г. Краснодар |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А32-36380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Конопатова В.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" - Концеровой Е.А. (доверенность от 01.01.2022), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) - Долговой И.О. (доверенность от 12.09.2022), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А32-36380/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) обратилось с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) с заявлением о признании недействительным пунктов 1 - 4, 9 -11, 13, 14, 17 - 19, 39, 41, 43, 45, 46, 51, 54, 55, 61, 64, 65, 68, 70, 72, 74, 75, 79, 81, 83, 85, 86 предписания от 26.05.2021 N 04-23-44-П-1 (уточненные требования).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано по мотивам наличия у общества обязанности по устранению выявленных у него нарушений, совершение которых в том числе подтверждено судебными актами судов общей юрисдикции, последующая отмена части из которых (при установлении всеми судебными инстанциями факта совершения вмененных обществу деяний, об устранении которых выдано предписание) не свидетельствует об отсутствии выявленных у общества нарушений.
В Арбитражный суд Северо-кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки всех заявленных оснований и законности требований об устранении каждого из выявленных управлением нарушений, в том числе с учетом представленных им доказательств факта их совершения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление на основании распоряжения от 22.03.2021 N 272-П и приказа от 27.04.2021 N 325 "О продлении срока проведении плановой выездной проверки" с 01.04.2021 по 26.05.2021 провело плановую выездную проверку деятельности общества, по результатам которой вынесло предписание от 26.05.2021 N 04-23-44-П-1, которое общество обжаловало в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд счел соблюденной управлением установленные статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производствах и потребления", статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" процедуру, сроки и порядок проведения проверки.
Цель принятия Закона N 294-ФЗ, на нормы которого ссылалось общество при рассмотрении настоящего дела, состоит в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности затрагивающих жизнь, здоровье и безопасность населения, в настоящем случае не требовалось после выявления нарушений проводить проверку деятельности общества с предварительным уведомлением исключительно в целях вынесения предписаний об устранении уже установленных нарушений. Целью принятия Закона N 294-ФЗ является защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождение хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности затрагивающих жизнь, здоровье и безопасность населения. Это подтверждается правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 46 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2020 N 302-ЭС20-10769, от 22.09.2021 N 307-ЭС21-8136.
Соглашаясь с выводами управления о наличии выдачи обществу предписания об устранении нарушений, суд обоснованно исходил из наличия у общества обязанностей их устранения, исходя из следующего.
Пунктами 1, 2 и 3 предписания на общество возложена обязанность по включению в установленном порядке в лицензию на пользование недрами КРД 03339 ВЭ в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводных актов N 23-3000-00029 от 26.12.2018, 23-3000-00028 от 26.12.2018 (уточненные границы горных отводов (участков), в лицензию на пользование недрами КРД 03457 ВЭ), 23-3000-00030 от 26.12.2018 (уточненные границы горного отвода (участка), КРД 03457 ВЭ от 17.01.2008), чем нарушены пункты 3.3, 4.1, 8.2 условий пользования недрами. За совершение этих нарушений общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), наличие этих нарушений подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-28987/2021, N А32-28988/2021 и А32-28989/2021 (судебные акты по арбитражным делам) суд установил, что в действиях Из письма Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 26.04.2021 N 270-9238 следует, что разработало горноотводные акты, удостоверяющие уточненные границы горных отводов. На момент вынесения предписания они отсутствовали.
Пунктом 4 предписания обществу предложено направить соответствующую заявку в Югнедра о внесении изменений а (или) дополнений в условия пользования недрами по лицензии КРД 03457 ВЭ от 17.01.2008 в части изменения границ участка недр предоставленного в пользование для добычи пресных подземных вод. Пунктом дополнительного соглашения к лицензии КРД 03457 ВЭ участку недр площадью 0,29 га, совпадающему по площади и границам с площадью и границами зоны санитарной охраны первого пояса скважины и ограничением по глубине до 250 м, придан статус горного отвода. К лицензии оформлен горноотводный акт от 26.12.2018 N 23-3000-00030, площадь проекции горного отвода составляет 0,36 га.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона, орган государственного горного надзора оформляет документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включающиеся в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В горноотводном акте от 26.12.2018 N 23-3000-00030 уточненные границы горного отвода к лицензии на право пользование недрами КРД 03457 ВЭ от 17.01.2008 площадь проекции горного отвода составляет 0,36 га. Пунктом 3.3 дополнения к лицензии КРД 03457 ВЭ от 17.01.2008 на пользование недрами, зарегистрированного 14.12.2012 N 342, установлено, что участку недр площадью 0,29 га, совпадающему по площади и границам с площадью и границами зоны санитарной охраны первого пояса скважины и ограничением по глубине до 250 м, придается статус горного отвода.
Тем самым общество не установило и не изменило границы участка недр по лицензии на право пользование недрами для добычи пресных подземных вод. Площадь предоставленного составляла 0,29 га, а уточненные границы горного отвода, - 0,36 га.
Пунктом 9 предписания обществу предложено провести работы по ликвидации и (ила) консервации водозаборных скважин N 79 и 530, выведенных из эксплуатации; пунктом 17, - работы по ликвидации и (или) консервации водозаборных скважин 16604/3 и 1-бис выведенных из эксплуатации, чем нарушен пункт 5.2 условий пользования недрами к лицензии от 17.10.2007 КРД 03420 ВЭ. За совершение этих нарушений общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях, судебными актами по арбитражным делам суд признал доказанным наличие и совершение обществом названных нарушений.
Пунктом 4.7 приложения N 1 к лицензии КРД 03339 ВЭ и пунктом 5.2 приложения N 1 к лицензии КРД 03420 6 общество обязалось производить ликвидацию (консервацию) водозаборных скважин и наблюдательных скважин в соответствии с Инструкцией по ликвидации скважин различного назначения по согласованию органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Пунктом 6.1.2 технического проекта "Техническое состояние скважин" скважины N 79 и 530 находятся в ожидании ликвидации с 2010 года. Тем самым общество не обеспечило проведение работ по ликвидации и (или) консервации водозаборных скважин N 79 и 530, выведенных из эксплуатации с 2010 года. В нарушение пункта 6.1.2 технического проекта "Техническое состояние скважин" скважина N 16604/3, водозаборная скважина N 16604/3 находятся в ожидании ликвидации с 2009 - 2010 годов.
Пунктами 10, 13, 18 предписания обществу предложено оформить земельные участки под размещение и обслуживание группового водозабора (скважины N 1154/5, 1154/4, 1027, 11, 79, 530) в пределах зон санитарной охраны первого пояса источников питьевого водоснабжения общей площадью 2,16 га, скважины N 46535/1, - в пределах зоны санитарной охраны первого пояса источника питьевого водоснабжения площадью 0,36 га, группового водозабора (скважины N 16603/2, 16605/4, 16601/5, 16604/3, 12006/1 и 1-бис), - в пределах зон санитарной охраны первого пояса источников питьевого водоснабжения общей площадью 1,8 га. Проверкой установлено, что земельные участки не выделены, не внесены в ЕГРН сведения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны. Тем самым общество нарушило пункт 4.9 условий пользования недрами к лицензиям от 25.05.2007 КРД 03339 ВЭ, 11.01.2008 КРД0345 7ВЭ, 17.10.2007 КРД 03420 ВЭ, пункт 2.5 приложения N 8 к лицензии КРД 03420 ВЭ.
За совершение названных нарушений общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса, наличие этих нарушений и противоправность действий общества в этой части подтверждена судебными актами по арбитражным делам.
Общество не представило в материалы дела документы на право пользования земельными участками под размещение и обслуживания группового водозабора в пределах зон санитарной охраны первого пояса источников питьевого водоснабжения. Земельные участки в установленном порядке не размежеваны, участки общей площадью 1,86 га, 2.16 га не выделены, не внесены в ЕГРН сведения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения о подземных водных объектах зоны специальной охраны. Из договоров аренды следует, что земельные участки предоставлены ОАО "НК "Роснефть" (другой организации, а не пользователю недрами (владельцу лицензии).
Пунктом 11 предписания обществу предложено обеспечить оборудование наблюдательной скважиной группового водозабора линейного типа (водозабор Западный) Троицкого месторождения подземных вод. За совершение этого нарушения оно привлечено к ответственности по части 2 статьи 7,3 Кодекса, решениями по делам N А32-28988/2021, N А32-28987/2021 признано доказанным наличие этих нарушений и их совершение обществом. С целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод (пункт 8 постановления Правительства России от 11.02.2016 N 94 "Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов"). Водозаборы подземных вод должны быть оборудованы наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование. Разделом 10 "Программа производственного экологического контроля, включая программу организации и ведения мониторинга состояния недр" включает (страницы 68 - 72) технического проекта водозабора подземных пресных вод по участку недр, представленному по лицензии КРД 03420 ВЭ установлено, что для организации мониторинга подземных вод недропользователь обеспечивает создание локальной сети наблюдений для выявления антропогенного загрязнения подземных вод. Локальная сеть располагается на наиболее типичных, сложных и важных по гидрологическим условиям и видам техногенного влияния объектах, площадках. Сеть размещается с учетом местоположения, характера и размеров (формы) источников загрязнения; конфигурации области загрязнения подземных вод; строения водоносного горизонта (мощность, неоднородность), направления естественного движения подземных вод; скорости движения загрязненных подземных вод; местоположения водозаборных сооружении путей поступления к ним загрязненных или природных некондиционных вод. В районе водозаборов наблюдательная сеть наращивается от границы загрязнения по направлению к водозабору. Частота опробования определяется скоростью движения загрязненных вод по пласту и расположением наблюдательных скважин относительно границы этих вод, вблизи границы частота отбора увеличивается. В целом мониторинг подземных вод представляет собой систему режимных наблюдений и сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния подземных вод под влиянием антропогенных факторов.
Общество не обеспечило проведение работ по ликвидации и (или) консервации водозаборных скважин N 16604/3 и 1-бис, выведенных из эксплуатации. Оборудование наблюдательной сетью (скважинами) группового водозабора линейного типа в хуторе Ханькове и поселке Семисводный по лицензии КРД 03420 ВЭ для ведения мониторинга за состоянием недр в соответствии с требованиями технического проекта отсутствует. Скважина 16604/3 не является наблюдательной - с 2009, 2010 годов находится в нерабочем состоянии, в журналах режимного наблюдения отсутствуют отметки о замерах уровня воды. В нарушение программы производственного контроля проверка качества питьевой воды и отбор проб в этой скважине не производится.
Пунктом 14 предписания предложено обеспечить оборудованием Зыбзенский водозабор наблюдательной скважиной (нарушение пунктов 4.1, 5.2 условий пользования недрами к лицензии КРД 03457 ВЭ от 17.01.2008). Техническим проектом водозабора подземных пресных вод по участку недр, представленному по лицензии КРД 03457 ВЭ, разделом 10 "Программа производственного экологического контроля, включая программу организации и ведения мониторинга состояния недр" установлено, что она включает: для организации мониторинга подземных вод недропользователь обеспечивает создание локальной сети наблюдений для выявления антропогенного загрязнения подземных вод. Локальная сеть располагается на наиболее типичных, сложных и важных по гидрологическим условиям и видам техногенного влияния объектах, площадках. Сеть размещается с учетом местоположения, характера и размеров (формы) источников загрязнения; конфигурации области загрязнения подземных вод; строения водоносного горизонта (мощность, неоднородность) и его граничных условий; направления естественного движения подземных вод; скорости движения загрязненных подземных вод; местоположения водозаборных сооружений и путей поступления к ним загрязненных или природных некондиционных вод.
В районе водозаборов наблюдательная сеть наращивается от границы загрязнения по направлению к водозабору. Частота опробования определяется скоростью движения загрязненных вод по пласту и расположением наблюдательных скважин относительно границы этих вод, вблизи границы частота отбора увеличивается. В целом мониторинг подземных вод представляет собой систему режимных наблюдений и сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния подземных вод под влиянием антропогенных факторов.
Участок недр, представленный в пользование обществу по лицензии КРД 03457 ВЭ в поселке Хомский Абинского района Краснодарского края, также не оборудован наблюдательной сетью (скважинами) для ведения мониторинга за состоянием недр в соответствии с требованиями проектного документа.
Об устранении сходных нарушений указано в пункте 19 предписания - оборудовании наблюдательной скважиной группового водозабора подземных вод в хуторе Ханьков и поселке Семисводном в исполнение пунктов 4.1, 5.2 условий пользования недрами к лицензии от 17.10.2007 КРД 03420 ВЭ.
Проверяя законность требований управления, изложенных в пунктах 39, 49, 59, 68, 79 предписания, суд отметил, что за совершение перечисленных в них нарушений общество привлечено к ответственности по статье 8.46 Кодекса об административных правонарушениях. Решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 09.11.2021 по делам N 12-598/21 и от 17.11.2021 по делу N 12-559/2021 доводы общества об отсутствии у него обязанности устранить отраженные в этих пунктах предписания нарушения признаны необоснованными, а совершение им противоправных действий в этой части, - доказанным.
В силу подпункта "б" пункта 6 Критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903, в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и в силу пункта 8 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, называющих негативное воздействие на окружающую среду. Критерии отнесения предусмотрены постановлением Правительства России от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
При изучении сведений программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выявлено, что общество участки границы недр по лицензиям на пользование недрами КРД 03339 ВЭ (горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горных отводов, от 26.12.2018 N 23-3000-00029), КРД 03420 ВЭ (26.12.2018 N 23-3000-00028), КРД 03457 ВЭ (26.12.2018 N 23-3000-00030) на учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду включило, но актуальные учетные сведения по объектам негативного воздействия на окружающую среду НВОС с кодами 03-0123-008316-П "Система измерения количества и показателей качества нефти 834" и 03-0123-007940-П "Система измерения количества и показателей качества нефти 835" по участка недр, перечисленных в лицензиях КРД 03339 ВЭ, КРД 03420 ВЭ, КРД 03457 ВЭ, не внесло.
Пунктами 39, 49, 59, 68, 79 предписания обществу также предложено актуализировать учетные сведения по объекту негативного воздействия на окружающую среду - не учтены координаты угловых точек границ: горных отводов участков недр, эксплуатируемых на объекте (по лицензионным участкам месторождений полезных ископаемых; участков объектов капитального строительства, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием недрами на объекте; участков, сервитуты охранных зон технологических и межпромысловых нефте-и-газопроводов на объекте; не исключены ликвидированные объекты капитального строительства, на которых ранее осуществлялась деятельность, связанная с пользованием недрами.
Пунктами 41, 51, 61, 70, 81 предписания обществу предложено обеспечить ведение учета и контроля выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом по организованным и неорганизованным источникам выбросов, не учтенных в плане-графике контроля выбросов вредных загрязняющих веществ, но указанных в заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет. За совершение этих нарушений общество привлечено к ответственности по статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях. Решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.11.2021 по делу N 12-632/21, 17.11.2021 по делу N 12-662/2021, 28.09.2021 по делу N 12-659/2021 и 24.08.2021 по делу N 12-564/2021 подтверждено наличие названных нарушений и их совершение обществом.
Из журналов первичного учета состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ по объекту НВОС СИКН N 834 НВОС СИКН N 834, расположенном в пределах Крымского, Славянского, Темрюкского районах Краснодарского края, не обеспечено ведение лабораторных исследований промышленных выбросов в полном объёме в соответствии с программой производственного экологического контроля. Так, в 2019 году не проводились инструментальные измерения с установленной периодичностью:
один раз в квартал по источникам N 0354 (104), 0355 (105), 1165, 1186, 0105 (0045), 0106 (0046), 0734 (0384), 0830 (0410), 0831 (0411), 0832 (0412), 0833 (0413), 7093, 7119 (6659), 2772 (0112), 2773 (0113), 2774 (0114);
один раз в год по источникам N 6002, 6015, 6032, 6042, 6051, 0361 (111), 0362 (112), 6321 (6071), 6322 (6072), 6323 (6073), 6504 (6243), 887 (707), 901 (721), 6951 (6781), 1309 (1259), 1310 (1260), 1420 (1405), 1424 (1409),1429 (1414). (1415), 1444 (1429), 1446 (1431), 0061 (ООП), 0081 (0021), 0082 (0022) (6026), 0125 (0065), 0491 (0291),0492 (0292), 7211 (6731), 7320 (6820), (6875), 7519(6909);
в 2020 году: один раз в квартал по источникам N 0354 (104), 0355 (105), 1165, 1186, 0105 (0045), 0106 (0046), 0734 (0384), 0830 (0410), 0831 (0411), 0832 (0412), 0833 (0413), 7093, 7119 (6659), 2772 (0112), 2773 (0113), 2774 (0114);
один раз в год по источникам N 0361 (111), 0362 (112), 6321 (6071), 6322 (6072), 6323 (6073), 6504 (6243), 887 (707), 901 (721), 6951 (6781), 1309 (1259), 1310 (1260), 1420 (1405), 1424 (1409),1429 (1414), 1430 (1415), 1444 (1429), 1446 (1431), 0061 (ООП), 0081 (0021), 0082 (0022), 6087 (6026), 0125 (0065), 0491 (0291),0492 (0292), 7211 (6731), 7320 (6820), 7475 (6875), 7519 (6909).
Общество не осуществляет и учет, контроль выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом по организованным и неорганизованным источникам выбросов, не учтенных в плане-графике контроля выбросов загрязняющих веществ. Журнал первичного учета состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ не содержит сведений о полном количестве инвентаризованных на объекте НВОС СИКН N 834 источниках. Программа производственного экологического контроля по объекту НВОС СИКН N 834 также не содержит требований по учету состава и количеству выбросов загрязняющих веществ расчетным путем от источников выбросов, по которым не предусмотрен инструментальный метод контроля. По итогам инвентаризации объекта НВОС СИКН N 834 выявлено 2028 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (485 организованных и 1543 неорганизованных). Эти обстоятельства признаны свидетельствующими о ненадлежащем производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха по объекту НВОС СИКН N 834.
За совершение перечисленных в пунктах 43, 72 предписания общество привлечено к ответственности по статье 8.1 Кодекса. Решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.11.2021 по делу N 12-632/21, 17.11.2021 по делу N 12-662/2021, 28.09.2021 по делу N 12-659/2021, 24.08.2021 по делу N 12-564/2021 подтверждено наличие вмененных обществу нарушений и его вина в их совершении. Общество не получило в установленном порядке заключения федерального государственного надзора по объекту "Строительство Малогабаритной установки подготовки газа Украинская. Корректировка - 2 этап" и объекту "Объекты нефтегазосбора и транспорта от ГУ до ДНС, включая ДНС. 3 этап-строительство Троицкой ДНС".
Проверяя наличие у общества обязанностей по устранению названных в пунктах 45, 54, 64, 74, 85 предписания нарушений по ведению учета в области обращения с отходами производства III - IV класса опасности: лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более; лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%; трубы насоснокомпрессорные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); штанги насосные стальные отработанные загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции; трубы стальные газопроводов, отработанные с битумной изоляцией; трубы стальные газопроводов, отработанные с полимерной изоляцией;, трубы стальные нефтепроводов, отработанные с битумной изоляцией; трубы стальные нефтепроводов, отработанные с полимерной изоляцией, суд отметил, что за совершение этих нарушений общество привлечено к ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса, их наличие и вина в совершении подтверждены решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 09.11.2021 по делу N 12-585/2021, 23.11.2021 по делу N 12-555/2021, 17.11.2021 по делу N 12-588/2021.
По объекту НВОС СИКН N 834 общество на основании проекта нормативов образования отходов общество утвердило нормативы образования отходов и лимитов на их размещение 07.02.2020 N 08, 07.02.2020 издан приказ управления. Расчетом и обоснованием нормативов образования отходов в среднем за год по объекту НВОС СИКН N 834 на территории Крымского, Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края установлено, что в процессе производственной деятельности общества основная масса отходов образую отходы I - V класса опасности (страницы 13 - 46 проекта нормативов образования отходов): грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более); песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более); уголь, активированный отработанный,
загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более); смесь масел минеральных отработанных, не содержащих галогены, пригодная для утилизации; нефтяные промывочные жидкости, утратившие потребительские свойства, не загрязненные веществами 1, 2 классов опасности; шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов; осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более; лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более); лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); смет с территории предприятия малоопасный; мусор и смет уличный; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (осадки) из выгребных ям; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; трубы насосно-компрессорные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); трубы стальные газопроводов, нефтепроводов отработанные с битумной и полимерной изоляцией, без изоляции; штанги насосные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); кек переработки нефтесодержащих отходов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; глинистые вскрышные породы, практически не опасные.
Учет в области обращения с отходами по объекту НВОС СИКН N 834 на территории Крымского, Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края общество не осуществляет, а в целом по предприятию (44 объекта негативного воздействия на окружающую среду) представило сведения, признанные свидетельствующими о ненадлежащем учете в области обращения с отходами в целом по предприятию за 2018 - 2020 годы. Так, по данным общества, на территории Краснодарского края, в том числе по договорам за 2018 - 2021 годы на оказание операторских услуг с ПАО "НК "Роснефть"" по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтеконденсатных и газоконденсатных месторождений (в т. ч. добыче нефти, газового конденсата, природного газа, попутного (нефтяного) газа, подготовки и сдачи углеводородного сырья транспортирующим организациям)), и аренды имущества для эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтеконденсатных и газоконденсатных месторождений полезных ископаемых, в 2018 - 2020 годах у общества отсутствовали и не учитывались отходы производства III - IV класса опасности: лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более; лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%; трубы насосно-компрессорные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); штанги насосные стальные отработанные загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, с битумной, полимерной изоляцией; трубы стальные нефтепроводов, отработанные с битумной, полимерной изоляцией.
При этом по расчетам и обоснованию нормативов образования отходов в среднем за год по объекту НВОС СИКН N 834 на территории Крымского, Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края (страницы 13 - 46 проекта нормативов образования отходов) предусмотрено проведение соответствующих работ, в процессе которых образуются перечисленные отходы. Из проекта нормативов образования отходов усматривается, что эти отходы образуются при эксплуатации нефтяных и газовых скважин, демонтаже технологических трубопроводов, металлоконструкций и проведении ремонтных работ.
При проверке общество представило акты за 2019, 2020 года о приемке выполненных работ по текущему, капитальному ремонту, в том числе о ликвидации трубопроводов, где отражено образование отходов труб стальных нефтегазопроводов отработанных. Общество представило сведения о ликвидации скважин на эксплуатируемых месторождениях полезных ископаемых, исходя из которых при ликвидации скважин извлекались трубы насосно-компрессорные. В актах отбора проб отходов (от 06.05.2019 N 5 - отходы лома и черных металлов, загрязненные нефтепродуктами, протокол исследований морфологического состава от 13.05.2019 N 327/5 о содержании нефтепродуктов - 18,0%; 06.05.2019 N 6 - лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами, содержание нефтепродуктов 7,0%; акт от 06.05.2019 N 7 - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, стали на 92,7% и конденсата на 7,3% и др.) В отчете за 2020 год по объекту НВОС СИКН N 834 (изменение 4) также отражено отсутствие образования названных отходов в процессе деятельности общества. Натурным обследованием участков (площадок) временного накопления металлолома перечисленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по объекту НВОС СИКН N 834 выявлено наличие на площадках этих отходов. Отбор проб отходов, обнаруженных на площадках временного накопления металлолома, не представился возможным из-за их крупногабаритных размеров. В протоколах от 25.05.2021 о компонентном составе лома и отходов черных металлов, загрязненных нефтепродуктами", отражено, что компонентный состав отхода металла составил 91,56% и нефтепродуктов - 8,1%; труб стальных газопроводов отработанных с битумной изоляцией - металл 79,98%, нефтепродукты 7,7%, битум 11,9%, без изоляции - металл 92,84%" и нефтепродукты 6,6%; штанги насосные стальные отработанные загрязненные нефтепродуктами - металл 90,3%, нефтепродукты 9,0%.
Названные обстоятельства признаны свидетельствующими о сокрытии и (или) умышленном искажении обществом полной и достоверной экологической информации по объекту НВОС СИКН N 834 в отчетной природоохранной (экологической) документации, отсутствии контроля за организацией работ, предусмотренных нормативами образования отходов в части работ, образующих эти отходы: при эксплуатации нефтяных и газовых скважин, демонтаже технологических трубопроводов, металлоконструкций и проведении ремонтных работ.
Пунктами 46, 55, 65, 75, 86 предписания обществу предложено провести ликвидацию технологических нефтегазопроводов от ликвидированных в 2019 - 2020 годах нефтяных и газовых скважин. За совершение этих нарушений общество привлечено к ответственности по статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях. Решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.11.2021 по делу N 12-632/21, 17.11.2021 по делу N 12-662/2021, 28.09.2021 по делу N 12-659/2021, 24.08.2021 по делу N 12-564/2021 наличие этих нарушений и совершение их обществом признано доказанным.
С даты последней актуализации учетных сведений по объекту НВОС СИКН N 834 (30.01.2019 года, свидетельство об актуализации N DBXF9LEQ) общество выполняло работы по ликвидации нефтепромыслового оборудования (скважины, групповые установки, иные объекты, перечисленные в заявке о постановке объекта на учет), однако, эти объекты не исключило из заявки и не выполнило актуализацию учетных сведений по объекту. Проверкой выявлено, общество при выполнении работ по физической ликвидации скважин не выполнило работы по ликвидации технологических нефтегазопроводов, неразрывно связанных с ликвидированной скважиной и межпромысловым нефтегазопроводом. В отчетности по физической ликвидации (демонтажу) нефтегазопроводов за 2019, 2020 годы соответствующие сведения, выполнении соответствующих работ, проведении мероприятий по ликвидации объектов инфраструктуры общества в 2018 - 2021 годах отсутствуют.
Пунктом 83 предписания обществу предписано не допускать превышения выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отличающихся от утвержденных предельно-допустимых выбросов на участках на площадках ГУ "Николаевская" и ГУ "Убеженское" по источникам выбросов N 0022, 0023, 0042, 0054, 0055. Отборами (измерениями) проб промышленных выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (протокол отбора проб 15.04.2021 N 30ПВ, 31ПВ) по этим источникам, результатами их лабораторных испытаний (измерений), заключением 29.04.2021 N 31 ПВ, 32 ПВ) выявлены превышения загрязняющих веществ в атмосферный воздух от утвержденных предельно-допустимых выбросов: источник N 0022 - по оксиду азота (II) в 5,1 раза; 0023 - оксиду азота (II) в 1,7 раза; 0054 - оксиду азота (II) в 2,4 раза; 0055 - оксиду азота (II) в 11,8 раза; 0042 - диметилбензолу (ксилолу) в 37,4 раза.
Тем самым общество при осуществлении производственной деятельности на объекте НВОС ННЭ "Коноково" в Мостовском районе Краснодарского края не соблюдало нормативы предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ на площадке ГУ "Николаевская" и ГУ "Убеженское".
Планом-графиком контроля обществом выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников по объекту НВОС ННЭ "Коноково" предусмотрено проведение инструментального метода контроля загрязняющих веществ с периодичностью один раз в год по источникам N 0020 - 0023, 0042, 0052, 0054, 0055, 0079, 0081, 0082. Однако, учет и контроль выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух общество производит расчетным методом по организованным неорганизованным источникам выбросов, не учтенным в плане-графике контроля выбросов загрязняющих веществ. Журнал первичного учета состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ не содержит сведений о полном количестве источниках на объекте НВОС ННЭ "Коноково" источниках. Программа производственного экологического контроля по этому объекту также не содержит требований по учету состава и количеству выбросов загрязняющих веществ расчетным путем от источников выбросов, по которым не предусмотрен инструментальный метод контроля. По итогам инвентаризации объекта НВОС ННЭ "Коноково" установлено 278 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосфер (26 организованных и 252 не организованных). Эти обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем производственном контроле при охране атмосферного воздуха по объекту НВОС ННЭ "Коноково".
Выводы суда об установленных ими обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и содержанию судебных актов по арбитражным делам, а также перечисленным решениям суда общей юрисдикции, имеющими преюдициальное значение для рассматриваемого спора. Ссылки общества на отмены части решений суда общей юрисдикции (пункты 46, 55, 65, 75, 86 предписания) правового значения не имеют, поскольку основаниями их отмены послужили выводы о незаконном множественном привлечении общества к ответственности за совершение одного длящегося правонарушения, недоказанным наличие перечисленных в этих пунктах предписания нарушений и совершение их обществом не признавалось. Нормы права к установленным судом обстоятельствам применены правильно.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А32-36380/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя наличие у общества обязанностей по устранению названных в пунктах 45, 54, 64, 74, 85 предписания нарушений по ведению учета в области обращения с отходами производства III - IV класса опасности: лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более; лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%; трубы насоснокомпрессорные стальные отработанные, загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); штанги насосные стальные отработанные загрязненные нефтью (содержание нефти менее 15%); трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции; трубы стальные газопроводов, отработанные с битумной изоляцией; трубы стальные газопроводов, отработанные с полимерной изоляцией;, трубы стальные нефтепроводов, отработанные с битумной изоляцией; трубы стальные нефтепроводов, отработанные с полимерной изоляцией, суд отметил, что за совершение этих нарушений общество привлечено к ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса, их наличие и вина в совершении подтверждены решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 09.11.2021 по делу N 12-585/2021, 23.11.2021 по делу N 12-555/2021, 17.11.2021 по делу N 12-588/2021.
...
Пунктами 46, 55, 65, 75, 86 предписания обществу предложено провести ликвидацию технологических нефтегазопроводов от ликвидированных в 2019 - 2020 годах нефтяных и газовых скважин. За совершение этих нарушений общество привлечено к ответственности по статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях. Решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.11.2021 по делу N 12-632/21, 17.11.2021 по делу N 12-662/2021, 28.09.2021 по делу N 12-659/2021, 24.08.2021 по делу N 12-564/2021 наличие этих нарушений и совершение их обществом признано доказанным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2022 г. N Ф08-9766/22 по делу N А32-36380/2021