Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России в соответствии с пунктом 6 раздела I решения Национального антитеррористического комитета направляет для использования в работе рекомендации по созданию и распространению антитеррористического контента, его использованию в профилактических мероприятиях, разработанные БАК совместно с Минпросвещения России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минцифры России, ФАДН России и Росмолодежью.
Приложение: на 19 л. в 1 экз.
Заместитель директора |
С.Г. Погосян |
Рекомендации
по созданию и распространению антитеррористического контента
В настоящее время медиа-контент, продвигающий идеологию терроризма, носит наступательный, агрессивный характер, отличается тщательной теоретической проработкой, продуманным спектром методов управляющего информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Активная пропагандистская и вербовочная деятельность международных террористических организаций 1, сообществ и отдельных лиц принимает новые формы, для ее ведения используются современные средства коммуникации.
------------------------------
1 Далее - МТО.
------------------------------
Последовательная работа Роскомнадзора во взаимодействии с правоохранительными органами по выявлению и блокировке противоправного контента в сети "Интернет" позволила значительно сократить количество ресурсов, модерируемых МТО. Наработанный федеральными, региональными и местными органами власти опыт подготовки и распространения антитеррористического контента 2 способствует заполнению информационного пространства тематическими материалами, направленными на формирование у населения нетерпимого отношения к идеологии терроризма. В целях совершенствования данной работы в части эффективного воздействия на целевую аудиторию и распространения антитеррористических материалов по наиболее популярным информационным каналам аппаратом Национального антитеррористического комитета 3 обобщена положительная практика, имеющаяся в федеральных и региональных органах власти.
------------------------------
2 Далее также контент.
3 Далее - НАК, Комитет.
------------------------------
По результатам проделанной работы, во исполнение Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы 4, установок Президента Российской Федерации по повышению эффективности данной работы в 2022 году, решения НАК от 14 декабря 2021 г. 5 аппаратом Комитета во взаимодействии с Минкультуры России, Минцифры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России и Росмолодежью подготовлены рекомендации по созданию и распространению антитеррористического контента 6.
------------------------------
4 Далее - Комплексный план, План.
5 В соответствии с пунктом 6 раздела I решения НАК от 14 декабря 2021 г. по вопросу "О результатах деятельности Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в 2021 году и приоритетных задачах на 2022 год".
6 В настоящем документе под антитеррористическим контентом понимаются текстовые, графические, аудио и видеоматериалы, создаваемые в целях обеспечения общепрофилактической, адресной и индивидуальной работы по противодействию идеологии терроризма.
------------------------------
Рекомендации раскрывают общие подходы к организации подготовки контента, его распространения и использования в профилактической работе.
Применение контента в профилактической работе будет способствовать формированию у населения и его отдельных групп неприятия идеологии терроризма посредством:
- дискредитации террористической идеологии, типового социального образа террориста, а также террористической деятельности лидеров и участников (сторонников) МТО с точки зрения общепринятых норм морали, религии, истории и законов логики;
- популяризации деятельности органов власти, институтов гражданского общества по противодействию терроризму;
- формирования уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, участвующим в борьбе с терроризмом, погибшим при исполнении служебного долга, а также чувства сопричастности к трагедиям, произошедшим вследствие террористических актов;
- разъяснения ответственности за совершение преступлений террористической направленности, повышения уровня правосознания и ответственности граждан;
- продвижения тезиса о бесперспективности использования террористических методов при разрешении социальных проблем, в том числе на примере лиц, отказавшихся от участия в террористической деятельности и публично ее осудивших.
Рекомендации подготовлены для использования в практической деятельности сотрудниками федеральных органов исполнительной власти 1, исполнительных органов субъектов Российской Федерации 2, органов местного самоуправления 3 и подведомственных им организаций, ответственными за противодействие идеологии терроризма.
------------------------------
1 Далее - ФОИВ.
2 Далее - ИО.
3 Далее - ОМСУ.
------------------------------
1. Организация создания и распространения антитеррористического контента
Организация профилактической работы в информационном пространстве предполагает ежегодное планирование 1, в рамках которого:
- учитывается текущая и перспективная федеральная и региональная информационная повестка;
- устанавливается наличие (отсутствие) в предшествующем плановом периоде фактов совершения террористических актов, в том числе вооруженных нападений на объекты образования;
- уточняются информационные поводы выхода материалов, как правило приуроченные к значимым событиям в стране (регионе) (праздникам, памятным датам, дням воинской славы (воинских подвигов) и др.);
- выбираются способы ресурсного обеспечения работы по созданию контента 2;
- формируется содержание контента с учетом особенностей и потребностей целевых аудиторий;
- определяются каналы распространения (продвижения) антитеррористических материалов 3;
- выбираются способы оценки эффективности пропагандистских и разъяснительных мероприятий и всей информационной кампании 4.
В целях обеспечения условий для заблаговременной и качественной проработки содержания подготавливаемого контента и его распространения подведомственными ФОИВ, ИО и ОМСУ организациями культуры, образования, спорта, молодежной и национальной политики, а также СМИ данную работу целесообразно осуществлять в рамках региональных планов (программ) противодействия идеологии терроризма.
------------------------------
1Пункт 3.1 Порядка организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (одобрен решением НАК 9 апреля 2019 г.). Далее - Порядок.
2 Собственная материально-техническая база (за счет средств, выделяемых на основные виды деятельности); закупка услуг для государственных (муниципальных) нужд либо выделение целевых грантов; участие в грантовых конкурсах, в рамках которых осуществляется поддержка антитеррористических проектов.
3 Средства массовой информации; официальные ресурсы в сети "Интернет", официальные страницы и каналы в мессенджерах (на видеохостингах - веб-сервисах, предназначенных для размещения и просмотра видеоконтента, таких как Rutube, VK Видео, TikTok, YouTube и т.п.), подведомственные учреждения культуры, образования, спорта, организации, оказывающие услуги гражданам, средства наружной рекламы (фасады зданий, билборды (щиты большого размера для размещения наружной рекламы), общественный транспорт, муралы (живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях (анонимные рисунки и надписи на сооружениях, не имеющих художественной ценности, относят к граффити), информационные брошюры, демотиваторы (разновидность плаката, включающего в себя какое-либо изображение, взятое в рамку, с надписью под ней и особым комментарием), руководства (пособия) для специалистов СМИ, содержащие актуальные сведения по особенностям освещения тематики террористической деятельности.
4 Информационная кампания - совокупность объединенных единым замыслом и согласованных по целям, времени, форматам и содержанию мероприятий по наполнению информационного пространства и (или) доведения до граждан материалов, направленных на формирование у различных групп населения стойкого неприятия идеологии терроризма.
------------------------------
В процессе определения содержания и направленности планируемых мероприятий, а также разработки сценариев и эскизов рекомендуется задействовать созданные при антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации 1 экспертные советы (из числа ведущих специалистов в области культуры, искусства, авторитетных ученых-гуманитариев и представителей духовенства) по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма, ориентированной на конкретные категории населения, а также по оценке качества подготовленных контрпропагандистких материалов 2.
------------------------------
1 Далее - АТК.
2 Далее - Экспертные советы. Созданы во исполнение пункта 8 раздела II решения НАК от 13 октября 2009 г. В процессе экспертизы необходимо, в числе решения других задач, ориентировать специалистов на исследование материала (сценария, проекта, готовой продукции ) на предмет его соответствия задачам противодействия идеологии терроризма, целесообразности размещения в сети "Интернет" для широкой многоконфессиональной аудитории, а также возможности его использования в рамках адресной и индивидуальной профилактики.
------------------------------
При определении способов ресурсного обеспечения предлагается учитывать следующее. Создание и распространение информационно-пропагандистских материалов осуществляется, в большинстве случаев, за счет привлечения бюджетных средств, закладываемых в региональные и муниципальные программы, что позволяет задействовать возможности подведомственных организаций в рамках средств, выделяемых на основные виды деятельности, либо осуществлять закупку услуг для государственных (муниципальных) нужд, а равно проводить грантовые конкурсы, направленные на стимулирование коммерческих, некоммерческих, общественных организаций и отдельных лиц к созданию тематического контента, нацеленного на формирование у населения неприятия идеологии терроризма.
При этом для реализации информационно-пропагандистских мероприятий могут использоваться финансовые ресурсы федерального уровня, операторами распределения которых выступают ФОИВ и учрежденные органами государственной власти некоммерческие организации. Например, физические, юридические лица, в том числе образовательные организации, могут ежегодно представлять свои проекты 1 на конкурсы и получать финансирование (гранты, субсидии) 2.
Перечень правовых актов, регламентирующих профилактическую работу в информационном пространстве, приведен в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
------------------------------
1 Сроки подачи заявок для участия в конкурсе каждый грантодатель определяет индивидуально и публикует данную информацию на собственных информационных ресурсах, либо площадках, аккумулирующих сведения об организациях, выделяющих гранты, субсидии и организуемых ими конкурсах.
2 Информация о проводимых конкурсах регулярно размещается на сайтах Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по делам молодежи, Фонда президентских грантов, Общественной палаты Российской Федерации. Справочная информация о российских организациях, выделяющих гранты и субсидии на социально значимые проекты, благополучателями которых могут стать субъекты профилактики, а также исполнители их заказов по созданию и распространению антитеррористического контента представлены в приложении N 2.
------------------------------
2. Содержание антитеррористического контента
Подготовка антитеррористических материалов имеет ряд особенностей, которые целесообразно учитывать разработчику.
В частности, подготавливаемый контент должен, с одной стороны, соответствовать требованиям к информации, распространяемой в СМИ и сети "Интернет", с другой - являться инструментом, формирующим у различных групп населения, прежде всего подверженных воздействию идеологии терроризма 1, мотивацию к законопослушному поведению и доверие к органам власти, стимулирующим проявление активной гражданской позиции в вопросах противодействия оправданию терроризма и пропаганде его идей.
------------------------------
1 Имеются в виду такие социальные категории как: лица, отбывшие наказание за совершение преступлений террористического характера; лица, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы; лица, отбывающие наказание за совершение преступлений террористического характера, в том числе не связанное с лишением свободы; члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе возвратившиеся из стран с повышенной террористической активностью; лица, прибывающие из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; лица, прибывающие в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования; лица, получившие религиозное образование за рубежом и имеющие намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации; лица, состоящие на профилактическом учете и (или) находящиеся под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации (перечислены в разделе I "Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние" Комплексного плана).
------------------------------
Одним из эффективных способов решения данной задачи представляется создание материалов, популяризирующих военнослужащих и гражданских лиц, проявивших мужество в борьбе с терроризмом. Для подготовки тематических радио- и телепередач, видеоблогов, видеороликов, макетов для размещения на рекламных щитах региональными и муниципальными органами, осуществляющими полномочия в сфере СМИ и печати, в том числе для использования ИО в области культуры, образования, спорта, национальной и молодежной политики, при координирующей роли АТК могут быть подготовлены сводные сведения о героях-земляках (с кратким описанием подвига и биографическими сведениями), датах, к которым рекомендуется приурочивать выпуск тематических материалов.
Также повышению восприимчивости контента целевой аудиторией может способствовать привлечение к его созданию 2 участников контртеррористических мероприятий, известных ученых гуманитарного профиля, духовных авторитетов, способных доступно разъяснить, в частности:
------------------------------
2 Организация данной работы, как правило, осуществляется во взаимодействии с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.
------------------------------
- бесперспективность террористических методов борьбы на примере исторических событий в России;
- преступную и антигуманную сущность террористической деятельности;
- правила поведения граждан стран ЦАР в период пребывания в регионах Российской Федерации, в которых коренное население не исповедует ислам (в рамках адресной работы соответствующий материал может быть подготовлен для лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы);
- законные способы реализации прав и свобод.
Для обеспечения создания образовательными организациями востребованного целевой аудиторией контента, а также проведения содержательных тематических мероприятий с учащимися и студентами целесообразно сформировать на ресурсах учреждений культуры (библиотек, краеведческих музеев) перечень героев-земляков с краткой биографией и описанием их подвигов.
Организаторам информационно-пропагандистской работы в процессе разработки 1 антитеррористических материалов, в том числе с привлечением волонтерских или иных общественных организаций, блогеров, творческих коллективов, необходимо учитывать наличие отдельных ограничений. Так, подготавливаемый контент не должен:
- нарушать требования законодательства Российской Федерации, в том числе в части учета возрастных особенностей молодежной аудитории 2, задевать чувства верующих;
- содержать информацию о способах финансирования и возможностях получения вознаграждения за террористическую деятельность, содействия ей, а также о новостных каналах террористов и их медиацентрах;
- провоцировать возникновение чувства тревожности и незащищенности перед террористическими угрозами 3;
- содержать информацию, позволяющую героизировать террористов (упоминание их имен, биографических сведений), либо пропагандировать совершенные ими преступления;
- воспроизводить видео терактов со сценами насилия и прочих образов, формирующими "медийный", пропагандистский компонент, выгодный организаторам (исполнителям) преступлений 4;
- иметь двоякий смысл, вследствие чего косвенно оправдывать террористическую деятельность гуманитарными или религиозными мотивами, в связи с чем необходимо исключать использование таких терминов как "религиозные фанатики", "сепаратисты", "борцы за независимость" применительно к террористическим организациям и сообществам;
- содержать прямое цитирование высказываний лидеров группировок и уделять особое внимание "исламской" терминологии в их интерпретации 5;
- формировать негативное отношение ("прикреплять ярлыки", разделять на "своих" и "чужих" и придавать "национальный" оттенок любому конфликту) к социальным группам исходя из этнической, религиозной или иной социальной принадлежности.
------------------------------
1 Оформлении государственного заказа, технического задания.
2Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
3 Антитеррористический контент должен носить позитивный (недепрессивный) характер, формировать активную гражданскую позицию в вопросе противодействия проявлениям терроризма.
"Высокий градус насилия в информационной среде выгоден террористам: с одной стороны, это вызывает в обществе страх, с другой - привлекает потенциальных рекрутов, приучает их к жестокости, стимуляции хаоса, разрушения социальной устойчивости, усиления атмосферы "парализующего пессимизма", усиления общественной напряженности и конфликтности, нарушения нормального функционирования властных структур, подрыва доверия населения к действиям и намерениям власти" (Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Кундетов А.И., Федотов В.П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. М.; В. Полиграф-Книга. 2014, с. 22).
4 Как не превратить теракт в информационный взрыв [Текст]: мини-руководство для журналистов по теме терроризма, экстремизма и противодействия террору / Е.И. Дорошенко: Российская академия наук,
Центр исследования проблем безопасности. - Москва: РУДН, 2017, с. 25.
5 Там же, с. 19.
------------------------------
На региональном уровне для обеспечения качества контента на всех этапах его создания (от разработки сценариев (эскизов) до приемки) целесообразно привлекать членов Экспертных советов, рабочих групп по реализации мероприятий Комплексного плана 6 и сотрудников центров противодействия экстремизму территориальных органов МВД России.
------------------------------
6Пункт 13 Порядка.
------------------------------
3. Распространение информационных материалов антитеррористической направленности
Основными способами распространения антитеррористического контента, как правило, являются:
- трансляция в средствах массовой информации, в кинотеатрах, на концертах и выставках, на видео-хостингах;
- размещение в публичных местах (уголки информирования, уличные баннеры, экраны на объектах транспортной инфраструктуры, фасадах зданий и системы ОКСИОН 1), а также в социальных сетях (каналах мессенджеров), в том числе страницах, зарегистрированных на официальных лиц;
------------------------------
1 Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (используется МЧС России).
------------------------------
- демонстрация антитеррористической продукции в ходе массовых (спортивных, культурных, просветительских, образовательных) и научно-представительских мероприятий (конференций, форумов, "круглых столов");
- доведение (показ, вручение) материалов в рамках профилактических бесед;
- опубликование документальных материалов (рекламные листовки, буклеты).
Относительно новым направлением является нанесение по согласованию с органами власти муралов, что способствует не только популяризации героев, внесших значимый вклад в борьбу с терроризмом, но и благоустройству жилых территорий.
Тематические материалы рекомендуется также распространять в рамках информационного сопровождения антитеррористических и иных мероприятий, предусматривающих в том числе освещение вопросов противодействия терроризму.
При этом важно учитывать, что для людей среднего и старшего возраста наиболее востребованным источником получения информации является телевидение, для молодежи (в возрасте до 35 лет) - сеть "Интернет" (социальные сети и видео-хостинги).
Распространение антитеррористических материалов целесообразно приурочивать к определенным датам. Прежде всего - это "День солидарности в борьбе с терроризмом". Наряду с этим, пропагандистские материалы общепрофилактической направленности целесообразно транслировать в "День героев России" и "День защитников отечества", в дни конкретных подвигов, совершенных в периоды контртеррористических операций на Северном Кавказе, в Сирийской Арабской Республике, а также проведения специальной военной операции на Украине.
При этом периодичность трансляции профилактических роликов в региональных и муниципальных СМИ, размещение социальной рекламы антитеррористической направленности на билбордах и транспорте не должны быть избыточными во избежание негативного восприятия по образу "навязываемой рекламы".
Для привлечения к распространению контента представителей общественных, религиозных организаций и региональных блогеров, наряду с применением грантовой поддержки соответствующих проектов, целесообразно задействовать механизмы нематериального стимулирования. Так, интерес государственно ориентированных блогеров, являющихся лидерами общественного мнения, к совместной работе с органами власти может поддерживаться в том числе путем оказания им содействия в организации бесед с известными деятелями культуры, искусства, политиками, предоставления возможности аккредитации на освещение мероприятий регионального уровня, включения в состав общественных организаций при органах власти, а также направления благодарственных писем и т.д.
Видеоматериалы, к которым ранее был проявлен интерес со стороны населения, могут быть использованы в работе со студентами и школьниками старших классов при проведении с ними внеаудиторных воспитательных мероприятий либо размещены на страницах образовательных организаций в социальных сетях или мессенджерах. При этом научно-популярные передачи, документальные фильмы и иные видеоматериалы могут быть интегрированы в образовательный процесс, прежде всего - в рамках учебных дисциплин гуманитарного профиля, а также транслироваться во время перерывов между занятиями.
Печатные материалы, фотографии, статьи и иные публикации, видеоряды из коротких роликов рекомендуется использовать учреждениям культуры для организации тематических выставок в краеведческих музеях, библиотеках, домах культуры и на иных культурно-просветительских площадках.
В этих целях региональным и муниципальным органам управления образованием, культурой, спортом, молодежной и национальной политикой при отборе материалов для использования подведомственными организациями целесообразно использовать в том числе информацию, размещенную на портале НАК 1 и Национального Центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети "Интернет" 2.
------------------------------
1 http://nac.gov.ru/. Контент, размещаемый на сайте аппарата Комитета, отбирается по результатам обобщения и рецензирования материалов, поступающих из ФОИВ и регионов в соответствии с пунктом 3.1.3 Комплексного плана.
2 https://ncpti.su/.
------------------------------
Эффективность информационно-пропагандистской деятельности зависит как от качества самого материала, так и способов (каналов) его распространения. Указанное обстоятельство следует учитывать при выработке и принятии мер, направленных на ее совершенствование.
При анализе степени воздействия контента на целевую аудиторию рекомендуется учитывать ее реакцию, определяемую количеством и тональностью комментариев к размещенной информации, соотношением положительных и отрицательных оценок ("лайков" и "дизлайков"), наличием цитирований ("репостов").
Аппарат Национального антитеррористического комитета |
|
Приложение N 1
Перечень правовых актов, регламентирующих профилактическую работу в информационном пространстве
Деятельность субъектов профилактики по созданию и распространению антитеррористического контента, как одного из направлений профилактической работы, регулируется такими нормативными правовыми актами как:
- Конституция Российской Федерации;
Федеральные законы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации";
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
Указы и поручения Президента Российской Федерации
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.);
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
- Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 30 "О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества";
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 годы (утв. Президентом РФ 28 декабря 2018 г. N Пр-2665) (пп. 2.4; 3.1.1-3.1.5);
Постановления Правительства Российской Федерации
- постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1579 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий некоммерческим организациям на оказание государственной поддержки (грантов) независимым театральным и музыкальным коллективам для реализации творческих проектов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 758 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 741 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2020 г. N 770 "О Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента";
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1634 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 103 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайтов, имеющих социальное или образовательное значение";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 158 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению";
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. N 589-ст);
- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации";
- приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 1028 "Об утверждении положения об отборе организаций кинематографии, претендующих на получение субсидий на производство национальных фильмов";
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 204н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг";
- приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 1247 "Об объявлении приема заявок и организации работы по предоставлению из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению, в 2022 году" (издается ежегодно);
- приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 1393 "Об объявлении приема заявок и организации работы по предоставлению из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, в 2022 году" (издается ежегодно);
Решения Национального антитеррористического комитета
- порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (одобрен решением Национального антитеррористического комитета от 9 апреля 2019 г.);
- пункт 8 раздела II протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 13 октября 2009 г.;
- подпункт 3.1 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 13 апреля 2021 г.;
- подпункты 2.6.4 и 3.2 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 15 июня 2021 г.;
- пункт 3.6 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 12 октября 2021 г.;
- подпункт 2.3 и пункт 6 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 14 декабря 2021 г.;
- подпункты 3.5 и 3.6 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 12 апреля 2022 г.;
- подпункт 5.1 и 5.2 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 9 августа 2022 г.
Приложение N 2
Справочная информация о российских организациях, выделяющих гранты (субсидии) на социально значимые проекты
1. Федеральное агентство по делам молодежи
Одно из ключевых направлений деятельности Росмолодежи - грантовая поддержка молодежных инициатив. Входит в линейку проектов "Россия - страна возможностей".
Поддерживаются проекты по различным темам: молодежные творческие студии и театры, профориентационные инициативы для школьников, включая тематику противодействия идеологии терроризма 1.
------------------------------
1 Например - номинация Всероссийского конкурса молодежных грантов для физических лиц (2 сезон) #Защищай - проекты, направленные на противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (заявки принимаются в период с 10 по 22 августа 2022 года по ссылке https://vsekonkursy.ru/).
------------------------------
Группа ВКонтакте: https://vk.com/rosmolodez.grants
https://grants.myrosmol.ru/
2. Фонд президентских грантов
Создан в марте 2017 года с целью содействия и повышения эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций при решении социальных проблем; обеспечения всесторонней поддержки некоммерческих организаций, созданных для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; содействия развитию благотворительности и добровольчества; выявления, обобщения и распространения лучших практик деятельности некоммерческих организаций, популяризации такой деятельности.
Адрес: 121099, г. Москва, ул. Композиторская, д. 25/5, стр. 1
Телефон: 8 (495) 150-42-22
Группа ВКонтакте: https://vk.com/pgrants
http://президентскиегранты.рф
office@pgrants.ru
3. Президентский фонд культурных инициатив
Фонд создан летом 2021 года. Он выделился в отдельную структуру из Фонда президентских грантов, чтобы поддерживать проекты в области культуры, искусства и креативных индустрий. Основная цель фонда - всесторонняя поддержка проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, реализуемых некоммерческими, коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Кроме того, заявки на конкурс могут подавать муниципальные организации, индивидуальные предприниматели, творческие коллективы, созданные в форме коммерческих организаций.
Адрес: 121099, г. Москва, ул. Композиторская, д. 25/5, стр. 2
Телефон: 8 (495) 150-50-15
Группа ВКонтакте: https://vk.com/pfci.grants
http://фондкультурныхинициатив.рф
office@pfci.ru
4. Автономная некоммерческая организация "Институт развития интернета"
Конкурсы на создание социально значимого контента для молодежи, а также по производству национального контента в цифровой среде проводятся на площадке АНО "Институт развития интернета". В настоящее время на рассмотрение принимаются как краткосрочные, так и долгосрочные проекты со сроком реализации до 2024 года включительно по направлениям: контент для социальных сетей; мультиформатный (мультиплатформенный) контент; спецпроекты в сетевых изданиях; программное обеспечение и игры; видеоконтент для VOD-платформ.
Группа ВКонтакте: https://vk.com/fonddetyamrf
https://конкурс.ири.рф/
5. Общественная палата Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан и общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
"Мой проект - моей стране!" - ежегодный конкурс Общественной палаты Российской Федерации в области гражданской активности.
Кто может участвовать: социально ответственные компании, некоммерческие организации, руководители социальных проектов, социально активные граждане и объединения граждан, публичные активисты. Победитель получает 200 тысяч рублей.
Адрес: 125993, г. Москва ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1
Постоянная горячая линия: 8 (800) 737-77-66
Группа ВКонтакте: https://vk.com/civic_chamber
https://oprf.ru/ m.poletavkina@oprf.ru
6. Система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Функционирование данного ресурса обеспечивается Минэкономразвития России в целях оказания информационной и финансовой поддержки социально ориентированных НКО, в том числе реализующих проекты в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2
http://nko.economy.gov.ru/
sonko@economy.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 28 ноября 2022 г. N 06-1750 "О направлении рекомендаций"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", февраль 2024 г. N 4