г. Краснодар |
|
04 октября 2022 г. |
Дело N А32-33436/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы веб-конференции, помощником судьи Макаровой А.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000, ОГРН 1052329075721) - Вишняковой Т.В. (доверенность от 10.01.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Главгеопроект" (ИНН 7723394303, ОГРН 1157746510712) - Байкина Т.А. (доверенность от 01.10.2021), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Краснодарэлектростроймонтаж", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А32-33436/2020, установил следующее.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Главгеопроект" (далее - общество) о возложении обязанности в течение 30 календарных дней безвозмездно устранить недостатки (дефекты, замечания), выявленные в период гарантийного срока эксплуатации результатов работ по муниципальному контракту от 03.12.2018 N 0118300011418000146; взыскании с общества в пользу администрации судебной неустойки в размере 1 тыс. рублей за каждый день просрочки фактического исполнения решения, начиная со следующего дня после истечения 30 дней с вступления в законную силу решения и до момента его фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Краснодарэлектростроймонтаж" (далее - организация).
Решением суда от 02.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2022 исковые требования удовлетворены частично, на общество возложена обязанность устранить в месячный срок с вступления в законную силу судебного акта за свой счет следующие выявленные недостатки работ, выполненных по муниципальному контракту от 03.12.2018 N 0118300011418000146: верно указать сейсмичность района; предоставить инженерно-геологическую карту районирования, карту пораженности экзогенными геологическими процессами. С общества в пользу администрации взыскана судебная неустойка в размере 1 тыс. рублей за каждый день просрочки фактического исполнения решения суда, начиная со следующего дня после истечения месячного срока с вступления в законную силу решения по делу до момента его фактического исполнения. В удовлетворении остальной части иска отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины.
С общества в пользу администрации взыскано 80 тыс. рублей в счет возмещения расходов по экспертизе.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель указывает, что при изучении предоставленного отчета выявлены грубые нарушения, в связи с чем использование технического отчета не представляется возможным. Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 03.12.2018 администрация (заказчик) и общество (исполнитель) заключили муниципальный контракт N 0118300011418000146, по условиям которого исполнитель обязан в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (приложение N 2) выполнить разработку предпроектных изысканий на оползневых участках в г. Темрюке, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 контракта исполнитель обязан выполнить работу с учетом требований, указанных в техническом задании, с соблюдением действующих СанПиН, СНиП, ГОСТ, ТУ и предоставить заказчику их результаты в объеме, с качеством и в сроки, указанные в контракте.
Гарантии качества распространяются на все составляющие результата работ, выполненных исполнителем по контракту. При поступлении замечаний и предложений по результатам рассмотрения и утверждения заказчиком результата выполненных работ исполнитель обязан доработать результат работ с учетом поступивших замечаний и предложений, за свой счет и в сроки, указанные заказчиком (пункт 5.1).
Согласно пункту 5.2 контракта исполнитель гарантирует возможность использования результата выполненных работ на протяжении гарантийного срока, указанного в пункте 5.3 контракта, и несет ответственность за отступление от него.
Гарантийный срок нормального использования результата выполненных работ устанавливается в соответствии с частью 2 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и составляет 2 года с подписания акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту (пункт 5.3).
Пунктом 5.4 контракта установлено, что если в период гарантийного использования результата выполненных работ обнаружатся дефекты, препятствующие его нормальному использованию, то исполнитель обязан их устранить за свой счет и в согласованные с заказчиком сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, согласовании порядка и сроков их устранения исполнитель обязан направить своего представителя не позднее 2 дней со дня получения письменного извещения заказчика. Гарантийный срок в этом случае продлевается соответственно на период устранения дефектов.
Исполнитель обязан по требованию заказчика и в установленный им срок безвозмездно устранить недостатки (дефекты), обнаруженные заказчиком на протяжении гарантийного срока эксплуатации их результатов (пункт 5.6 контракта).
Работы сданы по акту приема-передачи от 20.12.2018 N 235.
25 декабря 2018 года составлен акт экспертизы союза "Темрюкская торгово-промышленная палата" N 122-00-00070, согласно которому выполненные работы соответствуют требованиям контракта.
29 июля 2019 года администрация и организация заключили муниципальный контракт N 0318300008819000262 на выполнение работ по разработке инженерных изысканий и проектно-сметной документации по инженерной защите от оползневых процессов с получением положительного заключения государственной экспертизы (подрядчику предоставлен в работу технический отчет общества) в рамках реализации муниципальной программы Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
Исполнение муниципального контракта от 29.07.2019 N 0318300008819000262 стало невозможно по причине недостающей информации, отраженной в техническом отчете, разработанном обществом по муниципальному контракту от 03.12.2018 N 0118300011418000146.
Муниципальный контракт от 29.07.2019 N 0318300008819000262 расторгнут 31.12.2019 по обоюдному соглашению администрации и организации.
Администрация направила письмо по электронной почте от 15.01.2020 N 01-30/143 с претензией о доработке технического отчета, устранению выявленных замечаний и указала на следующие выявленные замечания:
1. Неверно определена сейсмичность района.
2. Не выделены участки обследования, на которых необходимо произвести детальное изучение строения оползневого массива с оценкой характера риска и состояния разрушений строений, сооружений и коммуникаций.
3. Не определены причины и темпы оползневой пораженности.
4. Не выявлены вероятные глубины положения поверхности смещения.
5. Не выработаны рекомендации по возможным методам и способам организации противооползневой защиты.
6. Отсутствует инженерно-геологическая карта районирования, карта пораженности экзогенными геологическими процессами.
Также в названном отчете отсутствует информация, позволяющая определить границу защищаемой территории и объекты, подлежащие защите (территория домовладений в верхней/нижней части склона, дороги, инженерные сети и т. д.).
Кроме того, на основании выводов отчета необходимость разработки проектно-сметной документации по инженерной защите от оползневых процессов отсутствует (заказчику рекомендовано организовать оползневый мониторинг склона, включающий бурение наблюдательных скважин, закладку геодезических реперов, организацию службы наблюдения и оповещения), что противоречит выданному техническому заданию.
В письме от 27.01.2020 общество указало, что работает над устранением недостатков, ответы на замечания предоставит в срок до 14.02.2020.
Администрация ссылается на то, что в указанный в письме срок доработки не предоставлены в адрес заказчика.
В письме от 11.03.2020 администрация повторно указала на выявленные замечания.
В марте 2020 года в адрес администрации по электронной почте исполнитель направил откорректированный технический отчет: "Инженерно-геологические изыскания. Разработка предпроектных изысканий на оползневых участках в г. Темрюке". Указанные замечания администрации не были устранены.
В письме 11.04.2020 администрация определила более подробные замечания по выполненным работам.
Претензия администрации от 03.06.2020 с предложением незамедлительно устранить выявленные замечания оставлена обществом без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Спорные правоотношения сторон по выполнению проектных и изыскательских работ регулируются параграфом 4 главы 37 Гражданского кодекса и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 758 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса).
В силу статьи 760 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 761 Гражданского кодекса подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.
Согласно пункту 2 статьи 761 Гражданского кодекса при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.
Администрация заявила требования об исправлении выявленных замечаний в проектной документации, в связи с чем суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу.
В заключении от 27.05.2021 эксперт указал, что в целом технический отчет "Инженерно-геологические изыскания" Разработка предпроектных изысканий на оползневых участках в г. Темрюке. Шифр: 0412-18-ИГИ соответствует условиям муниципального контракта от 03.12.2018 N 0118300011418000146, действующим нормам и правилам, обычно предъявляемым требованиям к такому виду работ (СП11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ", СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства", СП 420.1325800.2018 "Инженерные изыскания для строительства в районах развития оползневых процессов"), за исключением пункта 9 (пункт 6 "Состав работы" приложения N 2 к муниципальному контракту "Техническое задание. Разработка предпроектных изысканий на оползневых участках в г. Темрюке"), а именно: в техническом отчете не представлены инженерно-геологическая карта районирования, карта пораженности экзогенными геологическими процессами. Согласно ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения" данный дефект относится к "критическим дефектам" и является "устранимым дефектом": проведенные обществом инженерные изыскания, представленные в техническом отчете, позволяют составить инженерно-геологическую карту районирования, карту пораженности экзогенными геологическими процессами.
Суды удовлетворили частично исковые требования с учетом выводов экспертизы, согласно которой обоснованными являются 2 пункта требований по исправлению замечаний: верно указать сейсмичность района; предоставить инженерно-геологическую карту районирования, карту пораженности геологическими процессами. По остальным пунктам замечаний задание выполнено обществом в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требований о предоставлении информации, позволяющей определить границу защищаемой территории и объекты, подлежащие защите, а также разработке проектно-сметной документации по инженерной защите от оползневых процессов, суды указали, что такие задания отсутствуют в муниципальном контракте, а именно в пункте 6 "Состав работ" приложения N 2 к контракту.
Администрация, оспаривая судебные акты, фактически выражает несогласие с выводами судебной экспертизы по делу. Несогласие заявителя с выводами, изложенными в экспертном заключении, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и о нарушении или неправильном применении норм процессуального права. Суды проанализировали и оценили заключение эксперта наряду с иными доказательствами и приняли его в качестве надлежащего доказательства, соответствующего требованиям статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод администрации о том, что общество включено в реестр недобросовестных подрядчиков, не влияет на выводы суда, которые установили конкретные недостатки в проектной документации, в связи с чем частично удовлетворили исковые требования в данной части.
Таким образом, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А32-33436/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В заключении от 27.05.2021 эксперт указал, что в целом технический отчет "Инженерно-геологические изыскания" Разработка предпроектных изысканий на оползневых участках в г. Темрюке. Шифр: 0412-18-ИГИ соответствует условиям муниципального контракта от 03.12.2018 N 0118300011418000146, действующим нормам и правилам, обычно предъявляемым требованиям к такому виду работ (СП11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ", СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства", СП 420.1325800.2018 "Инженерные изыскания для строительства в районах развития оползневых процессов"), за исключением пункта 9 (пункт 6 "Состав работы" приложения N 2 к муниципальному контракту "Техническое задание. Разработка предпроектных изысканий на оползневых участках в г. Темрюке"), а именно: в техническом отчете не представлены инженерно-геологическая карта районирования, карта пораженности экзогенными геологическими процессами. Согласно ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения" данный дефект относится к "критическим дефектам" и является "устранимым дефектом": проведенные обществом инженерные изыскания, представленные в техническом отчете, позволяют составить инженерно-геологическую карту районирования, карту пораженности экзогенными геологическими процессами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2022 г. N Ф08-8730/22 по делу N А32-33436/2020