г. Краснодар |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А32-40269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН: 1042304949752) - Топчиевой С.К. (доверенность от 16.09.2022) и Кожиной А.А. (доверенность от 19.09.2022), от ответчика - муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (ИНН 2309071138, ОГРН 1022301433065) - Слободенюк Н.А. (доверенность от 16.08.2022), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А32-40269/2021, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - учреждение) о взыскании 858 тыс. рублей ущерба, причиненного объекту окружающей среды.
Решением от 05.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.06.2022, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что причинно-следственная связь между действиями учреждения и вредом, причиненным природному объекту, доказана. Расчет суммы ущерба признан судами верным, произведенным в полном соответствии с установленной методикой.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "М2Центр" заключен договор от 24.06.2021 N 1-СМР на строительство объекта "Общеобразовательная школа на 1650 мест по ул. Красных Партизан - Азовская в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара" (далее - договор от 24.06.2021). В соответствии с данным договором была разработана проектная документация, в которой во исполнение норм градостроительного законодательства включен перечень мероприятий по охране объектов окружающей среды. Также учреждение указывает на то, что управлением не доказана причинно-следственная связь между действиями учреждения и вредом, подлежащим возмещению.
В отзыве на жалобу управление указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что сотрудники управления в ходе рейдового мероприятия по факту нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами на территории г. Краснодара, установили нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации на земельных участках с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
На основании рейдового осмотра 26.05.2021 с 12 часов 00 минут по 14 часов 00 минут, направленного на выявление нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
В ходе обследования выявлена несанкционированная свалка строительных бытовых отходов на почвенном покрове размером 30*50 и 7*25 метров, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:746 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Красных Партизан - ул. Азовская.
В ходе рейда специалистами аккредитованной лаборатории Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" отобраны пробы почвы и отходов, а также произведены замеры несанкционированных навалов отходов (размеры навалов 7*25 метров, 30*50 метров).
Согласно выписке из ЕГРН от 15.06.2021 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746 является учреждение. Земельный участок с кадастровым номером относится к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - объекты системы образования (школа).
В результате неисполнения учреждением обязательных требований в области природоохранного законодательства причинен вред почве в результате несанкционированного навала отходов на почве в границах земельных участков с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
Общая сумма вреда, причиненного почвам на обоих земельных участках, составляет 858 тыс. рублей. Управлением в адрес учреждения направлено письмо от 23.07.2021 N ЕЛ-02-12494 о добровольной оплате вреда, причиненного объекту окружающей среды.
В связи с неоплатой суммы ущерба, причиненного объекту окружающей среды, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 1, 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7), статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (далее - Методика N 238), Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения "О государственном земельном надзоре" и Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757".
Установив нарушение учреждением законодательства в области охраны окружающей среды в виде причинения вреда почве вследствие несанкционированного навала отходов на почве в границах земельных участков, суды признали обоснованными требования управления о взыскании вреда, причиненного почве. Расчет вреда, выполненный управлением на основании Методики N 238, суды признали верным, учреждение его не опровергло.
В соответствии с пунктами 6 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1 и 77 Закона N 7).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона N 7 лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 2 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Причинение вреда почве в границах земельного участка, принадлежащего учреждению, доказано представленными управлением материалами проверки, а также расчетом, произведенным в соответствии с Методикой N 238. Доказательства обратного учреждение не представило.
Таким образом, суды обоснованно отклонили довод учреждения об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения и вредом, причиненным объекту окружающей среды, а также о недоказанности факта загрязнения почвы.
Ссылка учреждения на заключенный с ООО "М2Центр" договор от 24.06.2021 с закрепленным перечнем подлежащих проведению мероприятий об охране объектов окружающей среды подлежит отклонению в связи с тем, что в ходе рассмотрения спора в суде первой и апелляционной инстанций, заявитель не представил доказательства проведения указанных мероприятий, а также отсутствия навала отходов на почве в границах земельных участков.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, учитывая, что материалами дела подтверждается предусмотренная статьей 77 Закона N 7 совокупность обстоятельств для возложения на водоканал ответственности в виде возмещения ущерба в денежном выражении, принимая во внимание правильность произведенного управлением расчета размера ущерба, причиненного окружающей среде (почвам), пришли к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, подлежат отклонению. Обстоятельства, на которые ссылается учреждение, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя по существу сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой доказательств, которая не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А32-40269/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка учреждения на заключенный с ООО "М2Центр" договор от 24.06.2021 с закрепленным перечнем подлежащих проведению мероприятий об охране объектов окружающей среды подлежит отклонению в связи с тем, что в ходе рассмотрения спора в суде первой и апелляционной инстанций, заявитель не представил доказательства проведения указанных мероприятий, а также отсутствия навала отходов на почве в границах земельных участков.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, учитывая, что материалами дела подтверждается предусмотренная статьей 77 Закона N 7 совокупность обстоятельств для возложения на водоканал ответственности в виде возмещения ущерба в денежном выражении, принимая во внимание правильность произведенного управлением расчета размера ущерба, причиненного окружающей среде (почвам), пришли к правильному выводу об обоснованности исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2022 г. N Ф08-10505/22 по делу N А32-40269/2021