Если ваша деятельность лицензируется
Основные правила лицензирования
Расходы, связанные с получением лицензии
Приостановление, аннулирование и прекращение лицензии
Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании
Бухгалтерский и налоговый учет лицензий
Определенными видами деятельности можно заниматься только после получения лицензий. Вы помните правила лицензирования и порядок учета расходов?
Правовое регулирование выдачи лицензий осуществляется в основном Федеральным законом от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). В нем также перечислены виды деятельности, осуществление которых возможно только после получения лицензии (всего в п.1 ст.17 Закона N 128-ФЗ названо 120 видов деятельности). Конкретные вопросы лицензирования данных видов деятельности разрешаются в изданных на основании Закона о лицензировании Положениях о лицензировании тех или иных видов деятельности. Эти положения носят подзаконный характер и не могут противоречить Закону N 128-ФЗ.
Следует учитывать, что в п.2 ст.3 Закона N 128-ФЗ содержится перечень видов деятельности, осуществление которых требует получения лицензии, но уже не в рамках самого Закона, а в соответствии со специальными нормативными правовыми актами. Поэтому к ним правила Закона о лицензировании не применяются.
Основные правила лицензирования
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности.
Лицензия выдается, как правило, на 5 лет. По истечении этого срока лицензию необходимо продлить. Для этого не позднее чем через 15 дней после истечения ее срока подается заявление (прилагать к нему какие-либо документы не нужно) о переоформлении лицензии, и в течение 10 дней лицензирующим органом выдается новая лицензия.
В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов РФ. Конкретные федеральные лицензирующие органы, а также виды деятельности, в отношении которых правомочны региональные лицензирующие органы, определены в постановлении Правительства РФ от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Поскольку в данном Постановлении не указывается, какие конкретно региональные органы осуществляют лицензирование, для выяснения этого вопроса необходимо изучать региональное законодательство.
Если лицензия выдана субъектом РФ, лицензированная деятельность на территории другого субъекта возможна только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Порядок направления уведомлений содержится в п.5 Постановления Правительства РФ N 135.
Для получения лицензии необходимо обратиться в соответствующий лицензионный орган с документами, перечисленными в п.1 ст.9 Закона N 128-ФЗ. Этот перечень может быть расширен в соответствующих специальных нормативно-правовых актах, а также в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Как правило, в течение 60 дней со дня поступления заявления и необходимых документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Это решение оформляется приказом лицензирующего органа.
В течение этого же шестидесятидневного срока лицензирующий орган обязан уведомить соискателя о принятом решении.
Положительное уведомление направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Получив положительное решение, соискатель лицензии уплачивает лицензионный сбор и в течение трех дней после представления документа о его уплате лицензирующий орган выдает документ, подтверждающий наличие лицензии.
Если в предоставлении лицензии отказано, то в решении, направленном соискателю, указываются основания отказа, которых может быть два:
- представление документов с недостоверной или искаженной информацией;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Решение об отказе в предоставлении лицензии можно обжаловать в суде (п.4 ст.9 Закона N 128-ФЗ).
Расходы, связанные с получением лицензии
В статье 15 Закона N 128-ФЗ названо два вида лицензионных сборов.
Первый сбор в размере 300 руб. взимается за рассмотрение лицензирующим органом заявления и не зависит от результата рассмотрения. Если лицензирующим органом принято решение о выдаче лицензии, то дополнительно взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб.
Помимо лицензионных сборов Законом N 128-ФЗ предусмотрены и иные платежи: за предоставление выписок о конкретных лицензиатах и за выдачу дубликатов лицензии - 10 руб., за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (в том числе при продлении лицензии), - 100 руб.
Приостановление, аннулирование и прекращение лицензии
В соответствии с п.1 ст.13 Закона N 128-ФЗ лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии при выявлении неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
В решении о приостановлении лицензии обязательно должен быть установлен срок для устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев.
Принятое решение доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
После того как лицензиат устранит выявленные нарушения, действие лицензии возобновляется решением лицензирующего органа. Плата за возобновление действия лицензии не взимается.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продляется.
Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В пунктах 3, 4 ст.13 Закона N 128-ФЗ перечислены три основания аннулирования лицензии:
- нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекшее за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ;
- неустранение лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий в течение срока приостановления лицензии;
- неуплата лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
В первых двух случаях аннулирование лицензии осуществляется судом по заявлению лицензирующего органа. В третьем случае аннулирование лицензии производится самим лицензирующим органом без обращения в суд. Соответствующее решение доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Различие аннулирования и прекращения лицензии заключается в том, что для аннулирования лицензии необходимы активные действия лицензирующего органа, а прекращение лицензии осуществляется само по себе и не требует волеизъявления лицензирующего органа.
В пункте 2 ст.13 Закона N 128-ФЗ приведены основания прекращения лицензии:
- ликвидация юридического лица;
- прекращение деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования;
- прекращение действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за ведение деятельности без лицензии.
Так, в соответствии с абзацем третьим п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). По смыслу данного абзаца ликвидация по данному основанию осуществляется, если рассматриваемое нарушение является неоднократным и грубым.
Кроме того, в ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность за нарушение законодательства о лицензировании. А в статье 171 УК РФ - уголовно-правовая ответственность.
Бухгалтерский и налоговый учет лицензий
Как уже упоминалось выше, при получении лицензии лицензиат производит как минимум два лицензионных расхода: 300 руб. - за рассмотрение его заявления и 1000 руб. - за предоставление лицензии.
Поскольку в силу раздела I ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н) лицензии, полученные организацией, не относятся к нематериальным активам, в бухгалтерском учете они должны отражаться как расходы будущих периодов.
Как следует из п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н), данные расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Если лицензия прекращается (аннулируется), то остаток средств, отраженных как расходы будущих периодов, по нашему мнению, должен списываться сразу в состав внереализационных расходов. В случае если лицензия была приостановлена, а затем возобновлена, то каких-либо изменений в бухгалтерском учете производить не следует.
Пример
Организация прибрела лицензию на картографическую деятельность, уплатив в общей сумме лицензирующему органу 1300 руб.
В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:
- 300 руб. - плата за рассмотрение заявления лицензиата;
- 1000 руб. - плата за предоставление лицензии;
- 1300 руб. - лицензия предоставлена;
- в течение срока действия лицензии производится периодическое списание ее стоимости.
Расходы на приобретение лицензий включаются в налоговом учете в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией: при методе начисления - равномерно в течение срока действия лицензии (разд.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.02 N БГ-3-02/729); при кассовом методе - в полном объеме в момент оплаты.
А. Чумаков,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 6 (12), декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16