г. Краснодар |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А53-21839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Маркиной Т.Г., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АВВА-транс" (ИНН 6147029360, ОГРН 1096191000674) - Еремина А.Н. (доверенность от 10.10.2022), от заинтересованного лица - администрации города Каменск-Шахтинский - Песчанского А.С. (доверенность от 11.01.2022), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Интертек" (ИНН 6147037145, ОГРН 113619100042), общества с ограниченной ответственностью "Каменское пассажирское автотранспортное предприятие" (ИНН 6147024788, ОГРН 1056147020742), заинтересованного лица - отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Каменск-Шахтинский (ИНН 6147024001, ОГРН 1046147020435), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВВА-транс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А53-21839/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АВВА-транс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Каменск-Шахтинского (далее - администрация), выразившегося в невыдаче карт маршрутов согласно договору от 30.12.2011 N 2 на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на маршрутах города Каменск-Шахтинский (далее - договор от 30.12.2011 N 2); об обязании отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Каменск-Шахтинского выдать карты маршрутов согласно договору от 30.12.2011 N 2 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Ходатайство общества о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия администрации удовлетворено судом первой инстанции, с учетом принятия обществом иных мер, направленных на урегулирование спора.
Принимая во внимание наличие предусмотренных договором от 30.12.2011 N 2 оснований для его прекращения, отсутствие доказательств принятия мер к оформлению отношений с муниципальным органом в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ, суды сделали вывод о том, что бездействие администрации не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.04.2022 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2022, уточненные требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что в материалах дела содержатся доказательства урегулирования сторонами спора по договору от 30.12.2011 N 2 в досудебном порядке, что свидетельствует о законности дальнейшего исполнения договора после 30.01.2020. доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. В рамках Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) осуществление обществом регулярных перевозок по городским маршрутам на основании действующего договора является легитимным и после окончания действия маршрутных карт. Суды не применили часть 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ. Общество отмечает, что администрация три раза подряд незаконно выдавала маршрутные карты сроком на 180 дней без проведения открытого конкурса ООО "Каменское ПАТП", а 25.01.2022, в четвертый раз, незаконно выдала их на неопределенный срок ООО "Интертек" без проведения каких-либо процедур.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на маршрутах города Каменск-Шахтинский 30.12.2011 между обществом и администрацией г. Каменск-Шахтинский Ростовской области заключен договор N 2, экземпляр которого имеется в материалах дела и содержит никем незаверенное исправление даты на 10.04.2012.
В соответствии с пунктом 2.4.1 договора от 30.12.2011 N 2 перевозчик обязан использовать для работы на маршрутах транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (в соответствии с характеристиками завода-изготовителя), имеющие сертификат "Одобрение типа транспортного средства" в качестве транспорта общего пользования, зарегистрированные в органах ГИБДД, технически исправные и прошедшие в установленном порядке технический осмотр, отвечающие санитарным нормам, а также имеющие лицензионную карточку. В течение 3 дней с момента вступления договора в силу перевозчик обязан: обеспечить все маршруты, закрепленные за предприятием, необходимым количеством подвижного состава в соответствии с количеством графиков, закрепленных договором; подготовить и представить для утверждения заказчика паспорта маршрутов в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.2 договора от 30.12.2011 N 2 заказчик при предъявлении заключенного между сторонами договора на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах города Каменск-Шахтинский и заявки (с указанием номера и названия маршрута, марки автобуса, государственного номера) обязан выдать маршрутные карты на право осуществления перевозок пассажиров и багажа.
Согласно пункту 2.4.3 договора от 30.12.2011 N 2 перевозчик обязан получить у заказчика маршрутные карты на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа, иметь их на каждой единице подвижного состава и выполнять пассажирские перевозки на конкретном маршруте по расписанию движения, указанному в них, с фактическим выполнением 100%.
В соответствии с пунктом 6.1 договор вступает в силу с 31.12.2011 (незаверенное исправление - с 10.04.2012) и действует до момента подписания нового договора после проведения очередного конкурса на право выполнения перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору, поступлением от граждан города в адрес администрации многочисленных жалоб об отсутствии подвижного состава на маршруте, администрация, руководствуясь пунктом 2.1.2 договора от 30.12.2011 N 2, в рамках контроля за соблюдением выполнения условий договора провела контрольные мероприятия и зафиксировала нарушения условий договора обществом (отсутствие рейсов на маршруте).
Выявленные нарушения оформлены актами комиссионного обследования от 15.11.2019 и 18.11.2019, которые вместе с предписанием об устранении выявленных нарушений от 19.11.2019 вручены генеральному директору общества Кириченко В.К.
В рамках проводимого в дальнейшем контроля соблюдения обязательств по договору администрацией выявлены новые нарушения, которые также оформлены актами комиссионного обследования от 28.11.2019. Указанные акты также вручены генеральному директору общества Кириченко В.К. сопроводительным письмом от 04.12.2019, в котором содержится предупреждение о возможном расторжении договора.
Согласно пункту 4.1 договора от 30.12.2011 N 2 заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив об этом перевозчика за 20 календарных дней до даты расторжения договора, при наличии одного или нескольких оснований в случаях: существенных нарушений перевозчиком договора и непринятия мер по их устранению. Существенными нарушениями договора являются: неоднократное, т. е. дважды и более раз в течение календарного года нарушения перевозчиком графика перевозок пассажиров на любом городском маршруте, обслуживаемом перевозчиком. Фактом, подтверждающим нарушение, является акт.
23.01.2020 обществу вручено предписание с требованием обеспечить соблюдение условий договора от 30.12.2011 N 2, а также акт комиссионного обследования от 21.01.2020, фиксирующий нарушение договора.
Актом комиссионного обследования от 26.01.2020 также зафиксированы отсутствия рейсов на городских маршрутах, выполняемых обществом, о чем ему было сообщено сопроводительным письмом от 30.01.2020 N 56.3/67 (вручено лично Кириченко В.К. 31.01.2020).
Установив существенные нарушения перевозчиком условий договора, администрация приняла решение об отказе от договора в одностороннем порядке.
Уведомлением от 30.01.2020 N 56/118, врученным 31.01.2020 директору общества Кириченко В.К., обществу сообщено о расторжении договора в одностороннем порядке.
Уведомление обществом не оспорено, в связи с чем договор прекратил действие с 21.02.2020.
В отсутствие договорных отношений общество продолжило осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров.
Общество 14.07.2020 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов.
16.07.2020, установив, что по маршрутам общества осуществляет перевозку ООО "Каменское пассажирское автотранспортное предприятие", общество обратилось в администрацию с заявлением о прекращении противоправных действий, связанных с перевозкой по маршрутам иным перевозчиком, а также о разъяснении, на основании чего осуществляется перевозка сторонним перевозчиком при наличии действующего договора на перевозку и исполнения обществом своих обязательств по договору.
Бездействие администрации, выразившееся в невыдаче обществу карт маршрутов согласно договору, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным и обязании выдать карты маршрутов согласно договору.
Судебные инстанции правильно применили статью 39 Закона N 220-ФЗ, вступившего в силу с 14.07.2015, указав, что в срок до 12.05.2016 уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной Законом N 220-ФЗ компетенцией должен был выдать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами или, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
Принимая во внимание, что срок окончания договора от 30.12.2011 N 2, не определен конкретной датой или событием, которое должно произойти с неизбежностью, то данные условия договора подлежит толкованию как предоставление обществу права на перевозки без указания срока такого права.
В этой связи уполномоченные органы местного самоуправления обязаны выдать обществу карту в порядке части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ сроком до 14.07.2016.
Законодатель предоставил уполномоченному органу при условии полной или частичной оплаты перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов право в течение переходного периода (не более пяти лет со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ) до заключения государственного или муниципального контракта не изменять действующий порядок организации перевозок, а перевозчику - осуществлять перевозки на тех же условиях, которые действовали до вступления в силу названного Закона.
Т.е. перевозчики, осуществлявшие перевозки по регулируемым тарифам на основании муниципального контракта в целях обеспечения муниципальных нужд, обеспечивающие льготный проезд определенным категориям граждан вправе до даты, установленной документом планирования субъекта, осуществлять перевозки того же вида и на основании ранее полученных документов, дающих такое право, без оформления временных документов и без изменения вида перевозок (по регулируемым тарифам). Тем самым упрощен переходный период для перевозчиков, право которых на осуществление пассажирских перевозок возникло в связи с заключением договоров в целях обеспечения государственных муниципальных нужд до вступления в силу Закона N 220-ФЗ.
Исключения части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ не распространяются на общество в силу отсутствия в рассматриваемых отношениях предусмотренных данной частью условий.
Поскольку договор от 30.12.2011 N 2 заключен сторонами до вступления в силу Закона N 220-ФЗ, добровольно исполнялся сторонами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что возникшие отношения подлежат регулированию согласно его условиям.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды учли наличие предусмотренных договором от 30.12.2011 N 2 оснований для его прекращения.
Из анализа правоотношений сторон по договору от 30.12.2011 N 2 видно, что указанный договор является расторгнутым с 31.01.2020. Вместе с тем, из материалов дела видно, что после получения уведомления о расторжении договора он выполнял договорные обязательства и администрацией указанное исполнение принималось. Действия перевозчика осуществлены на основании карт маршрутов, выданных на срок до 15.07.2020.
С учетом карт маршрутов регулярных перевозок, в том числе серии 0020 В N 005316, выданных обществу администрацией на срок с 28.12.2016 по 15.07.2020, осуществление регулярных перевозок обществом легитимно до 15.07.2020, то есть на срок, на который администрацией выданы карты маршрутов. Согласно пояснениям заявителя, после указанной даты перевозки им не осуществлялись.
Администрацией проведено два конкурса в отношении маршрутов, о выдаче карт на которые заявлено обществом. Доказательства участия в указанных конкурсах, необоснованного отклонения заявок, иных нарушений прав общества при проведении указанных конкурентных процедур в материалы дела не представлены. Вместе с тем, из пояснений заявителя следует, что о датах проведения конкурсов ему известно.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции по результатам конкурса карты маршрутов регулярных перевозок выданы администрацией обществу с ограниченной ответственностью "Интертек" на срок с 26.01.2022 по 24.07.2022.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание наличие предусмотренных договором от 30.12.2011 N 2 оснований для его прекращения, отсутствие доказательств принятия мер к оформлению отношений с муниципальным органом в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что бездействие администрации не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи также не подлежало удовлетворению требование заявителя в части обязания отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации выдать карты маршрутов согласно договору от 30.12.2011 N 2 на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на маршрутах города Каменск-Шахтинский, как заявленные в целях устранения негативных последствий действий администрации.
Доводы общества о том, что предметом оспаривания в рамках рассматриваемого дела являются, кроме бездействия администрации, также и ее действия по выдаче маршрутных карт ООО "Каменское ПАТП" и ООО "Интертек", отклонен судом апелляционной инстанцией как не соответствующие материалам дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Выводы судов основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А53-21839/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключения части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ не распространяются на общество в силу отсутствия в рассматриваемых отношениях предусмотренных данной частью условий.
Поскольку договор от 30.12.2011 N 2 заключен сторонами до вступления в силу Закона N 220-ФЗ, добровольно исполнялся сторонами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что возникшие отношения подлежат регулированию согласно его условиям.
...
На основании вышеизложенного, принимая во внимание наличие предусмотренных договором от 30.12.2011 N 2 оснований для его прекращения, отсутствие доказательств принятия мер к оформлению отношений с муниципальным органом в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что бездействие администрации не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2022 г. N Ф08-10574/22 по делу N А53-21839/2021