г. Краснодар |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А63-17941/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - некоммерческой организации "Фонд развития пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края" (ИНН 2635224568, ОГРН 1162651079733), ответчика - Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (ИНН 2636055263, ОГРН 1082635013163), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд развития пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А63-17941/2021, установил следующее.
НО "Фонд развития пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края" (далее - фонд) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - комитет) о признании недействительным приказа от 04.10.2021 N 349/01-07од "О внесении изменений в устав фонда.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.03.2022 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что комитет не является органом управления фонда, и изложенные в приказе от 04.10.2021 требования не входят в компетенцию комитета, поскольку находятся в исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда - его правления.
Постановлением от 27.07.2022 решение от 28.03.2022 отменено, принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований отказано. Также, с фонда в доход федерального бюджета взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление от 27.07.2022.
По мнению заявителя, основания для удовлетворения иска имелись, поскольку спорный приказ не подлежит исполнению фондом ввиду соответствия деятельности фонда законодательству Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не учел, что поскольку фонд не имеет функций органа власти, то имеет право осуществлять хозяйственную деятельность. Кроме того, комитет является учредителем фонда, а не его органом управления. Внесение изменений в устав фонда относится к компетенции правления фонда, а не комитета.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции установил, что фонд создан 15.12.2016 за основным государственным регистрационным номером 1162651079733, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.1 устава фонда, он создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и распоряжением Правительства Ставропольского края от 28.11.2016 N 388-рп "О создании некоммерческой организации "Фонд развития пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края" в целях содействия реализации перспективных проектов в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности с высокой экономической эффективностью, продвижению товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, произведенных в Ставропольском крае, а также содействия развитию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, расположенных на территории Ставропольского края, в виде оказания финансовой поддержки в любой соответствующей законодательству Российской Федерации форме, в том числе в форме взносов в уставный (складочный) капитал, приобретения акций (долей в уставном капитале).
Согласно пункту 1.3 устава фонда единственным его учредителем является комитет.
16 февраля 2018 года от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС СК) в адрес комитета поступило предписание от 31.01.2018 N 1 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л. д. 28 и 29).
В предписании содержится требование о принятии комитетом мер, направленных на прекращение совмещения фондом функций хозяйствующего субъекта и органа власти, путем внесения изменений в учредительные документы фонда, определяющие его полномочия.
В рамках дела N А63-10603/2020 комитет обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным предписания от 31.01.2018 N 1, в удовлетворении которого отказано.
Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 01.10.2021 комитету установлен новый срок исполнения предписания до 13.11.2021.
С целью исполнения предписания комитет, учитывая, отсутствие права самостоятельного внесения изменений в устав фонда, издал приказ от 04.10.2021 N 349/01-7о/д "О внесении изменений в устав некоммерческой организации "Фонд развития пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края".
27 октября 2021 года состоялось заседание правления фонда, одним из вопросов повестки дня являлся вопрос о рассмотрении приказа от 04.10.2021 N 349/01-7о/д.
По результатам проведения заседания правления принято решение о поручении директору фонда обратиться в суд с обжалованием приказа от 04.10.2021 N 349/01-7 о/д, как вынесенного ненадлежащим субъектом и не влекущего для фонда правовых последствий.
Полагая, что уставная деятельность фонда непосредственно связана с выполнением функций хозяйствующего субъекта, что соответствует нормам законодательства Российской Федерации и прекращение указанной функции в его деятельности невозможно, фонд обратился в суд.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункты 1 и 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 названного Закона (часть 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"".
При этом в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом.
Суд апелляционной инстанции установил, что фонд совмещает функции хозяйствующего субъекта (путем предоставления ему права получать доход) и органа власти (путем предоставления ему права оказывать меры государственной поддержки), что нарушает требования Закона о защите конкуренции. Спорный приказ принят комитетом в пределах своих полномочий и во исполнение предписания УФАС СК от 31.01.2018 N 1.
Указанные обстоятельства позволили прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований фонда.
Доводы фонда противоречат представленным в дело доказательствам, поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Правовых оснований для отмены судебного акта не установлено.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А63-17941/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"".
При этом в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2022 г. N Ф08-11288/22 по делу N А63-17941/2021