Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1919/2023 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Р." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Р." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в него под пунктом 867 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 842 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что указанное нежилое здание принадлежит административному истцу на праве хозяйственного ведения. Здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по технической документации здание состоит из помещений основного и вспомогательного назначения, в котором отсутствуют помещения офисного или торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания. Здание находится на огороженной охраняемой территории, исключающей свободный доступ третьих лиц. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца К.Ю.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание имеет наименование "административно-производственное здание под башней", позволяющее отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов административного назначения.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2022 год под пунктом 867, в Перечень на 2023 год - под пунктом 842.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, Федеральному государственному унитарному предприятию "Р." на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 612,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, количество этажей - 4, в том числе подземных 1, назначение - нежилое, наименование - административно-производственное здание под башней.
На запрос суда из ППК "Р." в лице Средне-Волжского филиала Самарского отделения в адрес суда представлен технический паспорт N 49616 на приемо-передающий комплекс ЗАО "О.", в котором, в том числе содержится технический на нежилое здание - административно-производственное здание под башней по состоянию на 03.09.2008 года (после реконструкции) (стр.128-142, 150-164), из которого следует, что в здании на площади 562,8 кв. м. расположены вентиляционная камера, рабочий зал, коридоры, помещение, кабинеты, лестницы, санузлы, теплоцентр, холл, гримерная, студии.
Административным истцом представлена копия технического паспорта по состоянию на 23.11.2004 года (подлинник этого технического паспорта содержится в представленном суду техническом паспорте N 49616), из которого следует, что в здании на площади 562,5 кв. м расположены указаны следующие помещения: тамбур, помещение охраны, электрощитовая, лестничные клетки, коридоры, фойе, склад, гримерная, теплоузел, санузел, помещения, кабинеты.
Наименование помещений "кабинет" не тождественно наименованию "офис", а помещения офисного или торгового назначения, помещения общественного питания или бытового обслуживания, в технических паспортах не указаны.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, с видом разрешенного использования: связь.
До раздела земельного участка здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Виды разрешенного использования земельных участков не предполагали размещение на них офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на даты утверждения оспариваемых Перечней, доказательства фактического использования нежилого здания в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания административным ответчиком не представлены.
По информации представителя административного истца нежилое здание фактически используется административным истцом в комплексе других объектов РТРС, в аренду не передавалось, территория, на которой здание расположено, охраняется, свободный доступ третьих лиц на территорию исключен.
Включения здания в Перечни по одному лишь наименованию суд считает необоснованным, поскольку такое наименование здания - административно-производственное здание под башней - не свидетельствует о безусловном размещении в нем более 20% офисных помещений и помещений сопутствующей офисной инфраструктуры.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022-2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Федерального государственного унитарного предприятия "Р." удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 867 нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 842 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 сентября 2023 г. N 3а-1919/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника