г. Краснодар |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А25-754/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 года.
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А25-754/2022, установил следующее.
МУП "Кумское" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - управление) от 21.09.2021 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения 100 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 11.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2022, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление управления. Судебные акты мотивированы нарушением управлением порядка привлечения предприятия к административной ответственности.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить и возвратить дело на рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело. По мнению подателя жалобы, при установлении судом наличия процессуальных нарушений со стороны управления материалы дела после отмены постановления должны быть возвращены должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
В данном деле оспорено постановление о привлечении предприятия к административной ответственности в виде 100 тыс. рублей штрафа, часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание только в виде административного штрафа, поэтому суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу управления с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, единолично.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление во исполнение требований подпункта 2 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в рамках полномочий, возложенных пунктом 3.8.10 Положения об управлении, утвержденным указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.2015 N 285, провело мониторинг исполнения предприятием обязанностей по раскрытию информации о деятельности субъекта естественной монополии.
В ходе мониторинга 05.08.2021 установлено, что в нарушение пункта 33 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты), предприятие не раскрыло подлежащую раскрытию информацию, предусмотренную пунктом 15 Стандартов, в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифов на очередной период регулирования.
Усмотрев в действиях предприятия признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, должностным лицом управления 21.09.2021 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении и 21.09.2021 вынесено постановление, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 71, 211 Кодекса, статьями 1.6, 25.1, 19.8.1 КоАП РФ, разъяснениями постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суды установили, что уведомлением от 06.09.2021 N 1001 (т. 1, л. д. 86) управление сообщило предприятию о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, представителю предприятия предложено явиться в управление в 11 часов 10 минут 21.09.2021 для ознакомления и подписания протокола об административном правонарушении. Копия уведомления направлена в адрес предприятия и получена адресатом 10.09.2021 (т. 1, л. д. 88). В отношении предприятия 21.09.2021, в отсутствие его представителя, составлен протокол об административном правонарушении и в этот же день вынесено постановление о привлечении предприятия к административной ответственности. Материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления предприятия о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесения постановления по делу. Уведомление от 06.09.2021 N 1001 (т. 1, л. д. 86) не содержит сведений о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесения постановления. Уведомление не содержит сведений о том, что после составления протокола об административном правонарушении, при отсутствии возражений привлекаемого лица, административным органом будут рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесении постановления.
Суды исходили из того, что данном случае вынесение постановления по делу об административном правонарушении в отсутствие предприятия (его представителя), в отсутствие данных о его надлежащем извещении нарушает права предприятия. Нарушение выражается в отсутствии у предприятия возможности представить свои объяснения и замечания по существу вменяемого правонарушения.
Несоблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности привлечения к административной ответственности независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Принимая во внимание допущенные при производстве по административному делу существенные и неустранимые нарушения процедуры привлечения предприятия к административной ответственности, вопрос о наличии либо отсутствии события и состава административного правонарушения, за которое предприятие привлечено к административной ответственности с указанными нарушениями, выяснению не подлежит и не имеет значения для дела.
Учитывая возражения предприятия, отрицающего факт его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения материалов дела и вынесения постановления об административном правонарушении по данному делу, управлением допущено существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Поскольку управление допустило существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, суды пришли правомерно удовлетворили заявленные предприятием требования.
Доводы кассационной жалобы о том, что при установлении судом наличия процессуальных нарушений со стороны управления материалы дела после отмены постановления должны быть возвращены должностному лицу, правомочному рассматривать дело, надлежит отклонить, поскольку именно заявитель обладает правом формулировать заявленное требование, которое заявлено предприятием именно о признании незаконным и отмене постановления управления от 21.09.2021. Возможность заявления такого требования предусмотрена статьями 4 и 208 Кодекса. Данное заявление рассмотрено судами с соблюдением особенностей, предусмотренных параграфом 2 главы 25 Кодекса.
Доводы жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ошибочном понимании заявителем норм права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А25-754/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что уведомлением от 06.09.2021 N 1001 (т. 1, л. д. 86) управление сообщило предприятию о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, представителю предприятия предложено явиться в управление в 11 часов 10 минут 21.09.2021 для ознакомления и подписания протокола об административном правонарушении. Копия уведомления направлена в адрес предприятия и получена адресатом 10.09.2021 (т. 1, л. д. 88). В отношении предприятия 21.09.2021, в отсутствие его представителя, составлен протокол об административном правонарушении и в этот же день вынесено постановление о привлечении предприятия к административной ответственности. Материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления предприятия о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесения постановления по делу. Уведомление от 06.09.2021 N 1001 (т. 1, л. д. 86) не содержит сведений о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесения постановления. Уведомление не содержит сведений о том, что после составления протокола об административном правонарушении, при отсутствии возражений привлекаемого лица, административным органом будут рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесении постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2022 г. N Ф08-11079/22 по делу N А25-754/2022