В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным стандартом "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина от 21.11.2019 N 196н, разд. II Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 28.04.2023 N 02-10-13/40269, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н, от 21.11.2019 N 196н, от 21.11.2019 N 195н, от 05.08.2020 N 160н, от 22.05.2020 N 91н, от 01.09.2021 N 120н, с учетом изменений в федеральные стандарты ВФА, утвержденных приказами Минфина России от 18.07.2023 N 118н и от 04.10.2023 N 158н, постановляю:
1. Утвердить Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в администрации городского округа Красногорск Московской области (приложение N 1).
2. Обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации городского округа Красногорск Московской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава городского округа Красногорск |
Д.В. Волков |
Утверждено
постановлением Администрации
городского округа Красногорск
от 15 декабря 2023 г. N 3177/12
Положение
об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Администрации городского округа Красногорск Московской области
I. Общие положения
1. Внутренний финансовый аудит администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация г.о. Красногорск) по решению главы городского округа Красногорск, принятому в соответствии с подпунктом "а" пункта 3, подпунктами "а" и "б" пункта 7 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 18.12.2019 N 237н, осуществляется уполномоченным должностным лицом по осуществлению в администрации г.о. Красногорск внутреннего финансового аудита (далее - аудитор).
2. Формирование и актуализация реестра бюджетных рисков администрации г.о. Красногорск обеспечивается аудитором в том числе на основе:
а) предложений субъектов бюджетных процедур по результатам осуществления ими оценки бюджетных рисков и анализа способов их минимизации, а также анализа выявленных нарушений или недостатков;
б) результатов мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации и устранению бюджетных рисков, по устранению недостатков и нарушений, по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) (далее - меры по минимизации и устранению бюджетных рисков);
в) результатов анализа изменения бюджетного законодательства России, информации и результатов контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля в отношении бюджетных процедур, осуществляемых администрацией г.о. Красногорск, результатов аудиторских мероприятий и результатов мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого администрацией г.о. Красногорск.
3. При определении операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры в рамках формирования (актуализации) реестра бюджетных рисков администрации г.о. Красногорск учитываются этапы составления, утверждения и исполнения бюджета городского округа Красногорск, составления бюджетной отчетности.
4. При формировании и актуализации реестра бюджетных рисков администрации г.о. Красногорск бюджетные риски выявляются во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, в том числе сгруппированными по принципу (алгоритму) осуществляемых действий в однотипные операции (действия) по выполнению бюджетных процедур (далее - однотипные операции).
5. При описании причин бюджетного риска (реализации бюджетного риска) в части однотипных операций указывается номенклатурный номер структурного подразделения администрации г.о. Красногорск, руководитель (заместитель руководителя) или иное должностное лицо, которое осуществляет операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, включенную в однотипную операцию, в рамках которой выявлен бюджетный риск.
6. Возможные последствия реализации бюджетного риска оцениваются на основании анализа:
а) влияния реализации бюджетного риска на значение показателей качества финансового менеджмента, в том числе достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (далее - БК), - 30 баллов;
б) возможности выявления органами государственного финансового контроля нарушений, являющихся последствиями реализации бюджетного риска, при проведении мероприятий, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, - 30 баллов;
в) возможности применения мер административной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) за нарушение, являющееся последствием реализации бюджетного риска, - 10 баллов;
г) деятельности администрации г.о. Красногорск по одному из следующих случаев:
- при оказании негативного воздействия на результат выполнения другой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры - 10 баллов;
- в иных случаях, в том числе определения недостаточной результативности использования бюджетных средств, недополучения доходов бюджета городского округа Красногорск, - 30 баллов.
В случае отсутствия возможных последствий реализации бюджетного риска оценка составляет 0 баллов.
7. Оценка критерия "степень влияния" осуществляется с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска путем суммирования баллов и оценивается как:
а) высокая в случае, если сумма баллов возможных последствий реализации бюджетного риска принимает значение не менее 60;
б) средняя в случае, если сумма баллов возможных последствий реализации бюджетного риска принимает значение не менее 30 и менее 60;
в) низкая в случае, если сумма баллов возможных последствий реализации бюджетного риска принимает значение менее 30.
Возможное максимальное значение оценки критерия "степень влияния" составляет 100 баллов.
8. Оценка критерия "вероятность" осуществляется с учетом:
а) наличия и характера причин реализации бюджетного риска;
б) наличия условий и обстоятельств, которые могут привести к реализации бюджетного риска, о котором свидетельствует изменение:
- количества нарушений, выявленных по результатам мероприятий органов государственного финансового контроля, касающихся организации и обеспечения выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, по сравнению с предыдущим годом;
- значений показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента, рассчитываемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 БК, по сравнению с предыдущим годом или максимальным возможным значением.
9. В случае отсутствия информации, указанной в настоящем Положении, в целях определения наличия условий (обстоятельств), которые могут привести к реализации бюджетного риска, используется оценка иных показателей качества финансового менеджмента, рассчитанных аудитором за отчетный год, по сравнению с годом, предшествующим отчетному, в том числе:
а) доля кассового исполнения по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа Красногорск (выплаты) в объеме бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа Красногорск;
б) доля кассового исполнения по расходам на реализацию муниципальных программ в объеме бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ.
10. Реестр бюджетных рисков администрации г.о. Красногорск представляется субъектам бюджетных процедур путем размещения на портале администрации г.о. Красногорск.
II. Планирование проведения аудиторских мероприятий
11. Проект плана проведения аудиторских мероприятий администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год составляет аудитор и представляет главе городского округа Красногорск не позднее 25 декабря текущего года.
12. Копию утвержденного плана проведения аудиторских мероприятий администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год аудитор направляет субъектам бюджетных процедур не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения главой городского округа Красногорск с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск.
13. Внесение изменений в план проведения аудиторских мероприятий администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год осуществляется путем утверждения главой городского округа Красногорск дополнений, исключений или уточнений отдельных тем и дат (месяцев) окончания аудиторских мероприятий, в том числе на основе представленной аудитором информации, в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Федерального стандарта "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина от 05.08.2020 N 160н, а также:
а) информации о надежности средств автоматизации и регламентации операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
б) информации об изменении условий организации и исполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры);
в) информации о наличии недостатков (нарушений), выявленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных органами государственного финансового контроля, по результатам аудиторских мероприятий;
г) иной информации о причинах и условиях (обстоятельствах) событий, которые могут оказать воздействие на осуществление бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры).
14. Решение о дополнении, исключении или уточнении отдельных тем и дат (месяцев) окончания аудиторских мероприятий плана проведения аудиторских мероприятий администрацией г.о. Красногорск на очередной финансовый год и план проведения аудиторских мероприятий администрацией г.о. Красногорск на очередной финансовый год с изменениями согласно принятому решению аудитор направляет субъектам бюджетных процедур не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения главой городского округа Красногорск с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск.
III. Проведение аудиторского мероприятия
15. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится по распоряжению главы городского округа Красногорск, принятому в том числе на основании служебной записки, представленной аудитором.
Служебная записка включает в себя тему аудиторского мероприятия, обоснование проведения внепланового аудиторского мероприятия с точки зрения наличия бюджетных рисков и (или) наличия недостатков (нарушений), выявленных при осуществлении плановых аудиторских мероприятий, дату (месяц) окончания внепланового аудиторского мероприятия, иные положения в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
16. Распоряжение главы городского округа Красногорск о проведении внепланового аудиторского мероприятия направляется аудитором субъектам бюджетных процедур, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск.
17. В целях проведения аудиторского мероприятия аудитор имеет право формировать состав аудиторской группы путем привлечения:
а) должностных лиц (специалистов) структурных подразделений администрации г.о. Красногорск по согласованию с руководителями структурных подразделений администрации г.о. Красногорск;
б) должностных лиц (работников) подведомственных администрации г.о. Красногорск муниципальных казенных учреждений по согласованию с руководителями подведомственных администрации г.о. Красногорск муниципальных казенных учреждений или на основании положений, соглашений о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
в) экспертов по согласованию с руководителем бюджетного, автономного учреждения, подведомственного администрации г.о. Красногорск, путем заключения муниципального контракта или иного гражданско-правового договора;
г) экспертов - физических лиц путем заключения муниципального контракта или иного гражданско-правового договора;
д) должностных лиц (работников) иного главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, получателя бюджетных средств, не находящегося в ведении администрации г.о. Красногорск, которые одновременно не являются должностными лицами органа муниципального финансового контроля, по согласованию с руководителем такого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.
18. При проведении аудиторского мероприятия аудитор является руководителем аудиторской группы.
19. Не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения аудиторского мероприятия утвержденная аудитором программа аудиторского мероприятия направляется субъектам бюджетных процедур с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск.
20. В случае внесения изменений в программу аудиторского мероприятия в ходе осуществления аудиторского мероприятия актуализированную программу аудитор направляет субъектам бюджетных процедур путем замены неактуальной программы аудиторского мероприятия с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск не позднее 10 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия.
21. При проведении аудиторского мероприятия по переоценке наиболее значимых бюджетных рисков, информация о которых содержится в реестре бюджетных рисков администрации г.о. Красногорск (далее - аудиторские мероприятия по переоценке бюджетных рисков), могут осуществляться следующие действия:
- анализ регламентации и автоматизации бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры);
- определение бюджетных рисков;
- осуществление (формирование) аудиторской выборки;
- сбор и анализ аудиторских доказательств и причин реализации (доказательств нереализации) бюджетных рисков;
- формирование рабочей документации;
- контроль полноты рабочей документации и достаточности аудиторских доказательств;
- подготовка выводов, предложений и рекомендаций аудиторской группы, формирование заключения (проекта заключения).
22. Аудиторское мероприятие по переоценке бюджетных рисков проводится путем:
- анализа изменений регламентации и автоматизации бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), произошедших в период с последнего аудиторского мероприятия, в рамках которого был определен бюджетный риск;
- анализа принятых мер по повышению качества финансового менеджмента;
- осуществления (формирования) аудиторской выборки;
- сбора и анализа аудиторских доказательств и причин реализации (доказательств нереализации) бюджетных рисков;
- мониторинга процедур внутреннего финансового контроля;
- формирования рабочей документации;
- контроля полноты рабочей документации и достаточности аудиторских доказательств;
- подготовки выводов, предложений и рекомендаций аудиторской группы, формирования заключения или проекта заключения.
23. Аналитическая записка может являться частью заключения или его проекта, содержать информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия.
24. Рабочая документация аудиторского мероприятия, которую подготавливает аудитор и (или) аудиторская группа (в том числе программа аудиторского мероприятия, заключение (проект заключения), аналитические записки (проекты аналитических записок), проект распоряжения администрации г.о. Красногорск, мотивированная позиция аудитора в ответ на замечания, возражения и (или) уточнения субъектов бюджетных процедур, проект плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, сводный план мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур администрации г.о. Красногорск (далее - Сводный план), иные документы, связанные с проведением аудиторского мероприятия), оформляется с учетом следующего:
а) применение размеров полей не менее: 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее.
При оформлении инфографики, приложений к аналитическим запискам (проектам аналитических записок) допускается использование размеров полей не менее: 5 мм - левое, 5 мм - правое, 10 мм - верхнее, 10 мм - нижнее;
б) применение шрифта Times New Roman размером N 14.
При оформлении таблиц, инфографики, приложений к аналитическим запискам (проектам аналитических записок) допускается использование шрифта размером не менее N 6;
в) текстовая часть, таблицы и инфографика печатаются через 1 - 1,5 межстрочных интервала.
Применение абзацного отступа в текстовой части за исключением заголовков, подзаголовков, названий таблиц, инфографики, - 1,25 см;
г) заголовок заключения (проекта заключения) печатается по центру прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом, отделяясь от основного текста документа горизонтальной чертой.
Под заголовком заключения по левому краю печатается дата завершения аудиторского мероприятия, по правому краю - номер заключения;
д) допускается начинать текст с уважительного обращения к адресату, которое печатается по центру страницы через 1 и более межстрочных интервалов от предыдущего реквизита;
е) номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа. Нумерация начинается со второй страницы.
Каждая аналитическая записка (проект аналитической записки), являясь неотъемлемой частью заключения (проекта заключения), нумеруется отдельно со второй страницы;
ж) допускается выделение отдельных фрагментов текста, в том числе заголовков, подзаголовков, названий таблиц, инфографики, нарушений и (или) недостатков, иных текстовых описаний частей рабочей документации аудиторского мероприятия, полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и (или) цветом;
з) при оформлении приложений к заключению (проекту заключения), аналитическим запискам (проектам аналитических записок) на первом листе в правом верхнем углу указывается порядковый номер приложения и соответствующие реквизиты (дата и номер) заключения либо аналитических записок;
и) отметка о приложении оформляется под текстом письма от границы левого поля страницы. Если приложение названо в тексте письма, в отметке о приложении указывается количество листов и количество экземпляров приложения.
При наличии нескольких приложений в отметке о приложении они нумеруются, указываются наименования каждого приложения, количество листов и количество экземпляров;
к) программа аудиторского мероприятия утверждается аудитором как уполномоченным должностным лицом по осуществлению в администрации г.о. Красногорск внутреннего финансового аудита.
Заключение подписывается аудитором как уполномоченным должностным лицом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) с указанием его должности.
Иные документы, которые подготавливает аудитор и (или) аудиторская группа, подписываются аудитором как уполномоченным должностным лицом по осуществлению в администрации г.о. Красногорск внутреннего финансового аудита.
25. Хранение рабочей документации аудиторского мероприятия обеспечивается аудитором на срок не менее 1 года. По истечении указанного срока аудитор обеспечивает передачу рабочей документации аудиторского мероприятия в архив администрации г.о. Красногорск с указанием сроков ее хранения, но не более 5 лет.
26. Аудитор проводит контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия перед подписанием заключения.
27. Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия лицам, привлеченным в состав аудиторской группы в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 17 настоящего Положения, или должностным лицам (специалистам, работникам) структурных подразделений Агентства, подведомственных Агентству федеральных казенных учреждений, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, обеспечивается на постоянной основе до расторжения с такими должностными лицами (специалистами, работниками) служебных контрактов (трудовых договоров).
Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия лицам, привлеченным в состав аудиторской группы в соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 17 настоящего Положения, обеспечивается путем предоставления автоматизированного рабочего места на территории администрации г.о. Красногорск на период проведения аудиторского мероприятия.
По завершении аудиторского мероприятия доступ к рабочей документации лицам, привлеченным в состав аудиторской группы в соответствии с подпунктами "в" и "д", не предоставляется.
28. В случае отсутствия возможности выполнения аудитором полномочий в период проведения аудиторского мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в очередном отпуске, служебной командировке и по иным причинам, которые могут быть подтверждены документально, аудиторское мероприятие (при необходимости) считается приостановленным на период отсутствия аудитора на рабочем месте. Изменения в план проведения аудиторских мероприятий администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год и программу аудиторского мероприятия не вносятся.
Описание указанных событий и актуальных сроков проведения аудиторского мероприятия включается в заключение, документальное подтверждение указанных событий прикладывается к заключению.
29. Аудитор в целях исправления ошибок, выявленных при проведении аудиторского мероприятия, вправе предоставлять субъектам бюджетных процедур промежуточные итоги аудиторского мероприятия.
30. Аудитор, в том числе в целях применения метода внутреннего финансового аудита подтверждения, обеспечивает формирование и направление (проектов) аналитических записок и (или) проекта заключения субъектам бюджетных процедур, в отношении которых получена информация о реализации бюджетных рисков, разработаны предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента (проект заключения по результатам аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в течение очередного финансового года и (или) аналитические записки к нему могут не направляться).
31. Субъекты бюджетных процедур в случаях, указанных в пунктах 29 и 30 настоящего Положения, имеют право представить аудитору замечания, возражения и (или) уточнения в течение 5 рабочих дней со дня получения аналитических записок и (или) проекта заключения.
32. Аудитор в случае несогласия с представленными в соответствии с пунктом 31 настоящего Положения замечаниями, возражениями и (или) уточнениями представляет мотивированную позицию в течение 5 рабочих дней со дня получения последнего замечания, возражения и (или) уточнения по аудиторскому мероприятию.
Мотивированные позиции аудитора, указанные в настоящем пункте, и соответствующие замечания, возражения и (или) уточнения субъектов бюджетных процедур включаются в состав заключения.
IV. Реализация результатов аудиторских мероприятий
33. По результатам рассмотрения замечаний, возражений и (или) уточнений проект заключения (проект аналитической записки) при необходимости корректируется.
34. Исправления в заключение после его подписания аудитором вносятся в следующих случаях:
- выявление в заключении существенной ошибки (искажения), наличие которой влияет на выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, и (или) выводы о качестве исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета;
- получение информации, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и наличие которой существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
Существенность влияния на выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия определяется исходя из суждения аудитора о необходимости их последующего включения в годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита как наиболее значимых выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
Проект заключения с исправлениями аудитор направляет субъектам бюджетных процедур, в отношении которых вносятся исправления в заключение.
Субъекты бюджетных процедур имеют право представить аудитору замечания, возражения и (или) уточнения в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта заключения с исправлениями.
Заключение с исправлениями аудитор направляет руководителю администрации г.о. Красногорск и субъектам бюджетных процедур, в том числе получившим первоначальный вариант заключения.
35. По результатам рассмотрения заключения выпускается распоряжение администрации г.о. Красногорск, которое в том числе может содержать:
а) указание по составлению, утверждению и представлению аудитору субъектами бюджетных процедур планов мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
б) указание по исполнению в устанавливаемый главой городского округа Красногорск мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
36. Распоряжение (информация о решении), указанное в подпункте "а" пункта 35 настоящего Положения, и заключение, в отношении которого принято соответствующее решение, направляются руководителем аудиторской группы с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск субъектам бюджетных процедур, указанным в пункте 12 Федерального стандарта "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина от 22.05.2020 N 91н (далее - Стандарт "Реализация результатов"), не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации распоряжения администрации г.о. Красногорск.
37. В случае издания распоряжения администрации г.о. Красногорск в соответствии с подпунктом "а" пункта 35 настоящего Положения:
а) аудитор разрабатывает и направляет одновременно с распоряжением администрации г.о. Красногорск проекты планов мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры в разрезе структурных подразделений администрации г.о. Красногорск, которые содержат:
- описание бюджетных рисков и (или) допущенных недостатков (нарушений);
- предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента;
б) руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения администрации г.о. Красногорск не позднее 5 рабочих дней со дня получения распоряжения главы городского округа Красногорск обеспечивает утверждение проекта плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением мер по повышению качества финансового менеджмента и срока их исполнения, его направление аудитору одновременно со служебной запиской, содержащей сведения о причинах произведенного уточнения (в случае уточнения проекта плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры) и (или) направление субъекту внутреннего финансового аудита служебной записки, содержащей мотивированный отказ от утверждения плана мероприятий (отдельных положений плана мероприятий) по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
Направление предусмотренных настоящим пунктом документов осуществляется с использованием системы электронного документооборота администрации г.о. Красногорск.
38. На основании распоряжения администрации г.о. Красногорск в соответствии с подпунктом "б" пункта 35 и данных, представляемых в соответствии с пунктом 33 настоящего Положения, аудитор составляет и ведет сводный план, содержащий:
- описание бюджетного риска и (или) допущенного недостатка (нарушения);
- наименование структурного подразделения администрации г.о. Красногорск;
- меры по повышению качества финансового менеджмента;
- срок исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента;
- реквизиты документа, направленного в соответствии с пунктом 37 настоящего Положения, или решения, принятого в соответствии с подпунктом "б" пункта 35 настоящего Положения, являющегося основанием для включения мероприятия в Сводный план.
39. В целях формирования отчета по Сводному плану информацию о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента структурные подразделения администрации г.о. Красногорск представляют аудитору не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.
40. Мониторинг реализации мер по минимизации и устранению бюджетных рисков осуществляется в рамках формирования (актуализации) реестра бюджетных рисков администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год путем:
- проведения аудиторских мероприятий по переоценке бюджетных рисков;
- мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по повышению качества финансового менеджмента на основе данных субъектов бюджетных процедур в отчете по Сводному плану;
- актуализации данных о мерах по повышению качества финансового менеджмента в реестре бюджетных рисков Агентства;
- актуализации оценки бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков Администрации г.о. Красногорск по результатам анализа данных об осуществлении (неосуществлении, изменении, отказе от осуществления) мер по повышению качества финансового менеджмента.
41. В случае выявления в ходе мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по повышению качества финансового менеджмента неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента с истекшим сроком исполнения:
- сроки исполнения меры по повышению качества финансового менеджмента могут быть уточнены не более одного раза структурными подразделениями администрации г.о. Красногорск на период, не превышающий 12 месяцев, при представлении обоснований необходимости переноса сроков исполнения с описанием причин неисполнения;
- в случае выявления неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента, срок исполнения которых определен в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, структурными подразделениями администрации г.о. Красногорск субъекту внутреннего финансового аудита представляется доклад о ходе исполнения и причинах неисполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в целях включения указанного доклада в годовую отчетность о результатах деятельности аудитора для представления главе городского округа Красногорск;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац второй настоящего пункта
- в случае мотивированного отказа субъектов бюджетных процедур от исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, ранее определенных им в рамках составления и утверждения плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, по согласованию с аудитором указанная мера исключается из Сводного плана;
- в случае нецелесообразности (невозможности) исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в связи с изменением законодательства РФ (нормативных правовых актов), регулирующих осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, указанная мера исключается из Сводного плана.
V. Годовая отчетность о результатах деятельности аудитора за отчетный год
42. Аудитор составляет и представляет годовую отчетность о результатах деятельности за отчетный год главе городского округа Красногорск не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
43. В годовую отчетность о результатах деятельности аудитора за отчетный год включается информация в соответствии:
а) с подпунктами "а" - "д" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов" путем указания тем и дат (месяцев) окончания аудиторских мероприятий (в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год, а также распоряжениями главы городского округа Красногорск о проведении внеплановых аудиторских мероприятий (при наличии) и соответствующих им сведений или суждений:
- о реквизитах заключения (дата и номер), причинах неисполнения в отчетном финансовом году плана проведения аудиторских мероприятий администрации г.о. Красногорск на очередной финансовый год (при наличии не проведенных (несвоевременно проведенных) аудиторских мероприятий);
- степени надежности внутреннего финансового контроля по каждой бюджетной процедуре и (или) операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры, оцененной в ходе проведенных в отчетном финансовом году аудиторских мероприятий;
- результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета путем указания (при наличии):
- суждений аудитора о полноте исполнения требований бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- значений показателей качества финансового менеджмента по каждой соответствующей бюджетной процедуре и (или) операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры, оцененной в ходе аудиторского мероприятия, рассчитанных для администрации г.о. Красногорск в соответствии с пунктом 6 статьи 160.2-1 БК, по состоянию на 15 ноября отчетного финансового года, и отклонений от целевого ориентира значения показателя качества финансового менеджмента по соответствующей группе показателей качества финансового менеджмента (при наличии);
б) подпунктом "ж" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов" путем указания:
- количества запланированных к реализации мер по повышению качества финансового менеджмента по результатам аудиторских мероприятий за отчетный период;
- количества реализованных в отчетном периоде мер по повышению качества финансового менеджмента по результатам аудиторских мероприятий за отчетный период;
- основных причин неисполнения в отчетном периоде мер по повышению качества финансового менеджмента по результатам аудиторских мероприятий за отчетный период, сроки исполнения которых были определены в рамках отчетного периода;
- сведений о доле значимых бюджетных рисков в общем объеме бюджетных рисков по результатам проведенного мониторинга реализации мер по минимизации и устранению бюджетных рисков;
- сведений об изменении доли значимых бюджетных рисков в общем объеме бюджетных рисков по результатам проведенного мониторинга реализации мер по минимизации и устранению бюджетных рисков по сравнению с данными за предыдущий отчетный период;
в) абзацами 3 и 4 подпункта "е" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов" путем описания наиболее значимых (при наличии):
- нарушений и (или) недостатков, препятствующих выполнению (корректному выполнению) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры в полном объеме и своевременно, в том числе причин и условий их реализации;
- бюджетных рисков, в том числе остаточных бюджетных рисков, причинами возникновения которых не является недостаточный внутренний финансовый контроль, в том числе причин их реализации;
- мер по повышению качества финансового менеджмента согласно отчету по Сводному плану, влияющих на операционную эффективность осуществления бюджетных процедур, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, позволяющих минимизировать (устранить) бюджетные риски в последующих финансовых годах;
г) абзацем 5 подпункта "е" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов" путем описания примеров (лучших практик) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, операций (действий):
- по выполнению бюджетных процедур, не установленных нормативными (правовыми) актами и (или) не обеспеченных подсистемами (компонентами, модулями) автоматизированных информационных систем и прикладного программного обеспечения (при наличии);
д) абзацем 2 подпункта "е" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов" путем описания наиболее значимых (при наличии):
- предложений и рекомендаций аудитора, влияющих на операционную эффективность осуществления бюджетных процедур, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, нарушения (недостатки) по которым в рамках проведенных аудиторских мероприятий не установлены;
- выводов в отношении условий, в которых осуществляются бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур (нормативно-правовое регулирование бюджетных процедур, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), в том числе информационных систем, в которых выполняются бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;
е) подпунктом "з" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов" путем описания причин изменения плана проведения аудиторских мероприятий Агентству за отчетный финансовый год;
ж) подпунктом "и" пункта 29 Стандарта "Реализация результатов".
В годовой отчетности о результатах деятельности аудитора за отчетный год указываются дата подписания, должность, фамилия и инициалы, подпись аудитора.
В годовую отчетность о результатах деятельности аудитора за отчетный год включается иная информация, которую аудитор признал значимой.
44. По результатам рассмотрения годовой отчетности о результатах деятельности аудитора за отчетный год аудитор исключает из Сводного плана реализованные меры по повышению качества финансового менеджмента.
Приложение N 1
к Положению об организации
и осуществлении внутреннего
финансового аудита в администрации
городского округа Красногорск
Московской области
Методика
проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности Администрации городского округа Красногорск
I. Общие положения
1. Формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности администрации г.о. Красногорск и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности (далее - достоверность бюджетной отчетности) осуществляется аудиторской группой в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита в отношении годовой бюджетной отчетности администрации г.о. Красногорск как получателя средств бюджета городского округа Красногорск, администратора доходов бюджета городского округа Красногорск, администратора источников финансирования дефицита бюджета городского округа Красногорск (далее соответственно - бюджетная отчетность, субъекты бюджетных процедур).
2. Формирование суждения о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, осуществляется путем сбора и анализа информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры ведения бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности в рамках проведения двух аудиторских мероприятий в отношении:
- законности, своевременности, полноты и правильности формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременности передачи для регистрации в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни;
- недостижения целей и несоблюдения порядка проведения инвентаризации объектов бюджетного учета, проводимой перед составлением годовой бюджетной отчетности;
- достоверности и соблюдения требований полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в пояснительной записке к бюджетной отчетности (ф. 0503160) (далее - Пояснительная записка).
II. Оценка законности, своевременности, полноты и правильности формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременности передачи для регистрации в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни
3. Сбор и анализ информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры ведения бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности в целях оценки законности, своевременности, полноты и правильности формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременности передачи для регистрации в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, проводится в течение отчетного финансового года на основании результатов выборочного анализа соответствия фактов хозяйственной жизни первичным учетным документам, а также своевременности формирования указанных документов.
Результаты указанного анализа отражаются в заключении по результатам аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности за текущий финансовый год (далее - Промежуточное заключение, заключение), и в заключении по результатам аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности за отчетный финансовый год (далее - Итоговое заключение).
4. Аудиторская выборка в целях осуществления анализа, указанного в пункте 3 настоящей Методики, формируется по формам первичных учетных документов, передаваемым в соответствии с Графиком, за исключением электронных сведений из информационных систем, в отношении (при наличии):
а) основных средств - не более 2 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 2 синтетических счетов бюджетного учета рабочего плана счетов бухгалтерского учета, применяемого для ведения бюджетного учета органов исполнительной власти (их органов, подведомственных казенных учреждений;
б) расчетов с подотчетными лицами - не более 2 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 2 счетов бюджетного учета, в отношении каждого из которых определяется не более 1 кода бюджетной классификации Российской Федерации;
в) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд - не более 3 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 3 счетов бюджетного учета, в отношении каждого из которых определяется не более по 2 кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
г) непроизведенных активов - не более 2 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 1 счета бюджетного учета;
д) расчетов по оплате труда - не более 2 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 1 счета бюджетного учета;
е) нематериальных активов - не более 3 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 2 счетов бюджетного учета, в отношении каждого из которых определяется не более 2 кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
ж) материальных запасов - не более 2 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 3 счетов бюджетного учета;
з) кассовых операций - не более 1 формы первичных учетных документов, определенных Графиком;
и) операций по администрированию доходов и источников финансирования дефицита бюджета городского округа Красногорск - не более 3 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 4 кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
к) расчетов по субсидиям бюджетным, автономным учреждениям, юридическим лицам и межбюджетным трансфертам - не более 3 форм первичных учетных документов, определенных Графиком, в отношении каждой из которых определяется не более 5 кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
л) финансовых вложений - не более 2 форм первичных учетных документов, определенных Графиком;
м) объектов бюджетного учета, учитываемых на забалансовых счетах - не более 3 форм первичных учетных документов, определенных Графиком.
Субъект внутреннего финансового аудита имеет право определить иные показатели, которые учитываются при формировании аудиторской выборки.
5. Аудиторская выборка в отношении счетов бюджетного учета в целях осуществления анализа, указанного в пункте 3 настоящей Методики, формируется по подпунктам:
а) "а" - "д" пункта 4 настоящей Методики по счетам бюджетного учета с наибольшими значениями показателя на момент проведения выборочного анализа;
б) "е", "ж" и "к" пункта 4 настоящей Методики по счетам бюджетного учета с наименьшими значениями показателя на момент проведения выборочного анализа.
Субъект внутреннего финансового аудита имеет право определить иные показатели, которые учитываются при формировании аудиторской выборки.
6. Аудиторская выборка в целях осуществления анализа, указанного в пункте 3 настоящей Методики, формируется по подпунктам "б", "в", "и" и "к" пункта 4 настоящей Методики, в отношении кодов бюджетной классификации Российской Федерации с наибольшими показателями кассового исполнения на момент проведения выборочного анализа.
Субъект внутреннего финансового аудита имеет право определить иные показатели, которые учитываются при формировании аудиторской выборки.
7. Аудиторская выборка формируется в отношении каждого направления выборки, указанного в подпунктах "а" - "м" пункта 4 настоящей Методики (формы первичных учетных документов и (или) счета бюджетного учета и (или) кода бюджетной классификации Российской Федерации) (далее - направления выборки первичных учетных документов), в объеме не более 30 первичных учетных документов, относящихся к периоду с начала отчетного финансового года до момента проведения выборочного анализа, одним (несколькими) из следующих способов:
а) определение набора документов и информации на основе одного из следующих критериев:
документы (информация), относящиеся к месяцу наибольшего значения рассматриваемого показателя бюджетного учета (сальдо по дебету (кредиту) на конец периода);
документы (информация), относящиеся к месяцу наибольшего изменения (увеличения, уменьшения) рассматриваемого показателя бюджетного учета (оборот по дебету (кредиту) за период).
Оценка критериев осуществляется на основании регистров бюджетного учета Казначейства России;
б) определение набора документов и информации на основе профессионального суждения субъекта внутреннего финансового аудита о наличии недостатков и (или) нарушений;
в) определение набора документов и информации на основе оценки бюджетного риска, исходя из анализа полноты и достаточности ведомственных актов Министерства финансов Российской Федерации для осуществления бюджетной процедуры ведения бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также их соответствия требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Казначейства России.
8. В случае если количество первичных учетных документов по направлению выборки первичных учетных документов, определенных одним из способов, указанных в пункте 7 настоящей Методики, составляет менее 30 первичных учетных документов, объем аудиторской выборки по данному направлению выборки первичных учетных документов равен фактическому количеству первичных учетных документов, определенных одним (несколькими) из способов, указанных в пункте 7 настоящей Методики.
9. Выборочный анализ, указанный в пункте 3 настоящей Методики, может включать следующие этапы:
а) определение перечня первичных учетных документов, необходимость оформления которых обусловлена свершившимися фактами хозяйственной жизни;
б) определение субъектов бюджетных процедур, ответственных за формирование первичных учетных документов в соответствии с Графиком, и способа направления первичного учетного документа в Финансовое управление администрации городского округа Красногорск;
в) анализ соблюдения положений Графика и иных нормативных правовых (правовых) актов в части своевременности передачи первичных учетных документов, полноты передачи в отношении первичных учетных документов, передаваемых в виде электронного образа (скан-копии) или бумажного документа, или соблюдения необходимых условий в отношении электронных первичных учетных документов;
г) анализ заполнения формы и содержания передаваемого первичного учетного документа, в том числе анализ возможной однозначности определения счета бюджетного учета, кода бюджетной классификации Российской Федерации, подстатьи классификации операций сектора государственного управления, исходя из содержания передаваемого первичного учетного документа.
10. Полнота передачи первичных учетных документов оценивается на основе данных:
а) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";
б) единой информационной системы в сфере закупок;
в) автоматизированной информационной системы Министерства финансов Российской Федерации "Финансы";
г) системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации;
д) Казначейства России об учете операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий;
е) журналов регистрации документов (в том числе соглашений, контрактов (договоров) субъектов бюджетных процедур;
ж) субъектов бюджетных процедур, получаемых субъектом внутреннего финансового аудита путем направления руководителем аудиторской группы запросов;
з) иных источников, данные которых, по мнению субъекта внутреннего финансового аудита, являются достоверными.
11. По результатам проведения выборочного анализа, указанного в пункте 3 настоящей Методики, оценивается риск искажения бюджетной отчетности, связанный с несоблюдением законности, своевременности, полноты и правильности формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременности передачи для регистрации в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
III. Оценка достижения целей и соблюдения установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств
12. Сбор и анализ информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры ведения бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности в целях оценки достижения целей и соблюдения установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств, осуществляется на основании результатов выборочного анализа соответствия совокупности совершенных фактов хозяйственной жизни результатам инвентаризации.
Результаты проведенного анализа в отношении недостижения целей проведения инвентаризации объектов бюджетного учета, проводимой перед составлением годовой бюджетной отчетности, отражаются в Промежуточном заключении и Итоговом заключении.
Результаты проведенного анализа в отношении несоблюдения порядка проведения инвентаризации объектов бюджетного учета, проводимой перед составлением годовой бюджетной отчетности, отражаются в Итоговом Заключении.
13. Вероятность допущения ошибки в части недостижения целей проведения инвентаризации объектов бюджетного учета, проводимой перед составлением годовой бюджетной отчетности, оценивается в отчетном финансовом году в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита на основе выборочного анализа:
13.1. Наличия оснований для соответствия дебиторской задолженности критериям признания ее активом, признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности; принимаемых субъектами бюджетных процедур мер по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджет городского округа Красногорск, в том числе путем:
а) формирования аудиторской выборки из состава инвентаризационных описей по видам объектов бюджетного учета, сформированных при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности по состоянию на 1 января отчетного финансового года, в которых отражены данные о дебиторской задолженности по государственным контрактам, соглашениям, договорам, заключенным ранее чем за два года до даты начала отчетного финансового года, и составляющей по каждому виду объектов бюджетного учета:
при наличии трех и менее инвентаризационных описей - 100% контрагентов с соответствующими муниципальными контрактами, соглашениями, договорами;
при наличии более трех и менее десяти инвентаризационных описей с соответствующими данными - не более 7 контрагентов с соответствующими муниципальными контрактами, соглашениями, договорами по каждой инвентаризационной описи;
при наличии десяти и более инвентаризационных описей с соответствующими данными - не более 5 контрагентов с соответствующими муниципальными контрактами, соглашениями, договорами по каждой инвентаризационной описи;
б) рассмотрения (анализа) характеристик (долгосрочная, просроченная) дебиторской задолженности, определения причин образования просроченной дебиторской задолженности;
в) выявления на основе сведений из Единого государственного реестра юридических лиц ликвидированных юридических лиц в части задолженности по платежам в бюджет городского округа Красногорск, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанных организаций в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
г) анализа принимаемых субъектами бюджетных процедур мер по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджет городского округа Красногорск;
д) выявления случаев истечения сроков исковой давности на основании условий государственных контрактов, соглашений, договоров, наличия актов сверки задолженности, фактов предъявления требований об исполнении обязательства, иных документов.
13.2. Наличия признаков обесценения нематериальных активов, в том числе путем:
а) формирования аудиторской выборки из состава инвентаризационных описей, сформированных при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности по состоянию на 1 января отчетного финансового года, не более чем по 5 ответственным лицам в объеме не более 5 объектов бюджетного учета по каждому ответственному лицу;
б) выявления морального устаревания объекта нематериальных активов, снижающего его полезный потенциал.
13.3. Обоснованности причин отражения вложений в нефинансовые активы на соответствующем счете бюджетного учета путем:
а) формирования аудиторской выборки на основе инвентаризационных описей, сформированных при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности по состоянию на 1 января отчетного финансового года, в объеме не более 5 объектов бюджетного учета с наибольшей балансовой стоимостью;
б) анализа действий, принятых субъектами бюджетных процедур за истекший период отчетного финансового года с целью формирования нефинансовых активов.
13.4. Актуальности прав пользования активами путем:
а) формирования аудиторской выборки не более чем по 5 ответственным лицам в объеме не более 2 объектов бюджетного учета по каждому ответственному лицу;
б) определения фактов использования (наличия пользователей) по объектам активов.
13.5. По расчетам по платежам в бюджеты путем:
а) формирования аудиторской выборки не более чем по 3 группам аналитического счета бюджетного учета;
б) выявления задолженности, имеющейся по состоянию на начало отчетного финансового года и не погашенной (взысканной) в истекшем отчетном периоде отчетного финансового года, а также причин ее образования.
13.6. Полноты формирования, соответствия требованиям единой методологии бюджетного учета и составления, утверждения и представления бюджетной отчетности, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации, полноты и своевременности передачи в соответствии с Графиком первичных учетных документов, отражающих факты хозяйственной жизни:
а) по объектам нефинансовых активов путем:
формирования аудиторской выборки в объеме не более 5 документов одного типа (писем, служебных записок, приказов) и не более 5 объектов бюджетного учета по одному документу;
б) по расчетам по кредитам, займам (ссудам), по расчетам с кредиторами по долговым обязательствам путем:
формирования аудиторской выборки на основании информации, представленной в инвентаризационных описях, сформированных при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности по состоянию на 1 января отчетного финансового года, не более чем по 3 контрагентам по одной группе аналитического счета бюджетного учета.
13.7. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении выборочного анализа в соответствии с настоящим пунктом имеет право определить иные показатели, объемы аудиторской выборки и предмет анализа.
13.8. В случае если количество первичных учетных документов по одному из направлений аудиторской выборки (объекты бюджетного учета, ответственные лица) составляет менее определенного в пунктах 13.1 - 13.6 настоящей Методики объема аудиторской выборки, объем аудиторской выборки по данному направлению равен фактическому количеству первичных учетных документов.
14. При выявлении при проведении выборочного анализа, предусмотренного пунктом 13 настоящей Методики, признаков, указывающих на возможность наступления риска искажения бюджетной отчетности, связанного с недостижением целей проведения инвентаризации активов и обязательств, используется метод внутреннего финансового аудита "наблюдение" в части проведения инвентаризационными комиссиями сверки фактического наличия (соответствия критериям активов) соответствующих объектов бюджетного учета или сверки по расчетам, обязательствам (при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год в процессе подтверждения инвентаризационной комиссией фактического наличия объектов нефинансовых активов или проведения инвентаризационными комиссиям и сверки по расчетам и обязательствам).
15. Риск искажения бюджетной отчетности, связанный с несоблюдением установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств оценивается в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита на основании выборочного анализа порядка проведения инвентаризации объектов бюджетного учета, установленного субъектом бюджетного учета, а также документов, составленных по результатам инвентаризации активов и обязательств, проведенной перед составлением годовой бюджетной отчетности (по мере формирования и утверждения соответствующих документов).
При проведении выборочного анализа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оцениваются:
а) соответствие порядка проведения инвентаризации объектов бюджетного учета установленным требованиям положений правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства России.
При проведении анализа, указанного в настоящем подпункте, определяется в том числе полнота проведения инвентаризации активов и обязательств, подлежащих инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности;
б) достаточность состава инвентаризационных комиссий для принятия решений по результатам инвентаризации.
Определяется исходя из перечня должностей и наименований субъектов бюджетных процедур, включенных в состав инвентаризационных комиссий, на основании приказов о создании инвентаризационных комиссий, иных документов, утверждающих состав указанных комиссий.
При наличии признаков, указывающих на недостаточность профессиональных знаний, навыков и умений для принятия надежных решений в отношении соответствующих объектов бюджетного учета у совокупности членов инвентаризационных комиссий (исходя из занимаемых должностей, привлекаемых в состав инвентаризационной комиссии субъектов бюджетных процедур), используется метод внутреннего финансового аудита наблюдение за проведением инвентаризационными комиссиями сверки фактического наличия (соответствия критериям активов) соответствующих объектов бюджетного учета или сверки по расчетам, обязательствам в период проведения инвентаризации и соответствия объекта бюджетного учета критериям признания актива;
в) соблюдение порядка формирования инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), ведомостей расхождений по результатам инвентаризации (при наличии выявленных расхождений по результатам инвентаризации), актов о результатах инвентаризации, иных документов, необходимых для проведения инвентаризации в соответствии с требованиями, установленными Графиком и документами учетной политики субъекта бюджетного учета (далее - виды документов по результатам инвентаризации).
Объем аудиторской выборки при проведении указанного анализа составляет:
при наличии менее десяти единиц документов по одному виду документов по результатам инвентаризации - 100% от объема соответствующих документов;
при наличии более десяти единиц документов по одному виду документов по результатам инвентаризации - 20% от объема соответствующих документов, но не менее 10 документов;
г) полнота и правильность заполнения инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), ведомостей расхождений по результатам инвентаризации (при наличии выявленных расхождений по результатам инвентаризации), актов о результатах инвентаризации.
Объем аудиторской выборки при проведении указанного анализа составляет:
по инвентаризационным описям (сличительным ведомостям) по объектам нефинансовых активов "Нематериальные активы", "Вложения в нефинансовые активы", "Права пользования активами", по инвентаризационным описям задолженности по кредитам, займам (ссудам), а также по инвентаризационным описям расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами - не более 5 инвентаризационных описей по одной форме первичного учетного документа по одному структурному подразделению (ответственным лицам одного структурного подразделения) по одному аналитическому коду счета бюджетного учета;
по иным инвентаризационным описям (сличительным ведомостям) - не менее 1 инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по одной форме первичного учетного документа по одному субъекту бюджетных процедур (ответственным лицам одного структурного подразделения);
д) правильность и обоснованность числящейся задолженности по недостачам и хищениям, а также достаточность раскрытия причин наличия излишков и недостач, выявленных по результатам инвентаризации путем проведения анализа причин возникновения излишков и недостач, принятых мер по установлению виновного лица и взысканию с виновного лица в случаях выявления недостач и хищений.
Объем аудиторской выборки при проведении указанного анализа составляет 100% от случаев выявления недостач, излишков и хищений, но не более 10 объектов бюджетного учета, по которым выявлены недостачи, излишки или хищения;
е) обоснованность дебиторской (кредиторской) задолженности, не подтвержденной по результатам инвентаризации дебитором (не согласованной с кредитором), определяется в части достаточности принятых субъектом бюджетных процедур мер по обеспечению подтверждения задолженности дебиторами (согласования задолженности с кредиторами), наличия документов (информации) об отказе (обоснованности причин отказа) дебитора (кредитора) о подтверждении (согласовании) задолженности, установления порядком проведения инвентаризации особенностей подтверждения (согласования) задолженности дебиторами (кредиторами) в случаях невозможности ее подтверждения (согласования).
Объем аудиторской выборки при проведении указанного анализа составляет 50% объема первичных учетных документов, содержащих информацию о неподтверждении (несогласовании) задолженности с дебиторами (кредиторами), по одной форме первичного учетного документа по одному субъекту бюджетных процедур (ответственным лицам одного структурного подразделения);
ж) соответствие объемов обязательств, отраженных в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), данным документов, подтверждающих (согласовывающих) соответствующие объемы обязательств, на основании которых проведена инвентаризация.
Аудиторская выборка при проведении указанного анализа формируется по инвентаризационным описям (сличительным ведомостям) из состава инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), отобранных в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта, в которых отражена информация о подтверждении (согласовании) задолженности дебиторами (кредиторами), в объеме не более 5 контрагентов по инвентаризационной описи (сличительной ведомости);
з) полнота и своевременность передачи первичных учетных документов о поступлении и выбытии нефинансовых активов в период проведения инвентаризации, исходя из анализа корректности наличия (отсутствия) в инвентаризационных описях указанных объектов бюджетного учета.
Объем аудиторской выборки при проведении указанного анализа составляет 10% от материальных запасов, поступивших (выбывших) в период проведения инвентаризации материальных запасов, но не более 20 объектов бюджетного учета;
и) анализ полноты и корректности отражения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) фактов хозяйственной жизни, выявленных в рамках проведения выборочного анализа, предусмотренного пунктом 13.7 настоящей Методики.
Субъект внутреннего финансового аудита при проведении выборочного анализа в соответствии с настоящим пунктом имеет право определить иные показатели, объемы аудиторской выборки и предмет анализа.
IV. Оценка достоверности и соблюдения требований полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в Пояснительной записке
16. Оценка достоверности и соблюдения требований полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в Пояснительной записке осуществляется путем оценки:
полноты данных таблиц (приложений) из состава Пояснительной записки к бюджетной отчетности (далее - Сведения);
полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок при формировании данных текстовой части Пояснительной записки.
17. Результаты проведенного выборочного анализа в отношении риска искажения бюджетной отчетности, связанного с несоблюдением полноты Сведений и полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок при формировании данных текстовой части Пояснительной записки отражаются в Итоговом заключении.
18. Выборочный анализ, определенный в пункте 17 настоящей Методики, осуществляется на предмет полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок при формировании информации, представляемой субъектами бюджетных процедур в соответствии с Графиком в целях составления Сведений.
19. Аудиторская выборка в целях проведения выборочного анализа, указанного в пункте 17 настоящей Методики, формируется в отношении Сведений, отражающих факты хозяйственной жизни по показателям бюджетной отчетности, по которым:
а) отражена информация о принятых бюджетных обязательствах сверх утвержденных бюджетных назначений;
б) отклонение фактического исполнения бюджетных назначений от плановых (прогнозных) значений бюджетных назначений составляет менее 15%, но более 5% - не более 10 показателей бюджетной отчетности по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета городского округа Красногорск;
в) отклонение фактического исполнения бюджетных назначений от плановых (прогнозных) значений бюджетных назначений составляет более 15% - не более 10 показателей бюджетной отчетности по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета городского округа Красногорск.
Субъект внутреннего финансового аудита при проведении выборочного анализа имеет право определить иные показатели и объем выборки.
20. По результатам проведения выборочного анализа, указанного в пункте 17 настоящей Методики, оценивается риск искажения бюджетной отчетности, связанный с несоблюдением полноты и нейтральности Сведений, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, в том числе путем оценки вероятности допущения ошибки на основе сверки Сведений с данными регистров бюджетного учета в случае представления Сведений субъектами бюджетных процедур.
21. Под нейтральностью данных текстовой части Пояснительной записки понимаются данные, отбор для представления в бюджетной отчетности которых осуществлялся объективно.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
23. В целях проведения выборочного анализа полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок при формировании данных текстовой части Пояснительной записки:
а) формируется аудиторская выборка положений, в отношении которых будет проводиться выборочный анализ, исходя из анализа:
информации, необходимой к предоставлению субъектами бюджетных процедур, в целях составления бюджетной отчетности;
данных (показателей, информации), оказавших существенное влияние и характеризующих показатели бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедших отражения в таблицах и приложениях к бюджетной отчетности, текстовое описание которых обусловлено положениями;
б) проводится анализ нормативных правовых актов, устанавливающих единую методологию бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, на предмет идентификации положений, определяющих необходимость текстового описания информации, оказавшей существенное влияние и характеризующей показатели бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшей отражения в таблицах и приложениях к бюджетной отчетности (далее - положения).
24. По фактам несоблюдения положений на предмет полноты отражения данных в текстовой части Пояснительной записки проводится оценка полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок при формировании данных путем формирования суждения субъекта внутреннего финансового аудита.
25. По результатам проведения выборочного анализа, указанного в пункте 23 настоящей Методики, оценивается риск искажения бюджетной отчетности, связанный с несоблюдением полноты и нейтральности данных текстовой части Пояснительной записки.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Заключительные положения
26. При формировании суждения о наличии признаков и (или) фактов, влияющих на достоверность данных бюджетной отчетности, учитывается информация о принятии субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению недостатков (нарушений) и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемых к осуществлению контрольных действий).
27. В целях подтверждения информация о принятии субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению недостатков (нарушений) и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемых к осуществлению контрольных действий) аудиторской группой при формировании Итогового заключения может проводиться анализ показателей (информации), не попавших в аудиторскую выборку, аналогичных показателям (информации), в отношении которых были допущены недостатки (нарушения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от 15 декабря 2023 г. N 3177/12 "Об утверждении положения об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Администрации городского округа Красногорск Московской области"
Вступает в силу с 15 декабря 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание (krasnogorsk-adm.ru) 15 декабря 2023 г.