В соответствии с частью 2 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" (зарегистрирован в Минюсте России 14.12.2021 N 66318), приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37 "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда" приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа от 29.10.2021 следует читать как "776н"
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом согласно приложению к настоящему приказу.
2. Руководителям территориальных органов (межрегиональных территориальных органов) Росимущества в месячный срок со дня поступления настоящего приказа разработать и утвердить положения о системе управления охраной труда.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Шишкина А.С.
Врио руководителя |
М.Е. Ивановская |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального агентства
по управлению государственным
имуществом
от 20.02.2023 N 36
Положение
о системе управления охраной труда в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом
1. Общие положения
1.1. Система управления охраной труда в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - СУОТ) является неотъемлемой частью управленческой системы Росимущества.
1.2. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
1.3. Настоящее Положение о СУОТ в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) определяет общий порядок управления охраной труда, организацию работ по охране труда, права и обязанности, ответственность должностных лиц, на которых возложены полномочия по обеспечению охраны труда.
1.4. Действие Положения распространяется на все структурные подразделения Росимущества и обязательны для всех государственных гражданских служащих (далее - Работники).
1.5. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам Росимущества, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях Росимущества, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах Росимущества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
2. Политика и цель в области охраны труда в Росимуществе
2.1. Политика Росимущества в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (далее - профсоюз) или иного уполномоченного Работниками органа и обеспечивает:
1) приоритет сохранения жизни и здоровья Работников в процессе их служебной деятельности;
2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
3) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья Работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
4) учет индивидуальных особенностей Работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты;
5) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
6) обязательное привлечение Работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения;
2.2. Политика Росимущества в области охраны труда должна быть доступна всем Работникам, а также иным лицам, находящимся на территории и в зданиях Росимущества.
2.3. Основной целью Росимущества в области охраны труда является обеспечение соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда путем реализации процедур, предусмотренных разделом 4 Положения.
3. Обеспечение функционирования СУОТ
3.1. В Росимуществе установлена многоуровневая СУОТ.
3.2. Руководитель Росимущества:
гарантирует права Работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда соответствующих требованиям охраны труда;
распределяет обязанности между должностными лицами в сфере охраны труда;
определяет ответственность соответствующих должностных лиц за деятельность в области охраны труда;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2) заместитель руководителя Росимущества, на которого возложены полномочия по обеспечению охраны труда:
организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда в Росимуществе, для ознакомления с ними Работников и иных лиц;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе Комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
обеспечивает информирование органов государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
осуществляет контроль за разработкой и актуализацией актов по охране труда;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда;
3) специалист по охране труда Управления государственной службы и кадров:
обеспечивает функционирование СУОТ;
организует размещение наглядных пособий по охране труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда в Росимуществе, трудового законодательства в части охраны труда;
исполняет указания и предписания совместно с заинтересованными структурными подразделениями Росимущества органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
осуществляет оперативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
разрабатывает и актуализирует совместно с заинтересованными структурными подразделениями акты Росимущества по охране труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним;
участвует в проверке знаний в области охраны труда;
организует обучение и повышение квалификации Работников в области охраны труда;
осуществляет оказание методической помощи Работникам Росимущества в области охраны труда;
запрашивает и получает от структурных подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросу охраны труда;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда;
4) специалист по охране труда Управления обеспечения деятельности и организации торгов:
принимает участие в работе комиссии по расследованию аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий Росимущества;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда;
5) каждый Работник:
соблюдает правила служебного распорядка и функции, возложенные служебным контрактом и должностным регламентом;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев, аварий;
содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования на своем рабочем месте;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает начальнику структурного подразделения и действует по его указанию;
извещает начальника структурного подразделения о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью Работников, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
при возникновении пожара, аварий действует в соответствии с утвержденными в Росимуществе актами и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами Росимущества в сфере охраны труда.
4. Процедуры, направленные на достижение цели в области охраны труда
4.1. С целью организации процедуры подготовки Работников по охране труда в Росимуществе реализуются следующие мероприятия:
проводятся соответствующие инструктажи по охране труда;
обеспечивается обучение и повышение квалификации Работников в области охраны труда;
определяется перечень должностей Работников, освобожденных от прохождения отдельных видов инструктажей по охране труда на рабочем месте;
разрабатывается регламент работы и состав Комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
определяется порядок подготовки Работников по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев.
4.1.1. Специалист по охране труда Управления государственной службы и кадров:
проводит вводный инструктаж по охране труда для всех вновь принимаемых на государственную гражданскую службу Работников Росимущества и иных лиц, участвующих в деятельности Росимущества (командированных работников, лиц проходящих производственную практику, представителей органов контроля и надзора), до начала выполнения ими служебных обязанностей;
проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, за исключением лиц, освобожденных от прохождения отдельных видов инструктажей по охране труда на рабочем месте;
Структурные подразделения Росимущества при приеме командированных работников, лиц, проходящих производственную практику, направляют последних для проведения вводного инструктажа по охране труда к специалисту по охране труда Управления государственной службы и кадров.
4.1.2. Специалист по охране труда Управления обеспечения деятельности и организации торгов:
проводит вводный инструктаж по охране труда для работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и в зданиях Росимущества.
Управление реестра федерального имущества и цифрового развития и иные структурные подразделения Росимущества направляют для проведения вводного инструктажа по охране труда работников подрядных организаций к специалисту по охране труда Управления обеспечения деятельности и организации торгов.
4.1.3. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также разработка соответствующих актов Росимущества осуществляется Управлением государственной службы и кадров.
4.2. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками в Росимуществе реализуются следующие мероприятия:
выявление опасностей;
оценка уровня профессиональных рисков для всех выявленных опасностей;
снижение уровней профессиональных рисков.
4.2.1. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью Работников, и составление их перечня (реестра) в Росимуществе проводится специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров с учетом приказа Минтруда России от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей".
4.2.2. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни, здоровью Работников, определяются следующие опасности, которые могут возникнуть в процессе служебной деятельности:
механические опасности:
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам, передвижении на высоких каблуках;
опасность удара;
опасность воздействия жидкости под давлением при выбросе (прорыве трубопровода холодной и горячей воды);
опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;
опасность травмирования, в том числе снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и строений;
электрические опасности:
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);
опасность поражения при прямом попадании молнии;
опасность косвенного поражения молнией;
термические опасности:
опасность ожога от воздействия открытого пламени;
ожог роговицы глаза;
опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:
опасность воздействия пониженных температур воздуха;
опасность воздействия повышенных температур воздуха;
опасность недостатка кислорода из-за вытеснения его другими газами или жидкостями;
опасности, связанные с воздействием преимущественно фиброгенного действия:
опасность воздействия пыли на глаза;
опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
опасность воздействия пыли на кожу;
опасность, связанная с выбросом пыли;
опасности, связанные с воздействием биологического фактора:
опасности из-за укуса переносчиков инфекций;
опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:
опасность, связанная с рабочей позой;
опасность психических нагрузок, стрессов;
опасность перенапряжения зрительного анализатора;
опасности, связанные с воздействием световой среды:
опасность недостаточной освещенности на рабочем месте;
опасность повышенной яркости света;
опасность пониженной контрастности;
опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений:
опасность, связанная с воздействием постоянного магнитного поля;
опасность от электромагнитных излучений;
опасности, связанные с воздействием животных, птиц:
опасность заражения;
опасность воздействия выделений;
опасности, связанные с воздействием насекомых:
опасность укуса;
опасность попадания в организм;
опасность инвазий гельминтов;
опасности, связанные с воздействием растений:
опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых растениями;
опасность ожога выделяемыми растениями веществами;
опасность пореза растениями;
опасности, связанные с организационными недостатками:
опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков,
разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;
опасность, связанная с допуском к работе работника, не прошедшего обучение по охране труда;
опасности пожара:
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе;
опасность воздействия огнетушащих веществ;
опасности транспорта:
опасность наезда на человека;
опасность раздавливания человека, находящегося между двумя сближающимися транспортными средствами;
опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия;
опасности насилия:
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
опасности взрыва:
опасность самовозгорания горючих веществ;
опасность воздействия ударной волны;
опасность воздействия высокого давления при взрыве;
опасность ожога при взрыве;
опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:
опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты анатомическим особенностям человека;
опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств индивидуальной защиты;
опасность отравления;
опасность, которая может возникнуть в связи с неисправностью лифтов (задымление, отключение вентиляции и др.).
4.2.3. Данный перечень опасностей не является исчерпывающим и подлежит корректировке путем проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом штатных условий своей деятельности, случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
4.3. С целью организации ознакомления Работников с условиями труда на рабочих местах, уровнями профессиональных рисков и иной информации в области охраны труда в Росимуществе реализуются следующие мероприятия:
изготовление и распространение информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео и аудиоматериалов;
использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение семинаров, конференций, круглых столов;
консультирование Работников по вопросам охраны труда, проводимое специалистами по охране труда Управления государственной службы и кадров и Управления обеспечения деятельности и организации торгов, как в очном формате, так и в дистанционном с использованием телефонной связи и электронной почты.
4.4. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха Работников в Росимуществе:
проводятся мероприятия по предотвращению возможности травмирования Работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов;
обеспечивается рациональное использование рабочего времени;
обеспечиваются перерывы для отдыха Работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
поддерживается высокий уровень работоспособности и профилактики утомляемости Работников.
5. Планирование мероприятий по реализации процедур
5.1. Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных па достижение цели в области охраны труда и совершенствования СУОТ, осуществляется на основе анализа состояния условий и охраны труда в Росимуществе (далее - План).
5.2. В Плане отражаются:
а) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
б) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
в) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому по реализации процедур и улучшению СУОТ;
г) ответственные лица за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;
д) источник финансирования мероприятий.
5.3. Проект Плана на очередной календарный год разрабатывается специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров и подлежит согласованию с заинтересованными структурными подразделениями Росимущества в срок до 15 декабря текущего календарного года.
5.4. Согласованный проект Плана представляется на утверждение руководителю Росимущества в срок до 30 декабря текущего календарного года.
6. Реагирование на чрезвычайные ситуации, несчастные случаи и профзаболевания
6.1. В целях обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров разрабатываются порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
6.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии специалист по охране труда Управления государственной службы и кадров разрабатывает планы реагирования на аварии и ликвидацию их последствий, а также мероприятия, гарантирующие в случае аварии:
6.2.1. Защиту людей, находящихся в зданиях Росимущества путем использования имеющихся систем оповещения.
6.2.2. Возможность Работников остановить работу и (или) незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место.
6.2.3. Невозобновление работы в условиях аварии.
6.2.4. Предоставление информации об аварии уполномоченным органам.
6.2.5. Оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в зданиях Росимущества.
6.3. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний приказом Росимущества устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
6.4. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
7. Управление документами СУОТ
7.1. Порядок разработки и актуализации документов СУОТ устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2022 N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
7.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ, в частности, сведения об инструктажах и обучении Работников по охране труда;
б) журналы учета и акты записей данных о авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) результаты контроля функционирования СУОТ.
8. Улучшение функционирования системы управления охраной труда в Росимуществе
8.1. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий, несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения цели Росимущества в области охраны труда;
б) необходимость изменения СУОТ, включая перераспределение обязанностей должностных лиц Росимущества в области охраны труда, перераспределение ресурсов Росимущества;
в) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех Работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
г) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
9. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
9.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур приказом Росимущества устанавливается порядок мероприятий, обеспечивающих:
9.1.1. Оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, подлежащим выполнению.
9.1.2. Получение информации для определения результативности и эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга показателей их реализации.
9.1.3. Получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
9.1.4. Контроль состояния рабочего места, используемого оборудования, выполнения работ Работником в рамках осуществляемой деятельности, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур.
9.1.5. Учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, подлежащих выполнению.
9.2. Результаты контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации оформляются специалистом по охране труда Управления государственной службы и кадров в форме акта.
9.3. В случаях, когда в ходе проведения контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
10. Ответственность
10.1. Работники, виновные в нарушениях требований безопасности и условий охраны труда, несут ответственность в пределах своих должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20 февраля 2023 г. N 36 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
Опубликование:
-