Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Минобрнауки РС (Я)
от 12 января 2024 г. N 01-03/28
Порядок
проведения итогового собеседования по русскому языку в IX классах на территории Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в IX классах в Республике Саха (Якутия) (далее - Порядок) определяет сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования, формы проведения итогового собеседования.
2. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление (приложение 11) и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
В случае отказа предоставить согласие на обработку персональных данных, обучающийся допускается к участию в ИС без внесения сведений в РИС ГИА-9.
Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК, участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или надлежащим способом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
ИС проводится в ОО, определенных Минобрнауки РС (Я). О времени начала проведения ИС участника информирует ОО.
3. Организация проведения итогового собеседования. Сроки и продолжительность
3.1. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - Минобрнауки РС (Я)) определяет:
порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового собеседования;
порядок проведения, а также порядок (схему) проверки итогового собеседования;
порядок осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования (потоковая аудиозапись, персональная аудиозапись каждого участника итогового собеседования, комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей);
лиц, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования;
порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях и (или) комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования, определенных Минобрнауки РС (Я);
техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования (в том числе определяют возможность использования черно-белого или цветного комплекта КИМ итогового собеседования);
порядок проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования;
порядок и сроки передачи в РЦОИ сведений в виде специализированной формы, аудиофайлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных Минобрнауки РС (Я);
места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов КИМ итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам, Минобрнауки РС (Я) направляют соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования вне сроков проведения итогового собеседования, установленных Порядком.
ОИВ организуют формирование и ведение РИС и внесение сведений в РИС и ФИС ГИА и Приема.
3.2. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" или специализированных сайтах;
проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями Порядка и Рекомендаций;
организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные Минобрнауки РС (Я), учредителями, загранучреждениями.
3.3. Организационно-технологическое сопровождение подготовки и проведения ИС осуществляется Региональным центром обработки информации (далее - РЦОИ) и образовательными организациями.
3.4. РЦОИ:
организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающимися, освоивших основные образовательные программы основного общего образования (далее - РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования (далее - ФИС ГИА).
3.5. ОО в целях проведения ИС:
обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению ИС и комиссий по проверке ИС в ОО в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке ИС, о порядке проведения и проверке ИС изложенном в данном Порядке;
под подпись информируют участников ИС и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения ИС, о порядке проведения ИС, о ведении во время проведения ИС аудиозаписи ответов участников, о времени и месте ознакомления с результатами ИС, а также о результатах ИС, полученных участниками итогового собеседования.
3.6. В целях информирования граждан о порядке проведения ИС на официальных сайтах органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - МОУО) и на сайтах ОО публикуется информация о;
порядке проведения итогового собеседования, утвержденном Минобрнауки РС (Я) - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового собеседования;
сроках проведения итогового собеседования - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом собеседовании;
сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового собеседования.
4. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
4.1. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (14 февраля 2024 года).
4.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет 15-16 минут.
Для участников ИС с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников итогового собеседования составляет в среднем 45 минут). Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам (например, использовать больше времени на подготовку, чем предусмотрено заданиями к КИМ ИС), так и на ответы на задания КИМ ИС.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории (форма ИС-02, см. приложение 8), инструктаж участника итогового собеседования экзаменатором - собеседником по выполнению заданий КИМ итогового собеседования до начала процедуры и др.).
4.3. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование, участники ИС вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки - 13 марта и 15 апреля 2024 года (вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля).
4.4. Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных Порядком, в дополнительные сроки.
5. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации
5.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных Минобрнауки РС (Я).
5.2. Для проведения итогового собеседования выделяются:
аудитории ожидания итогового собеседования;
аудитории проведения итогового собеседования;
учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начала следующего учебного занятия в данном учебном кабинете);
Штаб.
5.3. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных учебных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (например, компьютер, оснащенный микрофоном, диктофон).
5.4. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.
5.5. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:
ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования (см. приложение 1);
организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации) (см. приложение 5);
собеседники, которые проводят собеседование с участниками итогового собеседования, инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, а также обеспечивают проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксируют время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования. Собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы) (см. приложение 3);
технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования от РЦОИ, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования и для внесения информации в специализированную форму (см. приложение 2).
В состав комиссии по проверке итогового собеседования входят эксперты (см. приложение 4).
Количественный состав комиссии по проверке итогового собеседования определяет образовательная организация в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества экспертов. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и экспертов рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации.
5.6. За три дня до проведения итогового собеседования в Штабе устанавливается ПО "Результаты итогового собеседования". В ПО загружается полученный от РЦОИ служебный файл формата B2P, содержащий сведения об участниках итогового собеседования.
5.7. За день до проведения итогового собеседования РЦОИ передает в образовательную организацию список участников итогового собеседования (см. приложение 7), ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории (см. приложение 8), протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (см. приложение 9), специализированную форму (см. приложение 10).
В образовательной организации список участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список корректируется. Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле "Аудитория".
6. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
6.1. Сведения по ИС вносятся РЦОИ в региональную информационную систему (далее - РИС) посредством ПО "Импорт ГИА-9". В РИС вносится следующая информация:
об участниках ИС;
о местах проведения ИС;
о назначении участников на даты проведения ИС;
о распределении участников по местам проведения ИС;
о результатах ИС, полученных участниками.
6.2. Сведения об участниках ИС предоставляют в РЦОИ МОУО.
6.3. ФГБУ "ФЦТ" размещает комплекты КИМ итогового собеседования для проведения итогового собеседования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на технологическом портале за 5 календарных дней до даты проведения итогового собеседования.
6.4. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта ФГБНУ "ФИПИ" (http://fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.
7. Проведение итогового собеседования
7.1. В день проведения ИС не ранее 07.30 по местному времени технический специалист ОО получает от ответственного по МОУО и тиражирует материалы для проведения ИС. РЦОИ получает данные материалы на технологическом портале по подготовке и проведению единого государственного экзамена не ранее 7:30 по местному времени.
7.2. В день проведения ИС в месте проведения ИС могут присутствовать:
ассистент, оказывающий участникам итогового собеседования с ОВЗ, участникам итогового собеседования - детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
общественные наблюдатели: аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют МОУО (либо возлагает данную функцию на ОО, закрепляя данный факт нормативным актом). Аккредитация граждан осуществляется по их личным заявлениям с указанием конкретного места проведения и даты проведения итогового собеседования, завершается не позднее чем за три рабочих дня до установленной даты проведения итогового собеседования.
аккредитованные от МОУО представители средств массовой информации;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица Минобрнауки РС (Я).
7.3. ИС начинается в 09.00 по местному времени. Участники ИС ожидают своей очереди в аудитории ожидания.
7.4. В аудиториях проведения итогового собеседования ведется аудиозапись. Порядок осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования - потоковая аудиозапись, персональная аудиозапись ответов каждого участника итогового собеседования, комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей.
7.5. Организатор проведения ИС приглашает участника ИС и сопровождает его в аудиторию проведения ИС согласно списку участников, полученному от ответственного организатора ОО, а после окончания ИС для данного участника - в учебный кабинет для участников, прошедших ИС. Затем приглашается новый участник ИС.
7.6. Во время проведения ИС участникам ИС запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
7.7. На рабочем столе/ парте участника помимо текстов, тем и заданий ИС могут находиться:
ручка;
документ, удостоверяющий личность;
лекарственные средства (при необходимости);
специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей.
7.8. С целью предупреждения нарушений настоящего Порядка проведения и объективности проведения ИС, а также для осуществления дублирующей записи ответов участников ИС, в месте проведения ИС рекомендуется организовать видеонаблюдение.
При проведении потоковой видеозаписи необходимо зафиксировать точную очередность сдачи ИС участниками для получения при необходимости конкретной дублирующей видеозаписи в целях проведения проверки.
7.9. Если проверка ответов участников итогового собеседования проводится экспертом после окончания проведения итогового собеседования по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования (вторая схема) то в целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогов ого собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора - собеседника отчетливо слышны.
Участники итогового собеседования могут прослушать часть аудиозаписи по своему усмотрению.
В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам" (см. приложение 13), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории" (см. приложение 8).
Такому участнику предоставляется возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, предусмотренные Порядком, или в день проведения итогового собеседования с использованием другого варианта КИМ итогового собеседования (с которым участник не работал ранее) в случае согласия участника итогового собеседования и наличия технической возможности для повторного прохождения процедуры в день проведения итогового собеседования (участник может быть приглашен в другую аудиторию проведения для работы с другим КИМ итогового собеседования).
При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а при необходимости и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования.
7.10. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам" (приложение 14), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории" (приложение 8).
7.11. В случае если участник итогового собеседования во время проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования нарушил установленные требования Порядка (запрет иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации), он удаляется с итогового собеседования. Собеседник приглашает ответственного организатора образовательной организации, который составляет "Акт об удалении участника итогового собеседования" (см. приложение 15). Собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории" (см. приложение 8).
В случае если проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку о досрочном завершении итогового собеседования в форме "Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования" (приложение 9).
Акты о досрочном завершении ИС или об удалении участника/лица, допустившего нарушение Порядка проведения ИС, и копии материалов хранятся в ОО не менее 2-х месяцев со дня завершения ИС и по запросу предоставляются в РЦОИ.
8. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников с ОВЗ детей-инвалидов и инвалидов
8.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающую инвалидность.
8.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
8.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются оригинал заключения медицинской организации и рекомендаций ПМПК.
8.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) Минобрнауки РС (Я), учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:
беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования (для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов при наличии соответствующего заключения ПМПК может быть организована отдельная аудитория проведения итогового собеседования), учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения итогового собеседования.
8.5. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) Минобрнауки РС (Я) учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным выше категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
Привлечение в качестве экзаменатора - собеседника, специалиста - дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора - собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования: в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата: при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
8.6. Минобрнауки РС (Я) самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования.
Указанным участникам итогового собеседования предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.
Минобрнауки РС (Я) определяет минимальное количество баллов для указанной выше категории участников итогового собеседования за выполнение заданий итогового собеседования, необходимое для получения результата "зачет", отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
Перечень нозологических категорий участников, для которых предусмотрено выполнение отдельных заданий КИМ итогового собеседования, и которые претендуют на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения "зачета", различные формы выполнения заданий, критерии оценивания заданий и итогового собеседования, по которым отдельные участники итогового собеседования могут быть оценены, минимальные возможные баллы и максимальные возможные баллы за итоговое собеседование представлены в приложении 12.
8.7. Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК. При проведении итогового собеседования в письменной форме допускается использование черновиков. Письменная форма работы оформляется на черновиках.
8.8. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, обучающегося с ОВЗ - ПМПК. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Согласно части 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лица с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер в соответствии с пунктом 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 (зарегистрирован Минюстом России 23.10.2013, регистрационный N 30242) (далее - Положение о ПМПК).
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК. Не каждому инвалиду (ребенку-инвалиду) требуются создание специальных условий для получения им образования. В таком случае он не обучающийся с ОВЗ. Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательным программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
9. Проверка и оценивание итогового собеседования
9.1. Проверка ИС осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке ИС.
Эксперты Комиссии по проверке ИС должны соответствовать указанным ниже требованиям:
Владение необходимой нормативной базой:
знание требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение ИС;
рекомендации по организации и проведению ИС; Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
Владение компетенциями, необходимыми для проверки ИС:
умение объективно оценивать устные ответы участников ИС;
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
9.2. Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по двум схемам:
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет" / "незачет". При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку "зачет" / "незачет";
ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости может пользоваться черновиками для эксперта.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
В целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть осуществлено экзаменатором-собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).
В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам" (см. приложение 13), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории".
Такому участнику предоставляется возможность повторно сдать итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, установленные Порядком.
При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а при необходимости и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования.
"Зачет" выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования, представленными в приложении 6 настоящего Порядка.
9.3. На участников итогового собеседования с ОВЗ, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и рекомендаций ПМПК), данное положение не распространяется. Минобрнауки РС (Я) определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения "зачета" для данных категорий участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования. Информация о принятых на уровне Минобрнауки РС (Я) минимальном и максимальном количестве баллов, необходимых для получения "зачета", соответствующая шкала (шкалы) оценивания заданий итогового собеседования, применимая(-мые) для названной категории участников итогового собеседования, заблаговременно направляется в образовательные организации и (или) места проведения итогового собеседования.
К проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов могут быть привлечены учителя-дефектологи (логопеды/сурдопедагоги/ тифлопедагоги и др.).
9.4. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
9.5. Результаты проверки ответов участников по завершении проверки загружаются техническим специалистом в специализированное ПО.
9.6. Комиссией по проверке ИС не должны быть сообщены образовательным организациям, учителям, участникам ИС результаты проверки ответов участников ИС до получения официальных результатов итогового собеседования.
9.7. Ответственный организатор передает электронный файл с результатами ИС в МОУО, а ответственный в МОУО в РЦОИ через портал ОГЭ.
9.8. Файлы с результатами оценивания ответов участников из ОО хранятся в РЦОИ не менее 2-х месяцев со дня завершения ИС, файлы с аудиозаписями ответов участников остаются в ОО и хранятся не менее 2-х месяцев со дня завершения ИС и по запросу предоставляются в РЦОИ.
По истечении указанного срока уничтожаются с составлением акта об уничтожении материалов ИС.
10. Обработка результатов итогового собеседования и повторный допуск к проведению итогового собеседования
10.1. В РЦОИ консолидируются файлы с результатами оценивания ответов участников ИС из ОО, файлы загружаются в РИС средствами специализированного программного обеспечения "Импорт ГИА-9".
В РИС производится обработка результатов участников ИС средствами специализированного ПО "Импорт ГИА-9".
10.2. По завершении итогового собеседования:
Все образовательные организации, направляют в МОУО, а МОУО через портал ЦМКО ОГЭ направляет:
- списки участников, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудиториях, протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования, специализированную форму с внесенной информацией из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в специальном B2P формате в тот же день после завершения ИС;
- аудиофайлы с записями устных ответов участников итогового собеседования не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения ИС;
10.3. Ознакомление обучающихся, экстернов и их родителей (законных представителей) с результатами ИС ОО осуществляет не позднее 5 дней после проведения итогового собеседования.
Ознакомление с результатами осуществляется непосредственно в ОО, в которой участник проходил ИС, под роспись.
11. Повторный допуск к итоговому собеседованию
Повторно допускаются к ИС по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие обучающиеся, экстерны:
получившие по результатам ИС неудовлетворительный результат ("незачет");
не явившиеся на ИС по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
не завершившие ИС по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
удалённые с итогового собеседования за нарушения требований, установленных в п. 22 Порядка.
12. Проведение повторной проверки итогового собеседования
12.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания ИС обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за ИС предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи его устного ответа.
Заявление подается в ОО не позднее двух рабочих дней со дня ознакомления с результатами ИС.
12.2. Повторная проверка ИС осуществляется комиссией, сформированной МОУО, не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления обучающегося, экстерна.
12.3. Ознакомление обучающихся, экстернов с результатами повторной проверки ИС осуществляется ОО не позднее одного рабочего дня со дня проведения повторной проверки ИС.
12.4. В случае расхождения в результатах оценивания ИС, решение о допуске обучающегося, экстерна к ГИА принимается ОО с учетом результатов повторной проверки ИС.
12.5. В случае изменения результата ИС по итогам повторной проверки, информация о результатах повторной проверки ИС направляется МОУО в РЦОИ в день проведения повторной проверки ИС.
13. Срок действия итогового собеседования
13.1. Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.
14. Проведение итогового собеседования в дистанционной форме
14.1. По решению Минобрнауки РС (Я), учредителей, загранучреждений итоговое собеседование проводится в дистанционной форме.
Порядок проведения итогового собеседования в дистанционной форме определяется Минобрнауки РС (Я), учредителями, загранучреждениями.
При определении порядка проведения итогового собеседования в дистанционной форме рекомендуется:
определить категории участников итогового собеседования, участвующих в проведении итогового собеседования в дистанционной форме;
определить ПО, посредством которого проводится итоговое собеседование в дистанционной форме, обеспечивающее обязательное ведение аудио- и видеозаписи процедуры проведения итогового собеседования;
установить требования, предъявляемые к техническим средствам для организации и проведения итогового собеседования, определить лиц, привлекаемых к проведению итогового собеседования, а также участников итогового собеседования, участвующих в итоговом собеседовании в дистанционной форме;
разработать инструкции для лиц, привлекаемых к проведению итогового собеседования, а также участников итогового собеседования, участвующих в итоговом собеседовании в дистанционной форме;
определить порядок проверки итогового собеседования, проведенного в дистанционной форме и др.
Разработанный порядок должен соответствовать требованиям, установленным Порядком, требованиям, предъявляемым к объективности проведения и проверки итогового собеседования, защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации.
Порядок проведения итогового собеседования в дистанционной форме, определенный Минобрнауки РС (Я), учредителями, загранучреждениями, должен быть заблаговременно доведен до сведения образовательных организаций, а также участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.