Законодательство о контрольно-кассовой
технике: отдельные вопросы порядка применения
Порядок применения бланков строгой отчетности
Особенности осуществления наличных расчетов с юридическими лицами
Ответственность за неприменение Закона о ККТ
С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон)*. Новый Закон породил множество проблем. Дело в том, что его реализация требует принятия большого количества нормативных документов, без которых невозможно соблюдение всех его требований.
Как отмечается в письме МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406, только непосредственно в тексте Закона указано на необходимость принятия Правительством РФ 12-ти подзаконных нормативных актов. В их числе:
Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности;
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам;
Порядок учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам;
Порядок определения специфики деятельности и особенностей местонахождения организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления им права осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 3 статьи 2 Закона.
Естественно, что для разработки соответствующих документов потребуется определенное время. Поэтому на период их подготовки МНС РФ в письме от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406, изданном во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ А.Л. Кудрина от 18 июня 2003 г. N КА-П5-6943, предлагает сохранить действие нормативных актов Правительства РФ и иных решений по данному вопросу, принятых до введения в действие Закона, в части, не противоречащей ему.
Так, в части, не противоречащей Закону, действуют (письмо Управления МНС по г.Москве от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041):
Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745;
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина РФ от 30 августа 1993 г. N 104;
Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный приказом Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. N БГ-3-14/36;
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40;
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций с применением ККМ, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132;
Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке";
письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой отчетности;
Государственный реестр, утвержденный Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Порядок применения некоторых норм Закона прокомментирован в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" (далее - Постановление ВАС РФ N 16) и письмах МНС РФ и Минфина РФ, которые будут рассмотрены далее.
Порядок применения бланков строгой отчетности
Пунктом 2 статьи 2 Закона установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Сразу обращаем внимание на то, что данное правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя, и на наличные расчеты с юридическими лицами не распространяется.
Как уже было отмечено ранее, в соответствии с указанной нормой Закона Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 до выхода соответствующего правительственного постановления действуют утвержденные Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
В письме от 29 июля 2003 г. N 03-01-01/11-233 Минфин РФ сообщил, что форма 10 "Квитанция", утвержденная приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, являющаяся бланком строгой отчетности и предназначенная для приема наличных денежных средств уполномоченными лицами бюджетного учреждения без применения контрольно-кассовых машин, прошла повторное согласование в ГМЭК и в соответствии с выпиской из протокола заседания ГМЭК от 24 июня 2003 г. N 2/74-2003 (доведен до сведения письмом МНС РФ от 4 июля 2003 г. NN ШС-6-22/738) срок ее действия продлен без ограничений. (Ранее эта форма считалась согласованной до 1 января 2003 года (см. письмо МНС РФ от 15 июня 2000 г. N ВНК-6-16/453 "О решениях Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 10 марта 2000 г.")).
В соответствии с пунктом 4 Постановления ВАС РФ до момента издания Правительством РФ указанных в пункте 2 статьи 2 Закона нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, МНС РФ в письме от 4 июля 2003 г. N ШС-6-22/738@ обязывает управления МНС РФ по субъектам Российской Федерации не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности, согласованных решением Государственной комиссии от 24 июня 2003 г., впредь до утверждения их Минфином РФ.
Особенности осуществления наличных расчетов
с юридическими лицами
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из положений Закона, сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги). То есть контрольно-кассовые машины подлежат применению не только при наличных денежных расчетах с населением, но в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
Кроме того, поскольку возможность неприменения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением, при наличных денежных расчетах с организациями контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер. Кроме того, во исполнение требований статьи 168 НК РФ, организация-продавец обязана также выставить покупателю счет-фактуру.
В соответствии с пунктом 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, продавцы обязаны вести книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, лент контрольно-кассовых машин, бланков строгой отчетности, составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Поскольку в книге продаж необходимо отражать и счета-фактуры, и кассовые чеки, то во избежании повторной регистрации одних и тех же сумм, рекомендуем данные ленты контрольно-кассовой машины фиксировать в книге продаж за минусом сумм, по которым выписаны счета-фактуры. В случае принятия такого порядка заполнения книги продаж его следует оформить соответствующим распорядительным документом.
Ответственность за неприменение Закона о ККТ
Закон устанавливает требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения (статья 4) и обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику (статья 5). В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона налоговые органы налагают на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона, штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Означает ли данная норма КоАП РФ, что за иные правонарушения, связанные c применением контрольно-кассовых машин, ответственность не предусмотрена? Что считать неприменением контрольно-кассовых машин? Ответы на эти вопросы содержатся в Постановлении ВАС РФ N 16.
Согласно пункту 1 Постановления при толковании статьи 14.5 КоАП РФ судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). В целях соблюдения этого порядка организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании пункта 1 статьи 4 Закона.
С учетом изложенного под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона);
использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона). На основании пункта 5 статьи 3 Закона в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено статьей 4 Закона);
использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Согласно пункту 2 Постановления ВАС РФ N 16 не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины организации и индивидуальные предприниматели, применяющие при осуществлении наличных расчетов вместо контрольно-кассовой машины иные указанные в Законе о ККТ виды контрольно-кассовой техники (электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы).
Организациям и индивидуальным предпринимателям, торгующим алкогольной и спиртосодержащей продукцией, следует иметь в виду, что неприменение контрольно-кассовых машин при продаже гражданам указанной продукции влечет применение ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, а не частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 6 Постановления ВАС РФ N 16). (Часть 3 статьи 14.16 предусматривает ответственность в виде административного штрафа в том же размере, что и статья 14.5, но с возможностью конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.)
Пунктом 7 Постановления ВАС РФ N 16 установлено, что индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.
В соответствии с пунктом 8 Постановления N 16 при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности суды должны руководствоваться общим правилом, закрепленным в статье 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.
Ю.Н. Талалаева
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
(*) Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 10 Закона), опубликован в "Собрании законодательства РФ" 26 мая 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru