Упрощенная система налогообложения. Порядок представления отчетности
Порядок признания для целей налогообложения страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование
Расходы на добровольное страхование
О применении упрощенной системы налогообложения страховыми агентами
Пунктом 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете установлено, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Однако поскольку организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов) в соответствии с пунктом статьи 4 указанного Закона, требование о составлении бухгалтерской отчетности на них не распространяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ по истечении налогового (отчетного) периода организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации, составляемые по данным налогового учета (статья 346.24 НК РФ).
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога осуществляется не позднее сроков подачи налоговых деклараций.
Обращаем внимание на то, что пункт 7 статьи 346.21 НК РФ, определяющий порядок уплаты налога по истечении налогового периода, содержит редакционную ошибку. Согласно указанному пункту: "налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктом 1 статьи 346.23 настоящего Кодекса". Пункт 1 статьи 346.23 определяет порядок представления налоговой декларации только для организаций и, соответственно, устанавливает срок не позднее 31 марта. Однако это не означает, что и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать налог в эти сроки. В пункте 7 статьи 346.21 НК РФ следовало бы дать ссылку на пункты 1 и 2 статьи 346.23.
Данная редакционная ошибка признана налоговыми органами, о чем сообщается в письме Управления МНС РФ от 12 ноября 2002 г. N 27-08н/54296 (со ссылкой на письмо МНС РФ от 22 октября 2002 г. N 22-2-14/1340-АИ911).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляют уплату исчисленного за налоговый период налога не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме налоговой отчетности, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны составлять статистическую отчетность. Требование о представлении статистической отчетности содержится в пункте 4 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентируется Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154.
Порядок признания для целей налогообложения страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование учитывают в составе расходов на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Исходя из общего порядка признания расходов только после их фактической оплаты, установленного пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ, в качестве расходов могут быть приняты только фактически уплаченные взносы.
Согласно пункту 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (квартального авансового платежа по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку указанные налогоплательщики не ведут налоговый учет расходов, возникает вопрос - должны ли эти суммы страховых взносов к моменту начисления и уплаты налоговых платежей уже быть внесенными в бюджет или они должны быть только начисленными к уплате?
Согласно письму Управления МНС РФ по г.Москве от 30 апреля 2003 г. N 21-08/23431 "Об особенностях заполнения налоговой декларации" в данном случае следует исходить из общего принципа определения доходов и расходов, заложенного в статье 346.17 НК РФ, в соответствии с которым доходы считаются полученными, а расходы произведенными только после их фактической оплаты.
В соответствии с указанным письмом налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы (которые для целей налогообложения единым налогом учитываются только после фактического получения денежных средств за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)) должны принимать в уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачены в данном отчетном (налоговом) периоде.
Расходы на добровольное страхование
Расходы на добровольное страхование имущества или работников прямо не поименованы в перечне расходов, уменьшающих доходы, установленном пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Однако в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 и пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 255 НК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
В таким платежам (взносам) относятся платежи по договорам:
долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;
пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии;
добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 255 НК РФ совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
При этом следует иметь в виду, что:
взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процента от суммы расходов на оплату труда;
взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 000 рублей в год на одного застрахованного работника.
При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов) по договорам добровольного страхования.
Пример.
За 9 месяцев 2003 г. расходы на оплату труда (без учета платежей по договорам добровольного страхования) составили 1 300 000 руб. Страховой взнос по договору медицинского страхования работника составил 45 000 руб.
При расчете единого налога платеж по договору на медицинское страхование можно включить в расходы только в пределах 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (без учета суммы платежа).
3 процента от расходов на оплату труда составляют 39 000 руб. (1 300 000 руб. х 3%).
Соответственно, при определении объекта налогообложения за отчетный период на уменьшение доходов будет отнесено 39 000 руб.
О применении упрощенной системы налогообложения
страховыми агентами
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ страховщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. При этом статьей 8 Закона установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов, которыми признаются физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховой агент действует на основании договора поручения либо агентского договора.
В соответствии со статьей 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Статьей 1005 ГК РФ установлено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В связи с изложенным в письме Управления МНС РФ по г.Москве от 30 апреля 2003 г. N 21-08/23617 "О применении положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации" (на основании письма МНС РФ от 23 апреля 2003 г. N 22-2-15/944-0740) сделан вывод о том, что деятельность, осуществляемую страховыми агентами от имени страховщика на основе заключенных с ним договоров поручения либо агентских договоров, следует рассматривать как вспомогательную деятельность в сфере страхования, а самих страховых агентов - как посредников (доверенных лиц) в отношениях по страхованию между страховщиками и страхователями. Принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в области страхования главой 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты (организации и индивидуальные предприниматели), действующие от имени и по поручению страховщика, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения результатов их деятельности на общих для всех налогоплательщиков основаниях.
Ю.Н. Самохвалова
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru