г. Краснодар |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А32-48633/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акульшиной Людмилы Вадимовны (ИНН 231404949908, ОРГНИП 317237500273322) - Кацук В.А. (доверенность от 26.06.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)- Кулешова О.О. (доверенность от 21.04.2022), в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А32-48633/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Акульшина Людмила Вадимовна (далее - глава хозяйства) подала в Арбитражный суд Краснодарского края заявление к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 23.08.2021 N 52-32-15-37437/21 решения об отказе в предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов земельных участков из фонда перераспределения площадью 920 001 кв. м, 926 001 кв. м с кадастровыми номерами 23:18:0601000:42, 23:18:0601000:45, расположенных по адресам: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", участки N 266, 266/1, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным сельскохозяйственным использованием (далее - земельные участки), о понуждении к подготовке, подписанию и направлению проектов договоров аренды земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой. Глава хозяйства не вправе претендовать на заключение договоров аренды земельных участков на новый срок без проведения торгов. Департамент законно мотивировал оспариваемое в рамках настоящего дела решение тем, что на земельных участках предполагается размещение газопровода. Заключение с главой хозяйства договоров аренды земельных участков не представлялось возможным.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 отменено, заявление главы хозяйства удовлетворено. Судебный акт мотивирован следующим.
По данным документов территориального планирования и региональных программ газификация населенных пунктов использованием земельных участков в ближайшее время не предполагается. Решение о резервировании земельных участков для публичных нужд не принималось. В отношении земельных участков сохранился правовой режим, допускающий их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства.
Департамент, обжаловав постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привел следующие основания проверки законности судебных актов. В границах земельных участков планируется размещение линии газопровода. Вступившими в законную силу решениями судов по делам N А32-4828/2018, А32-4617/2018 главе хозяйства отказано в признании незаконными решений департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду на 10 лет без проведения торгов. Выводы, изложенные в названных судебных актах, являются преюдициальными для настоящего дела. Судебная практика, на которую ссылается суд апелляционной инстанции, в настоящем деле неприменима.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что государственная регистрация права собственности Краснодарского края на земельные участки осуществлена 30.06.2006 (записи с номерами регистрации 23-23-11/023/2006-073, 23-23-11/023/2006-075).
На основании постановления главы администрации от 29.02.2008 N 903 управление имущественных отношений администрации (арендодатель) и правопредшественник главы хозяйства (арендатор) заключили договоры от 29.02.2008 N 8846000118, 8846000119 аренды земельных участков (далее - договоры аренды) до 28.02.2018 (пункты 7.2). Дополнительными соглашениями от 27.07.2015 стороны внесли изменения в пункты 1.1 договоров аренды земельных участков в части обязанностей арендатора в использовании земельных участков для выращивания кормовых культур, овощеводства, садоводства, животноводства, рыбоводства на условиях, предусмотренных статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
На основании свидетельств от 14.09.2017 N 23АА7235039, 23АА7235049 о праве на наследство по закону права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к главе хозяйства. По истечении срока договоров аренды глава хозяйства продолжил использовать земельные участки в отсутствие возражений со стороны департамента, считая договоры аренды возобновленными на неопределенный срок.
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением от 01.07.2021 о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок на 49 лет без проведения торгов. Письмом от 23.08.2021 N 52-32-15-37437/21 департамент уведомил главу хозяйства о принятом решении об отказе в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального образования Лабинский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 N 106/23, (далее - схема территориального планирования) в границах земельных участков предусмотрено размещение газопровода.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А32-4617/2018, А32-4828/2018 в удовлетворении заявления главы хозяйства о признании незаконными изложенных в письмах департамента от 29.11.2017 N 52-43439/17-32-20, от 24.11.2017 N 52-43014/17-32-20 решений об отказе в предоставлении земельных участков в аренду на 10 лет без проведения торгов отказано по мотивам планируемого размещения на них линии газопровода.
По сведениям схемы территориального планирования в границах земельных участков запроектировано строительство межпоселкового газопровода высокого давления от газораспределительной станции города Лабинска до поселков Луч и Новолабинский. На основании постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2018 N от 28.12.2020 N 911 утверждены схемы объектов газоснабжения по всем муниципальным образованиям Краснодарского края на 2019-2023 годы. Программой газификации населенных пунктов муниципальных образований Краснодарского края (проектирование и строительство новых, реконструкция и развитие действующих газораспределительных систем) предусмотрено осуществление газификации в рамках программных мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Краснодарского края (муниципальных программ) и государственных программ Краснодарского края на условиях софинансирования, инвестиционных программ публичного акционерного общества "Газпром" и газораспределительных организаций, а также в соответствии со схемами газоснабжения и газификации населенных пунктов в муниципальных образованиях Краснодарского края и схемами газоснабжения и газификации муниципальных районов. Приложение N 11 к региональной программе "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2019-2023 годы" (далее - региональная программа) представляет собой схему расположения используемых для обеспечения населения газом объектов газоснабжения муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.
Согласно существующей схеме газоснабжения и газификации Лабинского района Краснодарского края (2016 год) газоснабжение поселков Луч и Новолабинский от газораспределительной станции города Лабинска не предусмотрено. Газоснабжение указанных поселков запроектировано от газораспределительной станции станицы Вознесенской Лабинского района. Схема N 24 расположения объектов газоснабжения муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (приложение N 11 к региональной программе) не содержит сведений о возможном газоснабжении поселков Луч и Новолабинский от газораспределительной станции города Лабинска.
В перечень планируемых мероприятий программы развития на период 2021-2025 годов (таблица N 2) газификация указанных населенных пунктов не включена.
В письме от 26.01.2018 N 45/03.3-04 управление архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации сообщило главе хозяйства, что решение по подготовке проекта планировки для строительства межпоселкового газопровода высокого давления от газораспределительной станции города Лабинска до поселков Луч и Новолабинский через земельные участки не принималось. В 2016 году общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" выполнило корректировку схемы газоснабжения Лабинского района, согласно которой поселок Луч должен газоснабжаться от проектируемого газопровода высокого давления "ГРС станицы Вознесенской - поселок Новолабинский". Вопросы внесения изменений в утвержденную схему территориального планирования Лабинского района и принятия решения по подготовке проекта планировки территории по проектированию и строительству газопровода к поселку Луч могут быть рассмотрены не ранее 2030 года.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения главы хозяйства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ лицам, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в публичной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях земельного законодательства, предоставлено право на заключение нового договора аренды такого участка в случае и в порядке, предусмотренных Земельным кодексом.
По общему правилу, предусмотренному Земельным кодексом, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6).
Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6). Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1, 3 пункта 5 статьи 39.17).
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 сформулирована следующая правовая позиция. Само по себе изменение генерального плана поселения (городского округа) в отсутствие доказательств его реализации не влечет изменение правового режима земельного участка и не препятствует его предоставлению в аренду для сельскохозяйственного производства. В отсутствие доказательств изъятия земельного участка из оборота, ограничения его в обороте, принятия в отношении него решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд, планирование размещения в долгосрочной перспективе объекта местного значения в границах земельного участка не может служить причиной отказа в его предоставлении в аренду. При этом при принятии решения о заключении нового договора аренды по окончании срока ранее заключенного договора аренды не могут не учитываться изменения градостроительной документации, предусматривающие иное зонирование территории, а также положения земельного законодательства о предоставлении публичных земельных участков.
В пункте 2 статьи 78 Земельного кодекса установлено, что использование земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых на период осуществления строительства газопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода этих участков в земли иных категорий. По смыслу пунктов 4.2, 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей, на них допускается проведение сельскохозяйственных работ без разрешения предприятия трубопроводного транспорта.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 4 статьи 421, статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса). Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса).
Действовавшей до 01.03.2015 редакцией Земельного кодекса по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатору, за рядом исключений, предоставлялось преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 22). На уполномоченные органы возлагалась обязанность по обеспечению управления и распоряжения публичными земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур их предоставления, в том числе по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких участков, обеспечению подготовки информации о земельных участках и ее заблаговременной публикации (статья 34).
Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в действовавшей до 01.03.2015 редакции предусматривалось аналогичное преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок (пункт 5 статьи 9). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялась в установленном статьей 34 Земельного кодекса порядке. В случае наличия только одного заявления при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка договор аренды заключался без торгов (пункт 2 статьи 10).
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (01.03.2015) установленный Земельным кодексом порядок заключения договоров аренды находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения претерпел изменения. Пункт 3 статьи 22 и статья 34 утратили силу. Упразднено преимущественное право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на заключение договора аренды такого участка на новый срок без проведения торгов (пункт 15 статьи 39.8). Предоставление в аренду находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения стало возможными только на торгах (пункт 1 статьи 39.6).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснена возможность возобновления на неопределенный срок договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения такого договора.
По смыслу названных норм и разъяснений действовавшими до 01.03.2015 нормами земельного законодательства не исключалась возможность возобновления на неопределенный срок договоров аренды находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения. Положениями Земельного кодекса в действующей с 01.03.2015 редакции также прямо не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса к договору аренды такого участка, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов. Если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование находящимся в публичной собственности земельным участком сельскохозяйственного назначения, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор также следует считать возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Для продления такого договора проведение торгов не требуется. Данный правовой подход сформулирован в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 310-ЭС19-25907 и нашел отражение в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил о следующем.
Глава хозяйства обратился с заявлением (выразил волеизъявление) о заключении новых договоров аренды земельных участков в установленный срок до прекращения прежнего договора аренды. Правило о подаче заявления о заключении договора аренды земельных участков на новый срок в определенный период главой хозяйства не нарушено. Глава хозяйства вправе был претендовать на заключение договора аренды земельных участков на новый срок по правилам подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
В перечень планируемых мероприятий программы развития на период 2021-2025 годов газификация населенных пунктов Луч и Новолабинский от газораспределительной станции города Лабинска не включена. Программой не предусмотрены не только проектируемая линия газоснабжения, но и мероприятия по газоснабжению этих населенных пунктов. Реализация документов территориального планирования, предусматривающих расположение в границах земельных участков газопровода, не планируется. В отношении земельных участков фактически сохранился правовой режим, допускающий их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства.
Департамент не доказал, что для строительства газопровода потребуются испрашиваемые главой хозяйства земельные участки. Возможное строительство на земельных участках газопровода после 2030 года не препятствует заключению с главой хозяйства договоров аренды земельных участков на новый срок. Оспариваемое решение департамента противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы главы хозяйства.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают.
В части они направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанций или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А32-48633/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Глава хозяйства обратился с заявлением (выразил волеизъявление) о заключении новых договоров аренды земельных участков в установленный срок до прекращения прежнего договора аренды. Правило о подаче заявления о заключении договора аренды земельных участков на новый срок в определенный период главой хозяйства не нарушено. Глава хозяйства вправе был претендовать на заключение договора аренды земельных участков на новый срок по правилам подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
...
В части они направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанций или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2022 г. N Ф08-10047/22 по делу N А32-48633/2021