнению заявителя, заявленный размер компенсации определен исходя из непогашенных требований кредиторов. Сумма, взысканная судами, не отвечает критериям разумности и справедливости.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представитель администрации просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением от 08.08.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мачуков О.К.
В ходе процедуры конкурсного производства установлено, что должник на праве хозяйственного ведения владел объектами водоснабжения и водоотведения, расположенными по адресу: Республика Адыгея, г. Адыгейск (ул. Эдепсукайская, 72а, ул. Советская, 4/1, ул. Советская, 8А, 10/10,11, ул. Советская, 34, ул. Ленина, 1а, 21Б, ул. Дружбы 48Б, ул. Коммунистическая, Па,) и х. Псекупс (ул. Железнодорожная, ул. Победы, 3, Индустриальная, 24), а. Гатлукай (ул. 9 Мая, 8Б).
Собранием кредиторов от 29.11.2019 принято решение об утверждении Положения о порядке, сроках, условиях продажи имущества должника (Система водоснабжения, водоотведения и дебиторская задолженность). Решение об утверждении Положения принято большинством голосов - 79,48%.
Порядок реализации и состав имущества утвержден кредиторами, не оспорен, в связи с чем, конкурсный управляющий приступил к реализации имущества - объектов водоснабжения.
Объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные по адресу: г. Адыгейск, ул. Эдепсукайская 72а, ул. Советская 4/1, ул. Советская 8А, 10/10, 11, ул. Советская 34, ул. Ленина 1а, 21 Б, ул. Дружбы 48Б, ул. Коммунистическая 11а, расположенные по адресу: х. Псекупс, ул. Железнодорожная, ул. Победы 3, ул. Индустриальная 24, расположенные по адресу: а. Гатлукай, ул. 9 Мая 8Б, выставлены на торги (сообщение на ЕФРСБ от 06.12.2019 N 4461797).
Имущественный комплекс водоснабжения не был реализован на первых (сообщение на ЕФРСБ от 04.02.2020 N 4662086), повторных (сообщение на ЕФРСБ от 24.03.2020 N 4856234) торгах, а также путем публичного предложения (сообщение на ЕФРСБ по торгам от 15.06.2020 ПП-462020).
Согласно сведениям, размещенным на сайте ЕФРСБ (сообщение N 5548885), 30.09.2020 состоялось собрание кредиторов, на котором принято решение о передаче нереализованного социально-значимого имущества в пользу муниципального образования "Город Адыгейск".
В соответствии с решением собрания кредиторов должника от 30.09.2020 N 8, нереализованные объекты лота N 1 - водоснабжение и водоотведение конкурсным управляющим переданы органу местного самоуправления - администрации по акту от 13.01.2021.
Общество обратилось в суд с заявлением об установлении размера компенсации и взыскании с администрации 118 891 835 рублей 82 копеек компенсации за передачу социально-значимого имущества.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Пунктом 6 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что имущественный комплекс не был реализован на первых (сообщение на ЕФРСБ от 04.02.2020 N 4662086), повторных (сообщение на ЕФРСБ от 24.03.2020 N 4856234) торгах, а также путем публичного предложения (сообщение на ЕФРСБ по торгам от 15.06.2020 ПП-462020), учитывая, что порядок проведения торгов и порядок передачи нереализованного имущественного комплекса водоснабжения, определения действительной стоимости имущества нарушен не был, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с администрации 17 404 307 рублей 10 копеек, исходя из цены предложения, сложившейся на последнем этапе торгов.
Отклоняя довод заявителя о том, что размер компенсации, подлежащий взысканию с администрации, должен быть равен размеру требований, включенных в реестр (118 891 835 рублей 82 копейки), суды обоснованно исходили из того, что в случае реализации имущества должника на торгах в конкурную массу поступили бы денежные средства в размере, не превышающем 17 404 307 рублей 10 копеек.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Основания для отмены или изменения определения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2022 по делу N А01-214/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.О. Резник |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2022 г. N Ф08-9535/22 по делу N А01-214/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10451/2023
16.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11402/2023
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6175/2023
24.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3987/2023
04.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9535/2022
02.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6131/2022
07.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14652/2021
08.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-214/18
27.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-214/18