г. Краснодар |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А25-2440/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Тебердинский водоканал" (ИНН 0919000769, ОГРН 1080919000403) - Голаева Д.А. (доверенность от 09.12.2021), от ответчиков: федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" (ИНН 0917010056, ОГРН 1072635026320) - Авдеевой Е.Е. (доверенность от 01.08.2022) и Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ИНН 0901050303, ОГРН 1020900515459) - Лайпановой Д.К. (доверенность от 15.10.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тебердинский водоканал" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А25-2440/2020, установил следующее.
ООО "Тебердинский водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - учреждение) и Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию "Теплоэнерго" (далее - предприятие) о взыскании 4 050 162 рублей 45 копеек задолженности за опосредованное самовольное пользование услугами холодного водоснабжения и водоотведения в составе горячего водоснабжения с 01.05.2017 по 31.05.2020.
Решением от 08.04.2022 в иске отказано.
В суде апелляционной инстанции истец заявил отказ от исковых требований к предприятию.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2022 принят отказ общества от исковых требований к предприятию, решение от 08.04.2022 в этой части отменено, а производство по делу в указанной части прекращено; в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель отмечает, что между предприятием, обществом, потребителями услуг сложилась следующая модель взаимоотношений: предприятие осуществляет забор холодной питьевой воды из централизованной системы холодного водоснабжения, осуществляет ее подогрев и поставляет ее своим потребителям, при этом оплату за холодную воду обществу не производит, поскольку двухставочный тариф для предприятия не установлен и он не получает от потребителей плату за составную часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение) - компонент на холодную воду (теплоноситель), а получает от них только плату за компонент на тепловую энергию; плату за холодное и горячее водоснабжение (за компонент - холодная вода (теплоноситель) как компонент горячей воды), а также за водоотведение истец получает от потребителей; технические условия на установку и проектирование узлов учета холодной и горячей воды выдает общество, принимает их в эксплуатацию также общество. Предметом спора является опосредованное самовольное пользование учреждением централизованной системой холодного водоснабжения (самовольное потребление холодной воды в составе услуг горячего водоснабжения) через технологическое присоединение к линии труб горячего водоснабжения централизованной системы теплоснабжения закрытого типа, эксплуатируемой предприятием. Акт от 05.06.2020 N 03 является надлежащим доказательством незаконного (самовольного) потребления горячей воды на территории военного городка посредством технологического присоединения к линии труб горячего водоснабжения централизованной системы теплоснабжения двойной трубы диаметром 50 мм (труб подачи и возврата); наличия на объекте учреждения прибора учета тепловой энергии, не опломбированного и не введенного в эксплуатацию; отсутствия на спорном объекте контрольного и первичного колодцев для отбора проб сточной жидкости и установки жироулавливателя. Как стало известно обществу из претензионной переписки, предприятие выдало учреждению технические условия на строительство сетей отопления и горячего водоснабжения (технического присоединения к сетям отопления и горячего водоснабжения) от 11.04.2005 N 35/5, а также на установку узла учета тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) от 08.07.2010 N 28/10, в соответствии с которыми учреждение осуществило техническое присоединение к сетям отопления и горячего водоснабжения, а также установку узла учета тепловой энергии. При этом предприятие и учреждение не известили общество о данных обстоятельствах и с учетом того, что объект учреждения является режимным, общество не могло узнать об этом подключении, а учреждение не совершало действий по заключению договора с обществом и оплачивало предприятию только составную часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение) - компонент на тепловую энергию. По мнению заявителя, пользование централизованной системой холодного водоснабжения осуществляется учреждением опосредованно, через технологическое присоединение к сети горячего водоснабжения, принадлежащей предприятию, которая непосредственно присоединена к централизованной системе холодного водоснабжения, принадлежащей обществу. Поскольку такое подключение с обществом не согласовано, а отдельный договор на поставку холодной воды (прием сточных вод) в составе горячего водоснабжения обществом и учреждением не заключен, такое подключение истец квалифицирует как самовольное и производит расчет платы за фактически оказанные с 01.05.2017 по 31.05.2020 услуги по водоснабжению, объем которых определяет методом учета пропускной способности на основании подпункта "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776). Ответчик, подтверждая факт потребления холодной воды в составе услуг горячего водоснабжения, представил в суде первой инстанции альтернативный способ определения объема потребного ресурса - в соответствии с показаниями установленного узла учета тепловой энергии. По мнению заявителя, возможность применения узла учета тепловой энергии в качестве расчетного, в рассматриваемом случае исключена, в силу его установки без участия общества и некорректности учета объема холодной воды без проведения специальной предварительной настройки узла учета. Заявитель считает, что представление ответчиком данного контррасчета следует квалифицировать как частичное признание иска. Кроме того, объем теплоносителя (холодной воды в составе горячего водоснабжения) подлежит учету при расчете услуг водоотведения, поскольку объекты учреждения присоединены к системе водоотведения истца. Отказ в иске допускает возможность недобросовестного лица извлекать прибыль, уклоняться от заключения договора и не оплачивать потребляемые услуги.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, обществом (организация ВКХ) и учреждением (абонент) заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 05.12.2017 N 1700200, от 10.01.2018 N 003, от 23.04.2019 N 016, от 24.03.2020 N 005, по условиям которых организация ВКХ обязалась подавать абоненту холодную воду из системы коммунального водоснабжения к границе эксплуатационной ответственности объекта водопотребления, а абонент обязался принимать холодную воду из системы коммунального водоснабжения к границе эксплуатационной ответственности объекта водопотребления, производить сброс сточных вод в центральную канализацию, а также производить оплату на условиях, предусмотренных договорами.
Предприятие (теплоснабжающая организация) и учреждение (потребитель) заключили контракты от 22.05.2017 N 204, от 21.02.2018 N 204, 25.06.2019 N 204, от 23.09.2019 N 204, от 30.01.2020 N 204, предметом которых является купля-продажа (отпуск потребление) тепловой энергии, передаваемой сетевой водой, приобретаемой потребителем у теплоснабжающей организации для отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения зданий пограничной заставы в г. Теберда в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных контрактами.
5 июня 2020 года истцом составлен акт N 03, согласно которому при обследовании водопроводных и канализационных сетей обнаружено, что на территории пограничной заставы имеется факт незаконного потребления горячей воды от ЦТП - микрорайон КЧРГУП "Теплоэнерго" по трубе D = 50 мм; имеется прибор учета горячей воды, расходомер не опломбирован организацией ВКХ; узел учета горячей воды не зарегистрирован и не введен в эксплуатацию организацией ВКХ.
На основании указанного акта обществом начислена плата за самовольное пользование учреждением системой водоснабжения и водоотведения с 01.05.2017 по 31.05.2020.
Общество направило в адрес учреждения претензию с требованием об уплате задолженности.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами N 776, суды пришли к выводу о недоказанности истцом факта самовольного пользования ответчиком системами водоснабжения и водоотведения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленный в материалы дела акт от 05.06.2020 N 03 технического осмотра водопроводно-канализационных сетей, признали его ненадлежащим доказательством самовольного пользования учреждением системами водоснабжения и канализации, поскольку сведения, изложенные в нем, опровергаются иными представленными в материалы дела доказательствами.
Суды учли, что в материалы дела представлены контракты на теплоснабжение и проектная документация, разработанная для установки узла учета тепловой энергии, а также свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2015, согласно которому тепловые сети протяженностью 5249 метров, расположенные в г. Теберда, зарегистрированы за предприятием на праве хозяйственного ведения. Факт владения, пользования и распоряжения предприятием тепловыми сетями, расположенными в г. Теберда, подтверждается и данными бухгалтерского баланса предприятия. Учреждение является потребителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которая предоставляется по сетям предприятия. Предприятие, к сетям которого присоединен объект учреждения, выдало учреждению технические условия на строительство сетей отопления и горячего водоснабжения от 11.04.2005 N 35/5, а также технические условия на монтаж узла учета тепловой энергии (отопление и ГВС) от 08.07.2010. Узел учета тепловой энергии введен в эксплуатацию и опломбирован предприятием, учет фактически потребленной тепловой энергии (отопление и ГВС) ведется на основании его показаний.
Суды, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, сделали вывод о том, что наличие у учреждения заключенных договоров водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения исключают самовольное пользование сетями инженерно-технического обеспечения, в связи с чем такой абонент не должен нести негативных имущественных последствий, предусмотренных для таких случаев. Как правильно указали суды, определение ресурсоснабжающей организацией объема потребленного ресурса за спорный период расчетным методом на основании подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 неправомерно.
При этом суд округа учитывает следующее.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что предметом спора является опосредованное пользование учреждением централизованной системой холодного водоснабжения (самовольное потребление холодной воды в составе услуг горячего водоснабжения) через технологическое присоединение к линии труб горячего водоснабжения централизованной системы теплоснабжения закрытого типа, эксплуатируемой предприятием.
Согласно пункту 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Открытые системы теплоснабжения характеризуются тем, что водоразбор горячей воды для нужд потребителя происходит непосредственно из теплосети, причем он может быть как полным, так и частичным. Остающаяся в системе горячая вода продолжает использоваться для отопления или вентиляции. Расход воды в теплосети при этом способе компенсируется дополнительным количеством воды, которая подается в тепловую сеть (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.07.2021 N 27495-ИА/16).
Открытая система теплоснабжения по способу присоединения к теплосетям может быть зависимой, то сеть соединяться через элеваторы и насосы, или присоединяться по независимой схеме - через теплообменники.
В зависимых системах теплоснабжения теплоноситель по трубопроводу попадает сразу в систему отопления потребителя; промежуточные теплообменники, тепловые пункты и гидравлическая изоляция отсутствуют.
Независимыми системами теплоснабжения называют системы, в которых отопительное оборудование потребителей изолировано гидравлически от производителя тепла, а для теплоснабжения потребителей используют дополнительные теплообменники центральных тепловых пунктов. При такой системе имеется возможность регулирования количества тепла, доставленного к потребителю при помощи регулирования вторичного теплоносителя.
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (часть 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Закрытые системы теплоснабжения - это системы, в которых вода, циркулирующая в трубопроводе, используется только как теплоноситель, и не забирается из теплосистемы для нужд обеспечения горячего водоснабжения. При такой схеме система полностью закрыта от окружающей среды. Подача тепла в закрытой системе теплоснабжения регулируется централизованным способом, при этом количество теплоносителя (воды или пара) остается в системе неизменным. Расход тепла в системе зависит от температуры циркулирующего теплоносителя.
Таким образом, закрытая водяная система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в сети, используется только как теплоноситель и из сети не отбирается; горячая вода подготавливается на объекте теплопотребления (многоквартирное здание, бизнес-центр или производственное помещение) из холодной воды при помощи теплообменников.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), предусмотрено, что тепловым пунктом является комплекс устройств, который расположен в обособленном помещении, состоит из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение таковых к тепловой сети, а также параметры их работоспособности, управления режимами теплопотребления, трансформации, регулирования критериев теплоносителя.
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения объекта к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав имущества абонента.
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 123 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
В силу положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), пункта 2 Правил N 115, открытая система теплоснабжения предполагает ее одновременное использовании для целей горячего и для отопления (отбор горячей воды производится из тепловой сети).
Поскольку горячая вода, поставляемая учреждению, готовится на центральном тепловом пункте, объекты учреждения имеют закрытую систему горячего водоснабжения (пункт 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Объектами централизованной системы горячего водоснабжения признаются инженерные сооружения, входящие в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), непосредственно используемые для горячего водоснабжения (пункт 14 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой (пункт 7 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Иными словами, для приготовления горячей воды необходимы тепловая энергия и холодная вода, которая преобразуется в горячую воду - иной коммунальный ресурс - посредством нагрева на центральном тепловом пункте.
Для приготовления горячей воды эксплуатация закрытой системы горячего водоснабжения подразумевает приобретение холодной воды, подачу тепловой энергии, а также необходимость поддержания соответствующих технических параметров (в частности, давление в трубопроводах, температурный график) оборудования центрального теплового пункта.
Как установлено судами, предметом заключенных предприятием (теплоснабжающая организация) и учреждением (потребитель) контрактов от 22.05.2017 N 204, от 21.02.2018 N 204, 25.06.2019 N 204, от 23.09.2019 N 204, от 30.01.2020 N 204 является купля-продажа тепловой энергии.
Сторонами не оспаривается, что система теплоснабжения ответчика является четырехтрубной (раздача по четырем трубопроводам происходит после центрального теплового пункта). При этом две трубы (прямой и обратный) используются для подачи теплоносителя на нужды отопления, оставшиеся две - для горячего централизованного водоснабжения (прямой и циркуляционный).
Таким образом, и условия теплоснабжения объектов учреждения свидетельствуют об использовании закрытой схемы теплоснабжения для горячего водоснабжения.
Из представленной в материалы дела схемы технологического присоединения объектов ответчика к сетям горячего водоснабжения (т. 3, л. 76) следует, что отбор холодной воды из системы водоснабжения истца осуществляет предприятие, холодная вода, поставляемая обществом, поступает на центральный тепловой пункт предприятия, подогревается в этом пункте и подается потребителю - учреждению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" предусмотрено, что регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Закона N 416-ФЗ, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пунктов 88, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа на холодную воду. При этом компонент на холодную воду является составной частью тарифа на горячую воду, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на холодную воду; компонент на тепловую энергию - вторая часть тарифа на горячую воду, ее (составной части) размер устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию.
С учетом изложенного, именно предприятие, поставляющее учреждению горячую воду, и для этого использующее холодную воду, должно оплачивать обществу потребленную воду, а с учреждения получать плату по двухкомпонентному тарифу.
Поскольку предметом иска является стоимость холодной воды, которая должна входить в состав тарифа на горячее водоснабжение, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованности притязаний общества к учреждению и отсутствия у потребителя обязанности по оплате одного из компонентов тарифа на горячую воду лицу, не поставляющему такой коммунальный ресурс.
Общество отказалось от иска к предприятию, отказ принят судом апелляционной инстанции.
Доводы предприятия об отсутствии оснований для оплаты потребленной холодной воды в связи с предъявлением к оплате потребителям горячей воды стоимости только тепловой энергии (ввиду установления однокомпонентного тарифа - на тепловую энергию), основана на ошибочном понимании норм, регулирующих отношения в сфере тарифного регулирования и теплоснабжения.
Бремя доказывания экономической обоснованности тарифа, установленного регулирующим органом Карачаево-Черкесской Республики для предприятия, лежит именно на субъекте регулирования - предприятии, не приводящим ни соответствующих доводов, ни каких-либо объективных доказательств о предпринимаемых мерах к оспариванию либо несогласию с установленным тарифом.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А25-2440/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" предусмотрено, что регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Закона N 416-ФЗ, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пунктов 88, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа на холодную воду. При этом компонент на холодную воду является составной частью тарифа на горячую воду, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на холодную воду; компонент на тепловую энергию - вторая часть тарифа на горячую воду, ее (составной части) размер устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2022 г. N Ф08-10037/22 по делу N А25-2440/2020