г. Краснодар |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А53-40204/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Конопатова В.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" - Балаговой С.В. (доверенность от 04.10.2021), Курилова П.А. (доверенность от 01.01.2019), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Снимщикова А.А. (доверенность от 28.12.2021), Маслова Д.В. (доверенность от 19.01.2022),, от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" - Шабуниной А.Г. (доверенность от 01.01.2022), Овечкина С.Н. (доверенность от 01.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А53-40204/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании недействительными пункта 1 предписаний от 20.08.2021 N 253/33-12 и от 27.10.2021 N 320/33-12. К участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЛукойлРостовэнерго" (далее - третье лицо).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования удовлетворены. Суд счел предписания в оспариваемой части неисполнимыми, выданными за пределами полномочий и в отсутствие оснований для их выдачи. Тепловая нагрузка сетей общества на 2021 год разработана и утверждена в установленном порядке, управление учло при проведении проверки неактуальную информацию за 2020 год.
В Арбитражный суд с кассационной жалобой обратилось управление, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Считает правомерным вывод о превышении обществом установленной тепловой нагрузки, предписания исполнимыми принятыми в пределах имеющихся у управления полномочий.
В отзывах на кассационную жалобу общество и третье лицо просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что проведенной управлением внеплановой выездной проверкой подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2021 - 2022 годов управление выявило нарушение обществом требований безопасности, определенных в пункте 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 и зарегистрированных Минюстом России 02.04.2003 за N 4358 (далее - ПТЭ ТЭУ): общество не обеспечило надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе (подключенная нагрузка внешних потребителей составляет 2036,61 Гкал/час, максимально возможное количество тепловой энергии, получаемое от теплоисточников ООО "ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго", составляет 1774,84 Гкал/час). Присоединение новых потребителей к тепловым сетям допускается только при наличии у источников теплоты резерва мощности и резерва пропускной способности магистралей тепловой сети. Невозможно подключение новых абонентов без увеличения установленной тепловой мощности (далее - нарушение уровня мощности тепловой нагрузки).
Об устранении этого нарушения управление выдало обществу предписание от 20.08.2021 N 253/33-12 со сроком исполнения 15.10.2021, по результатам контроля исполнения которого выдало 27.10.2021 предписание N 320/33-12со сроком устранения до 20.10.2022 названного нарушения уровня мощности тепловой нагрузки.
Удовлетворяя требования, суд отклонил ссылки управления о непредставлении обществом установленного пунктом Правил установления изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 28.12.2009 N 610, зарегистрированных Минюстом России 12.03.2010 за N 16604 (далее - Правила N 610), документа, устанавливающего или изменяющего (пересматривающего) тепловые нагрузки путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения по заявке потребителя в энергоснабжающую организацию.
Суд проверил и отклонил ссылки управления о несоблюдении общества температурного графика и неполного отпуск по этой причине тепла потребителям, отсутствии резервной мощности на источниках тепловой энергии; присоединении новых потребителей к тепловым сетям за пределами имеющейся нагрузки на тепловые сети, а также превышения подключенной нагрузки по договорам над максимально возможной вырабатываемой мощностью источников генерации (при фактической 2 036,61 Гкал/час максимально возможное количество энергии от теплоисточников третьего лица составляет 1774,84 Гкал/час).
Суд принял по внимание, что управление самостоятельно не считало тепловую нагрузку, руководствовалось лимитом тепловых нагрузок на выдачу технических условий в 2020 году по присоединению к теплоисточникам третьего лица, и счел их неактуальными на момент проведения проверки с учетом дополнительного соглашения от 30.01.2020 N 36 к договору поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде от 15.11.2010 между третьим лицом и обществом. Суд отметил, что письмами N 02.3-3054 27.10.2021, 08.10.2021 N 02.3-3054 при выполнении предписания 20.08.2021 общество направило управлению дополнительное соглашение от 29.07.2021 N 43с к договору поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде от 15.11.2010, где присоединенной нагрузкой потребителей на 2021 год в соответствии со схемой теплоснабжения указано 1 184,18 Гкал/час, максимальная тепловая мощность возможная к выдаче с источников третьего лица составляет 1774,84 Гкал/час. В письмах сообщено, что нагрузки приведены в соответствии со схемой теплоснабжения г. Ростов-на-Дону. Утвержденная приказом заместителя Министра энергетики России от 19.10.2020 N 914 Схема теплоснабжения является документом федерального значения, актуализируется каждый год на основании анализа, в том числе тепловой нагрузки, является общедоступной и размещена на сайте администрации города. Суд установил, что управление при вынесении предписаний учитывало неактуальными данными 2020 года, которые противоречили обновленной в 2020 году схеме теплоснабжения, утвержденной приказом Минтопэнерго России от 19.10.2020 N 914.
Заключение обществом дополнительного соглашения к договору купли-продажи тепловой энергии и теплоносителя N 43 неправомерно признано управлением ненадлежащим исполнением предписания от 20.08.2021 N 253/33-12. Сведения по балансам тепловой мощности источников третьего лица приведены в таблицах 2.9 и 2.10 "Существующий и перспективный баланс тепловой мощности и нагрузки ООО "ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго"" утвержденной схемы теплоснабжения г. Ростов-на-Дону. Содержание дополнительного соглашения 29.07.2021 N 43 к договору поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде 15.11.2010 N 10/1-68 соответствует сведениям из таблиц схемы теплоснабжения. Из этого дополнительного соглашения и расчета лимита тепловых нагрузок на выдачу технических условий в 2021 году по присоединению к теплоисточникам третьего лица, основанного на "Схеме теплоснабжения муниципального образования г. Ростов-на-Дону на период до 2034 года" (актуализация на 2021 год), превышения лимита тепловых нагрузок отсутствуют.
Суд указал, что об отсутствии превышения лимита тепловых нагрузок свидетельствует представленное дополнительное соглашение от 29.07.2021 N 43 и расчет лимита тепловых нагрузок на выдачу технических условий в 2021 году по присоединению к теплоисточникам третьего лица, составленное в соответствии со "Схемой теплоснабжения муниципального образования г. Ростов-на-Дону на период до 2034 года (актуализация на 2021 год)".
Суд также обоснованно отметил, что предписания неисполнимы, поскольку не могут исполняться без совершения действий третьими лицами. В них нет мер и действий, зависящих от выполнения именно обществом, а его действия по исполнению зависят в рассматриваемом случае от воли третьих лиц - общество является теплоснабжающей организацией. Владение и эксплуатацию производственных мощностей по выработке тепловой энергии производит третье лицо. Увеличение мощности производственных мощностей общество реализовать не может в силу наличия таких полномочий у собственника ресурса (энергии) у третьего лица. Уменьшение договорной нагрузки внешних потребителей зависит от действий потребителей, которые определяют ее в заявке на заключение договора теплоснабжения. Основаниями для изменения (пересмотра) тепловых нагрузок может быть только инициатива потребителя и только в случае расчета ставки платы за тепловую мощность, устанавливаемой для теплоснабжающей организации при установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) и двухставочного тарифа на горячую воды. Тарифы на отпуск тепловой энергии и теплоносителя для общества являются одноставочными и не предусматривают расчеты за тепловую мощность исходя из постановления регулирующего органа.
Кроме того, суд принял во внимание судебный акт мирового судьи Кировского и Советского судебных районов г. Ростова-на-Дону по делу N 253/33-12, признавшего незаконность привлечения общества к ответственности за неисполнение предписания от 20.08.2021 N 0253/33-12 по мотиву незаконности предписания.
Соглашаясь с доводами общества об отсутствии у управления полномочий по устранению нарушений о нарушении уровня мощности тепловой нагрузки, суд обоснованно указал, что проверка соблюдения прав заявителей при реализации прав на подключение к системе теплоснабжения, правила расчета резерва мощности на источниках тепловой энергии и правил ликвидации дефицита тепловой мощности отнесены к полномочиям антимонопольных органов (в части привлечения к ответственности виновных в их нарушении лиц), а утверждение схемы теплоснабжения (распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения) путем ежегодного внесения изменений в схему теплоснабжения, - Минэнерго России (статья 18 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"). Расчет резерва/дефицита мощности не относится к сфере проверки требований безопасности в сфере теплоснабжения или электроэнергетики.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, суд правомерно применил к ним пункты 4, 21 Правил N 610, пункт 6.2.1 ПТЭ ТЭУ, части 2, 5 статьи 23.2, часть 6 статьи 3, подпункт 2 части 3 статьи 23, статьи 18, 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 65 постановления Правительства России от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", приказ Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", пункт 35 постановления Правительства России от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункт 20 постановления Правительства России от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения...", учел правовой подход, изложенный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А53-40204/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно установив фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, суд правомерно применил к ним пункты 4, 21 Правил N 610, пункт 6.2.1 ПТЭ ТЭУ, части 2, 5 статьи 23.2, часть 6 статьи 3, подпункт 2 части 3 статьи 23, статьи 18, 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 65 постановления Правительства России от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", приказ Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", пункт 35 постановления Правительства России от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункт 20 постановления Правительства России от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения...", учел правовой подход, изложенный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2022 г. N Ф08-11192/22 по делу N А53-40204/2021