г. Краснодар |
|
13 октября 2022 г. |
Дело N А63-15691/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с помощью систем веб-конференции, от истца - акционерного общества проектного института "Ставрополькоммунпроект" (ИНН 2600000045, ОГРН 1022601939678) - Рудь Н.Н. (доверенность от 07.07.2022), ответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (ИНН 2636206829, ОГРН 1152651000512) - Симоненко И.И. (доверенность от 27.07.2022), в отсутствие третьего лица - федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" в лице Северо-Кавказского филиала ФАУ "Главгосэкспертиза", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества проектного института "Ставрополькоммунпроект" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А63-15691/2021, установил следующее.
АО проектный институт "Ставрополькоммунпроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) об обязании предоставить расчетную схему канализации с обоснованием увеличения производительности сетей, предусмотренную пунктом 10 Приложения N 1 к государственному контракту от 20.04.2021 N 0121200004721000047 на выполнение комплекса работ в рамках реализации проекта "Строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск": выполнение инженерных изысканий, разработка градостроительной, проектной и сметной документации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" в лице Северо-Кавказского филиала ФАУ "Главгосэкспертиза".
Решением от 18.03.2022, оставленным без изменения постановлением от 30.06.2022, в иске отказано. Суды исходили из согласованности между истцом и ответчиком условий при заключении государственного контракта, приложений к государственному контракту и технического задания. Доказательств возникновения у общества на этапе проведения конкурентных процедур либо на этапе подписания контракта, каких-либо вопросов, претензии к расчетной схеме канализации с обоснованием увеличения производительности сетей, в материалы дела не представлено. Суду также не представлены доказательства обращения общества с запросами к министерству о разъяснении вопросов по расчетной схеме канализации с обоснованием увеличения производительности сетей, наличии ее/отсутствии, вопросов на состав и содержание указанной расчетной схемы на этапе проведения конкурентных процедур.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды сделали ошибочный вывод о том, что ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" передало обществу расчетную схему 13.05.2021, а также министерство передало общество схему 27.08.2021. Ссылка судов на то, что требования к расчетным схемам законодателем не установлены, ошибочна, противоречит Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлению Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения"), СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85. Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: 1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; 3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - требования N 782, правила N 782). Податель жалобы считает выводы суда об отсутствии доказательств обращения общества в ФАУ "Главстройэкспертиза России" с проектной документацией в целях прохождения государственной экспертизы, уведомления экспертной организации о недостаточности предоставленных для экспертизы документов ввиду отсутствия расчетной схемы канализации, неверными, поскольку в материалы дела представлено письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 16.06.2022 N СКЭ-30078_ предпроверка.2022_03_25-066, полученное в рамках проверки спорной проектной документации, загруженной в государственную экспертизу. В письме от 16.06.2022 N СКЭ-30078_предпроверка.2022_03_25-066 указано на следующие замечания по загруженной проектной документации: "1. Основные технико-экономические показатели объекта (объектов) капитального строительства не соответствуют заданию на проектирование. 2. В состав пояснительной записки не включены: сведения о проекте планировки, а также приказ об его утверждении; схема (схемы) водоснабжения и водоотведения г. Кисловодск, утвержденная в установленном порядке, на основании которой предусматривается развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения и содержащая прогнозные балансы потребления воды/отведения сточных вод; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения); перечень мероприятий по реализации схем водоснабжения (водоотведения) и пр. 3. Принятые диаметры трубопроводов не обоснованы гидравлическим расчетом. 4. Не представлена схема переключения выводимых из эксплуатации существующих участков сетей на проектируемые, учитывая тот факт, что реконструкция осуществляется в условиях непрерывной работы системы водоотведения"
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы, представитель министерства просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что 20.04.2021 министерство (заказчик) и общество (подрядчик), по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме, заключили государственный контракт N 0121200004721000047 на выполнение комплекса работ в рамках реализации проекта "Строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск": выполнение инженерных изысканий, разработка градостроительной, проектной и сметной документации (т. 1, л. д. 9 - 17).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта работы должны выполняться подрядчиком в соответствии с условиями контракта, требованиями действующих ГОСТов, СНиПов, ВСН, ОДН, других нормативных документов, регламентирующих разработку проектной документации. Работа по контракту считается выполненной (за исключением гарантийных обязательств) после завершения всех видов работ, получения положительного заключения государственной экспертизы в полном объеме, получения заключения о достоверности сметной стоимости и передачи документа заказчику, подписания актов приема сдачи документации у заказчика.
Проектная документации должна быть разработана в соответствии с "Положением о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Проектная документация должна отвечать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 23.06.2020 N 282-ст), другим действующим нормативно-правовым документам, строительным нормам и правилам. Разработка и оформление проектной документации должна проводиться в соответствии с государственными стандартами системы проектной документации строительства (СПДС) и иными действующими техническими документами.
Согласно пункту 2.1 цена контракта составляет 55 млн. рублей (начальная (максимальная) цена контракта 100 531 910 рублей). Цена контракта включает стоимость выполнения работ, стоимость согласования в специализированных организациях, стоимость проведения государственной экспертизы проектной документации (включая сметы) и результатов инженерных изысканий, а также налоги и другие обязательные платежи, взимаемые на территории Российской Федерации, стоимость расходных материалов, транспортных, командировочных и иных расходов, связанных с исполнением контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта начало выполнения работ - со дня заключения контракта. Окончание выполнения работ: I стадия (этап) - изыскательские работы, сбор исходно-разрешительной документации до 01.06.2021; II стадия (этап) - Градостроительная документация до 01.08.2021; III стадия (этап) - проектно-сметная документация до 15.08.2021; IV стадия (этап) - государственная экспертиза проектной и градостроительной документации и результатов инженерных изысканий. Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства до 01.11.2021; V стадия (этап) - рабочая документация с даты окончания государственной экспертизы "Проектной документации" не более 50-ти календарных дней (в рамках сроков государственного контракта).
Пунктом 4.2 контракта стороны определили, что подрядчик выполняет работу по контракту в объеме, определенном контрактом в соответствии с заданием (приложение N 1 к контракту) и нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации на дату передачи результата выполненных работ по контракту.
Государственная экспертиза проектной документации (включая сметы) и результатов инженерных изысканий обеспечивается подрядчиком с получением положительных заключений.
Согласование проектных решений, получение исходных данных для составления проектно-сметной документации, разработка дополнительных проектных решений (при необходимости) и командировки производятся подрядчиком за свой счет. Получение сведений, содержащихся в информационной системе градостроительной деятельности (об адресе; о картографических материалах или их копиях; о топографо-геодезической и инженерно-геологической изученности; о дежурном плане города с выдачей копий отводов) производятся подрядчиком самостоятельно и за свой счет.
Общество указало, что в ходе исполнения контракта установлено отсутствие документации для производства работ, а именно: расчетной схемы канализации с обоснованием увеличения производительности сетей.
Письмом от 19.04.2021 (т. 1, л. д. 18) общество обратилось к министерству с требованием предоставить схему существующих городских сетей канализации г. Кисловодск; расчетную схему обоснования канализации с обоснованием с увеличением производительности сетей; расчет подбора сечения, планируемого/проектируемого канализационного коллектора по зонам увеличения диаметра; видео-отчет обследования существующих канализационных сетей, проведенных ответчиком ранее.
Письмом от 18.08.2021 (т. 1, л. д. 31) общество сообщило министерству о приостановлении исполнения контракта, в связи с непредоставлением запрашиваемой документации.
В связи с отсутствием добровольного удовлетворения требований о предоставлении необходимых документов, истец обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Гражданский кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положительное заключение экспертизы проектной документации необходимо для получения разрешения на строительство, реконструкции объекта капитального строительства.
Обращаясь с иском в суд, общество указало на то, что министерство не исполнило свою обязанность по передаче обществу расчетной схемы канализации с обоснованием увеличения производительности сетей, предусмотренную пунктом 10 Приложения N 1 к государственному контракту от 20.04.2021 N 0121200004721000047, что привело к невозможности исполнить контракт в установленные сроки.
Отказывая в иске, суды указали, что расчетная схема предоставлена министерством обществу письмом от 27.08.2021 N 10210/09; поскольку форма расчетной схемы законодательно не установлена, то нет оснований считать ее ненадлежащей; в дело не представлены доказательства того, что для прохождения государственной экспертизы предоставленной расчетной схемы недостаточно; общество возобновило и продолжило работы в отсутствие истребуемого документа, поэтому не имеется препятствий в исполнении контракта; общество не обращалось в министерство за разъяснениями относительной содержания расчетной схемы.
Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела и доводы сторон, пришел к выводу о необоснованности выводов судов в силу следующего.
Между сторонами возник спор о надлежащем выполнении министерством обязанности по исполнению пункта 10 Приложения N 1 к государственному контракту от 20.04.2021 N 0121200004721000047, согласно которому министерство к техническому заданию на проектирование должно было приложить в электронном виде следующие документы: схему существующих городских сетей канализации; расчетную схему канализации с обоснованием увеличения производительности сетей; предложенную схему проектируемых сетей с указанием начальных и конечных камер, либо точек проектирования (для определения коридора инженерно-геологических и геодезических изысканий).
Доводы общества сводятся к тому, что по своему содержанию предоставленные министерством расчетная схем и расчет объемов водоотведения не является расчетной схемой канализации с обоснованием увеличения производительности сетей, поскольку не содержит данные, предусмотренные Законом N 416-ФЗ.
Указанные доводы общества оставлены без внимания.
Между тем, согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ о водоснабжении водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9).
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (часть 4 статьи 38 Закона N 416-ФЗ).
На основании части 5 статьи 38 Закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения, водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 38 Закона N 416-ФЗ).
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
Согласно Порядку разработки схем водоснабжения и водоотведения, "схемы водоснабжения и водоотведения" - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития; "электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения" - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенная для хранения, мониторинга и актуализации информации о технико-экономическом состоянии централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, осуществления механизма оперативно-диспетчерского управления в указанных централизованных системах, обеспечения проведения гидравлических расчетов.
Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем (пункт 9 Порядка).
Таким образом, суды не дали оценку и не проверили представленные министерством на 2-х листах расчетную схему и расчет объемов водоотведения на соответствие требованиям Закона N 416-ФЗ и необоснованно оставили без внимания данный довод общества.
На необходимость включения в исходно-разрешительную документацию водоснабжения/водоотведения города-курорта Кисловодск схемы, соответствующей требованиям статьи 38 Закона N 416-ФЗ, также указано в ответе ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.01.2022 N 08-05-1/985-НБ на запрос министерства от 13.01.2022 N 250/09 о достаточности подготовленного им расчета объемов водоотведения для прохождения проектной документации государственной экспертизы.
Вывод суда первой инстанции о том, что из ответа ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.01.2022 N 08-05-1/985-НБ не усматривается необходимость подготовки истребованной истцом документации и предоставления ее на рассмотрение в адрес ФАУ "Главгосэкспертиза России" и филиала, следует признать ошибочным, поскольку в ответе не содержится утверждения о соответствии расчетной схемы, представленной министерством, требованиям Закона N 416-ФЗ, напротив, ФАУ "Главгосэкспертиза России" изложило подробные требования Закона N 416-ФЗ, предъявляемые к составу спорных документов.
Указание судов на то, что общество возобновило и продолжило работы в отсутствие истребуемого документа, поэтому не имеется препятствий в исполнении контракта; общество не обращалось в министерство за разъяснениями относительной содержания расчетной схемы, не может служить основанием для отказа в иске, доводы которого строятся на неисполнении министерством принятых на себя обязательств по контракту и представленных в дело доказательствах (ответы ФАУ "Главгосэкспертиза России"), свидетельствующих об обратном (загруженная на экспертизу проектная документация не имеет положительного заключения ввиду наличия замечаний, в том числе, в связи с отсутствием расчетной схемы канализации).
Судам надлежит установить исполнение министерством обязательств, вытекающих из условий контракта с учетом положений Закона N 416-ФЗ.
С учетом изложенного, судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, а спор разрешенным правильно.
Суд кассационной инстанции уполномочен на отмену обжалуемых судебных актов и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение которого отменено, если выводы, содержащиеся в этих актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения (постановления). В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
Направление дела на новое рассмотрение в данном случае обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А63-15691/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод суда первой инстанции о том, что из ответа ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.01.2022 N 08-05-1/985-НБ не усматривается необходимость подготовки истребованной истцом документации и предоставления ее на рассмотрение в адрес ФАУ "Главгосэкспертиза России" и филиала, следует признать ошибочным, поскольку в ответе не содержится утверждения о соответствии расчетной схемы, представленной министерством, требованиям Закона N 416-ФЗ, напротив, ФАУ "Главгосэкспертиза России" изложило подробные требования Закона N 416-ФЗ, предъявляемые к составу спорных документов.
...
Судам надлежит установить исполнение министерством обязательств, вытекающих из условий контракта с учетом положений Закона N 416-ФЗ.
...
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения (постановления). В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2022 г. N Ф08-10990/22 по делу N А63-15691/2021