г. Краснодар |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А32-59687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631) - Дикунова К.Е. (доверенность от 12.07.2022), в отсутствие ответчика - муниципального унитарного предприятия Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал" (ИНН 2352056640, ОГРН 1202300044341), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А32-59687/2021, установил следующее.
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал" (далее - предприятие) о взыскании 1 800 883 рублей 76 копеек вреда, причиненного водному объекту.
Решением от 20.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2022, с предприятия в пользу управления взыскано 1 800 883 рубля 76 копеек вреда. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 31 009 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, в материалы дела не представлены доказательства допущения ответчиком загрязнения водного объекта, имеются лишь документы, подтверждающие привлечение предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения. Суды не дали оценки информационному письму администрации МО Темрюкского района от 02.02.2022 N 186, согласно которому с 28.04.2021 по 12.08.2021 факты негативных изменений в экосистеме водного объекта Азовского моря (порт Темрюк) не зарегистрированы. Представленный истцом расчет вреда произведен неверно, так как недопустимо проведение сравнительного анализа лабораторных исследований неоднородных проб, отобранных с нарушением правил и норм, установленных действующим законодательством. Анализ проб проведен за пределами максимального срока хранения проб.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель предприятия не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в результате сброса сточных вод с очистных сооружений предприятие с 22.04.2021 по 12.08.2021 водному объекту - Азовскому морю - причинило вред (ответчик на объекте HBOC 03-0123-008580-П, категория - II, категория риска значительная (3), допустил сброс сточных вод без нормативов допустимых сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водный объект и без решения о предоставлении водного объекта в пользование), данное обстоятельство подтверждается материалами административного дела N 0478/01/275/ВД/2021 и 0555/01/275/ВД/2021.
На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природы Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87), управление произвело расчет размера вреда, причиненного водному объекту, который составил 1 800 883 рубля 76 копеек.
Поскольку ответчик не возместил причиненный вред в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 35, 39, 47 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав верным расчет ущерба, произведенный истцом на основании Методики N 87.
Суды установили, что факт причинения вреда водному объекту действиями предприятия установлен постановлением управления от 24.08.2021 N 0478/01/275/ВД/2021, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о назначении административного наказания от 24.08.2021 N 0478/01/275/ВД/2021 в установленном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.
Из содержания экспертного заключения от 25.08.2021 N 001 следует, что сточная вода, поступающая из очистных сооружений канализации города Темрюк (порт) в акваторию Азовского моря, не соответствует нормативам ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения по содержанию в ее составе следующих загрязняющих веществ: биохимическое потребления кислорода (БПК5), нефтепродукты, ион аммония, фосфат-ион, анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ), железо.
По результатам лабораторных исследований получены протоколы испытаний: протоколы испытаний воды водоемов от 28.04.2021 N Т1526.8922, от 07.06.2021 N Т1870.10697, протокол испытаний (измерений) сточной воды от 23.08.2021 N 936.
В ходе сравнительного анализа результатов проведенных лабораторных исследований проб природной воды, отобранных на выпуске очистных сооружений предприятия, с нормативами ПДК загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения (приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"), выявлены превышения ПДК по содержанию загрязняющих веществ: протокол испытаний от 28.04.2021 N Т1526.8922: БПК5 - в 1,3 раза, общее железо - в 3 раза; протокол испытаний от 07.06.2021 N Т1870.10697: БПК5 - в 1,2 раза, общее железо - в 2,8 раз.
Согласно выводам экспертного заключения от 25.08.2021 N 001 в ходе сравнительного анализа результатов испытаний (измерений) сточной воды (протокол испытаний (измерений) сточной воды от 23.08.2021 N 936, проба 1626 с нормативами ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения) установлено, что в отобранной пробе воды имеет место превышение нормативов ПДК по следующим показателям: БПК - в 8 раз, нефтепродукты - в 1,5 раза, ион-аммония - в 16,8 раз, фосфат-ион - в 9,1 раз, анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) - более чем в 20 раз, железо - в 4 раза.
Довод ответчика о недоказанности причинения вреда водному объекту и причинно-следственной связи между действиями предприятия и причиненный вредом не принимается судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктами 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1 и 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 Кодекса, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Вместе с тем доказательства в опровержение названной презумпции в материалы дела ответчиком не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, ответчик причинил вред водному объекту и этот вред подлежит возмещению за его счет.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу N А32-59687/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1 и 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 Кодекса, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2022 г. N Ф08-8305/22 по делу N А32-59687/2021