Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы автономной некоммерческой организации "Институт права и публичной политики" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Автономная некоммерческая организация "Институт права и публичной политики" (далее - АНО "Институт права и публичной политики") оспаривает конституционность абзацев первого - одиннадцатого пункта 6 статьи 2 "Некоммерческая организация" и пункта 10 статьи 13.1 "Государственная регистрация некоммерческих организаций" (в настоящее время утратили силу), а также пункта 7 статьи 32 "Контроль за деятельностью некоммерческой организации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ) Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Кроме того, заявитель оспаривает конституционность являющихся, по его утверждению, аналогичными перечисленным законоположениям частей 2-5 статьи 4 "Виды деятельности" Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Как следует из представленных материалов, решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 4 октября 2021 года, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным распоряжения уполномоченного органа о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и о возложении обязанности исключить его из данного реестра. При этом суды установили, что основанием для включения АНО "Институт права и публичной политики" в указанный реестр послужило получение иностранного финансирования и осуществление деятельности (участие в организации и проведении публичных мероприятий; организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичные обращения к органам публичной власти и их должностным лицам; влияние на деятельность этих органов путем действий, направленных на принятие, изменение, отмену нормативных актов; распространение мнений о решениях, принимаемых государственными органами), которая с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П, была квалифицирована как политическая.
По мнению АНО "Институт права и публичной политики", оспариваемые законоположения - примененные, а также не примененные судами в ее конкретном деле - противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 1 (часть 1), 10, 13 (часть 1), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 29 (части 1 и 3), 30 (часть 1), 33, 37 (часть 1), 44 (часть 1), 45, 46, 49 (часть 1), 54, 55 (части 2 и 3), 120 (часть 1) и 123 (часть 3), поскольку:
предусматривают неопределенное понятие "политическая деятельность", что в отсутствие установленных законом пределов усмотрения правоприменительных органов позволяет им необоснованно признавать научную деятельность в сфере конституционного права политической деятельностью;
не устанавливают размер денежных средств, получаемых из иностранных источников, достаточный для признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента;
обязывают такую организацию самостоятельно определять, является ли ее деятельность политической;
допускают (в связи с изложенным) произвольное включение некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что является дискриминацией, нарушает принцип правомерных ожиданий и фактически умаляет свободу научного творчества этой организации.
Кроме того, в жалобе АНО "Институт права и публичной политики" содержится адресованное Конституционному Суду Российской Федерации требование обратиться в Верховный Суд Российской Федерации за разъяснениями судебной практики в целях приведения ее в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку, выделяя некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, и устанавливая их обязанность до начала осуществления политической деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:
направлены на обеспечение прозрачности (открытости) деятельности некоммерческих организаций, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, в целях оказания воздействия - прямого или опосредованного (путем формирования общественного мнения) - на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, не предполагают государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов такой деятельности и не означают негативную законодательную оценку некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
устанавливают уведомительный порядок включения некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и не препятствуют некоммерческим организациям свободно изыскивать и получать денежные средства и иное имущество как от иностранных, так и от российских источников и использовать их для организации и проведения политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников;
исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не лишают их права на судебную защиту от необоснованных требований органов юстиции или прокуратуры о подаче заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возлагая бремя доказывания необходимости подачи такого заявления на соответствующие государственные органы.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявления себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности.
Таким образом, оспариваемые АНО "Институт права и публичной политики" положения Федерального закона "О некоммерческих организациях", рассматриваемые с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не предполагают произвольного применения и не могут расцениваться как нарушающие в конкретном деле ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте. Что касается частей 2-5 статьи 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", то, вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", их применение судами в конкретном деле заявителя не подтверждается.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Институт права и публичной политики", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. N 3554-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Институт права и публичной политики" на нарушение ее конституционных прав абзацами первым - одиннадцатым пункта 6 статьи 2, пунктом 10 статьи 13.1 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также частями 2-5 статьи 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-