г. Краснодар |
|
11 октября 2022 г. |
Дело N А63-12537/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференц-связи, помощником судьи Макаровой А.В., при участии в судебном заседании от истца - Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2634098984, ОГРН 1162651080790) - Семеновой А.С. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А63-12537/2021, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) о возложении обязанности принять в казну Российской Федерации объект федерального недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 244,9 кв. м с кадастровым номером 07:10:0000000:27485, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Прохладный, ул. Головко, 317, литера А, 2 этаж.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике.
Решением суда от 19.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2022, требования удовлетворены. На территориальное управление возложена обязанность принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 244,9 кв. м с кадастровым номером 07:10:0000000:27485, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Прохладный, ул. Головко, 317, 2 этаж.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за лицом на праве оперативного управления, действующим законодательством не регламентированы. Безусловным основанием для возложения обязанности на собственника осуществить принятие излишнего имущества в казну являются лишь негативные последствия для учреждения при сохранении имущества в оперативном управлении.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за управлением на праве оперативного управления закреплен объект федерального недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 244,9 кв. м с кадастровым номером 07:10:0000000:27485, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Прохладный, ул. Головко, 317, литера А, 2 этаж; данное обстоятельство подтверждается записью о регистрации права оперативного управления от 23.06.2017 N 07:10:0000000:27485- 07/004/2017-2.
В связи с отсутствием необходимости в использовании объекта, находящегося в оперативном управлении Федеральная служба государственной статистики согласовала управлению их изъятие и передачу в казну Российской Федерации (письмо от 14.10.2020 N СО-16-2/4668-ТО).
Письмом от 07.10.2020 N 26-03/6536 территориальное управление сообщило, что решение о принятии в государственную казну Российской Федерации неиспользуемого федерального имущества принимает Росимущество на основании обращения территориального управления с приложением комплекта документов.
В ответ на данное письмо управление направило требуемый комплект документов для принятия в казну Российской Федерации спорного объекта (письмо от 16.10.2020 N АК-29-15/4548-ДР).
После повторного обращения истца (письмо от 17.11.2020 N АК-29-15/5052-ДР) ответчик сообщил, что территориальным управлением направлен запрос в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью получения согласия на принятие в государственную казну Российской Федерации неиспользуемого федерального имущества (письмо от 03.12.2020 N 26-03/7962).
После двух запросов управления о стадии рассмотрения вопроса принятия в казну Российской Федерации (письма от 14.01.2021 N АК-29-15/79-ДР и от 20.01.2021 N АК-29-15/206-ДР) ответчик сообщил, что Росимущество письмом от 15.12.2020 N ЕГ-07/40134 поручило Территориальному управлению Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике представить предложение по дальнейшему использованию объекта.
На запрос управления о стадии рассмотрения вопроса принятия в казну имущества (письмо от 26.02.2021 N АК-29-15/985-ДР) Территориальное управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике сообщило, что выявлена потребность в закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за УФСПП России по Кабардино-Балкарской Республике (письмо от 12.03.2021 N 07-ЕМ-03/886).
Вместе с тем УФСПП России по Кабардино-Балкарской Республике отказалось от принятия в оперативное управление объекта (письмо от 25.03.2021 N 07915121/5622).
Письмами от 24.03.2021 N АК-29-15/1618-ДР и от 27.04.2021 N ВД-29-15/106-ТС управление просило Территориальное управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике в кратчайший срок предоставить предложения по использованию объекта, с учетом того, что у федеральных организаций отсутствует потребность в использовании, и в течение года не принято какое-либо решение по вопросу использования объекта.
На данное письмо Территориальное управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике сообщило, что в Центральный аппарат Росимущества направлено письмо от 26.04.2021 N 07-ЕМ-03/1611 о дальнейшем распоряжении имуществом с предложением рассмотреть возможность изъятия имущества из оперативного управления в государственную казну Российской Федерации с последующим вовлечением в хозяйственный оборот путем передачи в аренду (письмо от 28.04.2021 N 07-ЕМ-03/1703).
Управление получило обращение местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики с просьбой рассмотреть вопрос о возможности передачи в безвозмездное пользование спорного объекта для размещения структурных подразделений местной администрации (письмо от 19.04.2021 N 46-1.1.3/2260).
Управление неоднократно обращалось с письмами в Росимущество с сообщениями об отсутствии потребности федеральных организаций в использовании объекта, отсутствии предложений от Территориального управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике по дальнейшему использованию объекта, а также выявленной потребности местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики в использовании объекта (письма от 27.04.2021 N ВД-29-15/107-ТС и от 30.04.2021 N АК-29-15/2613-ДР).
Ответчик повторно направил поручение Территориального управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике о вовлечении объекта в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду (письма от 15.12.2020 N ЕГ-07/40134 и от 30.06.2021 N ОМ-07/21489).
С учетом того, что территориальное управление как собственник имущества не дает согласие на безвозмездную передачу объекта в муниципальную собственность администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики, уклоняется от принятия объекта в казну Российской Федерации для дальнейшего принятия управленческих решений в отношении спорного объекта, а также принимая во внимание то, что спорный объект не используется управлением, истец инициировал процедуру прекращения права оперативного управления.
Непринятие территориальным управлением мер по принятию в казну Российской Федерации объектов послужило основанием для обращения управления в суд с рассматриваемым иском.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у управления права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, а также со сложившейся судебной практикой, в частности, между теми же сторонами (дело N А63-6988/2020 и А63-5758/2021).
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к повторению аргументов, изложенных в апелляционной жалобе, которые оценены этим судом и обоснованно отклонены. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены доводами кассационной жалобы и проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А63-12537/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, а также со сложившейся судебной практикой, в частности, между теми же сторонами (дело N А63-6988/2020 и А63-5758/2021)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2022 г. N Ф08-10769/22 по делу N А63-12537/2021